Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных бизнес-условиях основной целью любого бизнеса является получение максимальной прибыли. В условиях нынешней жесткой рыночной конкуренции такая цель объективно предопределена: чтобы не быть вытесненной с рынка, организация должна сосредоточить всю свою деятельность на максимизации прибыли.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОХОДОВ ФИРМЫ
1.1 Сущность доходов предприятия
Получение дохода является необходимым условием деятельности коммерческих предприятий, поскольку оно является источником развития, получения прибыли, финансирования текущих расходов и выполнения налоговых обязательств. Доход указывает на то, что существует спрос на производимую продукцию. Доход является основой для самофинансирования деятельности, но при условии, что его объем достаточен для покрытия расходов и обязательств и получения чистой прибыли. Следовательно, увеличение оборота компании помогает улучшить ее финансовое состояние [12].
Понятие категории "доход" изучалось веками. В конце 15 века меркантилисты исследовали методы увеличения дохода от обращения, а именно торговли. Русские ученые того времени, в частности А. Ордин-Нащекин и Ю. Кирзанич, изучали доходы промышленного сектора. Они считали промышленный труд основным источником дохода. Физиократы, в свою очередь, считали крестьян и землевладельцев производящим классом, а ремесленников называли "бесплодным" классом. Однако они признали, что ремесленники имели доход и, следовательно, должны были платить налоги.
Эти экономические тенденции легли в основу дальнейших исследований сущности дохода. Так Уильям Петти, основатель классической школы политической экономии, с трудом определил доходы и богатство страны. Английский экономист Адам Смит выделил 3 вида дохода: а) заработная плата – доход работников; б) прибыль - это часть стоимости, создаваемой рабочими; в) рента.
1.2. Необходимость построения механизма управления доходами предприятия
Анализ выручки за предыдущие периоды важен для компании, поскольку она должна видеть масштаб, в котором ее деятельность будет развиваться в будущем.
После проведенного анализа необходимо искать способы увеличения дохода. Для этого вам необходимо определить, какие факторы больше всего влияют на доход и можно ли их регулировать. Как только все возможные способы увеличения дохода будут рассмотрены, начните составлять годовые планы доходов. Затем эти планы разбиваются на кварталы, чтобы усилить контроль над доходами в течение года и создать возможности для своевременных корректирующих действий в случае необходимости.
Мониторинг реализации планов доходов заключается в сравнении фактических доходов с запланированными доходами. Существуют методы, которые можно использовать для увеличения дохода, а именно: - метод ценообразования; - метод тарифного плана; - метод групповых квот; - метод групповой оптимизации. Метод низких цен основан на том, что компания анализирует ценовую политику конкурентов и устанавливает цены ниже цен своих конкурентов [17].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ДОХОДОВ ФИРМЫ
2.1 Виды и формы доходов фирмы
Основным видом деятельности компании, с целью которой она была создана, является операционная деятельность. Характер операционной деятельности компании определяется спецификой сферы или сектора экономики, к которому она принадлежит. Основой деятельности большинства компаний является производственно-сбытовая или торговая деятельность.
Основная часть операционного дохода компании является источником возмещения всех текущих расходов (издержек), связанных с осуществлением ее деятельности. Выполнение этой задачи гарантирует, что деятельность компании является самодостаточной. . Часть операционного дохода компании служит источником налоговых платежей, связанных с осуществлением коммерческой деятельности [16; 23].
Эта часть операционного дохода обеспечивает формирование средств из государственного и местных бюджетов и внебюджетных фондов. Выполнение этой задачи гарантирует выполнение финансовых обязательств компании перед государствами. Определенная часть операционного дохода компании является источником ее чистой операционной прибыли. За счет этой части операционного дохода предприятие генерирует средства на развитие производства, резерв, дополнительные финансовые стимулы для персонала, социальные выплаты, выплаты владельцам предприятия и т.д.
Выполнение этой задачи гарантирует, что развитие операционной деятельности компании в предстоящий период будет самофинансироваться на расширенной основе.
Операционная прибыль компании делится на два основных типа:
- Валовая (совокупная) операционная прибыль. Она представляет собой общую сумму доходов компании от продажи товаров, работ и услуг, полученных в денежной, материальной и нематериальной форме в течение определенного периода времени как на территории соответствующего государства, так и за рубежом.
- Чистый операционный доход. Он представляет собой разницу между суммой валового (общего) операционного дохода и суммой налогов, включенных в цену продукта, т.е. налогов, уплаченных с дохода (НДС, акцизы, таможенные пошлины и т. д.).
Прогнозируемая чистая выручка (прибыль от продаж) может быть определена как сумма ожидаемых прибылей и расходов, "очищенных" от НДС и других налогов и вычетов, относящихся к выручке (а также связанным с ней расходам).
Чистый доход компании от финансово-хозяйственной деятельности рассчитывается как разница между чистым доходом компании от продажи и суммой уплаченных процентов и других операционных расходов. Чистый доход также должен включать проценты, полученные компанией, доходы от участия в других организациях и прочий операционный доход. Следует отметить, что в соответствии с налоговым законодательством проводится различие между доходом, подлежащим налогообложению, и доходом, не подлежащим налогообложению. Налогооблагаемый доход - это валовой доход компании и других налогоплательщиков, который уменьшается на сумму валового дохода, освобожденного от уплаты налогов. Это та часть дохода юридических и физических лиц, с которой они по закону обязаны платить налоги и сборы[14; 27].
Необлагаемый налогом доход - это доход, который полностью не облагается подоходным налогом. С полным перечнем таких доходов можно ознакомиться в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Список закрытый, что означает, что налоги должны взиматься со всех других видов дохода, не включенных в список.
Доходы, не учитываемые для целей налогообложения (статья 251 НК РФ): в виде активов, полученных налогоплательщиками авансом методом начисления; взносов в уставный капитал (фонд) организации; в виде активов по договору комиссии, агентского взноса. соглашение или другой аналогичный договор; займы, займы или погашение кредитных обязательств; активы, полученные в рамках целевого финансирования; сумма амортизированных и / или уменьшенных обязательств; положительная разница, полученная в результате переоценки ценных бума. Чтобы оценить размер дохода, необходимо провести различие между "номинальным" и "реальным" выражением.
Номинальный доход - это сумма денег, доступная потребителю в текущем периоде для приобретения товаров по ценам, установленным в этом периоде. Реальный доход - это совокупность товаров, выраженных в натуральной форме, которые могут быть приобретены за счет имеющегося номинального дохода по текущим ценам на сырьевые товары. Реальный доход отражает покупательную способность номинального дохода, выраженную в ценах текущего периода. Как правило, доход делится на доход от обычной деятельности и другие доходы [18; 21].
Доход от обычной деятельности - это доход от продажи продукции и товаров, доход от выполнения работ, услуг, дебиторской задолженности, арендной платы, роялти и роялти.
Прибыль признается при следующих условиях:
а) Компания имеет право получать этот доход по определенному контракту или иным образом подтверждаться соответствующим образом;
б) Размер дохода может быть определен;
c) Существует уверенность в том, что конкретная операция увеличит экономические выгоды компании;
г) Право собственности (владение, использование и распоряжение) на продукт (товар) перешло от компании к покупателю или работа была принята клиентом (услуга была оказана);
e) Могут быть определены расходы, понесенные в связи с этой транзакцией.
2.2. Доходы и расходы организации: классификация, учет и анализ
Множество имеющихся подходов к классификации расходов и доходов для осуществления целей бухгалтерского учета, учитывая требования налогового законодательства и нормы МСФО и иных критериев – обязует их систематизировать посредством создания единой классификации.
С целью достижения единого подхода к вопросу выделения классификации расходов и доходов организации в качестве базы классификации полагается тот признак, использование которого может позволить учитывать характер цели данной классификации. Учитывая связь определенных доходов (расходов) с установленными видами деятельности, базовым признаком в ходе разработке классификации расходов и доходов является «вид деятельности».
Имеющиеся различия в классификации видов деятельности и различия в классификации расходов и доходов являются базой для объединения наиболее важных признаков данной классификации в рамках одной схемы «Классификация видов деятельности», указанной в таблице 1. Используя конкретную классификацию, каждый доход (расход) рассматриваются с четырех позиций: для целей налогового учета, для целей бухгалтерского учета, с учетом МСФО и в целях осуществления экономического анализа финансовых потоков. К примеру, выручка от реализации продукции является доходом от уставного вида деятельности (для осуществления целей бухгалтерского учета), доход, который получен в результате деятельности, взаимосвязанной с реализацией, и который учитывается при налогообложении в ходе расчета налоговой базы при налоге на прибыль (для целей налогового учета), доход от обычной операционной деятельности (учитывая МСФО), доход текущей деятельности (учитывая классификацию видов деятельности в целях последующего анализа финансовых потоков).
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ФИРМЫ
3.1 Анализ проблем управления прибылью на предприятии
Сегодня в любой сфере бизнеса необходимо постоянно ориентироваться на прибыльность и практические результаты, потому что все меняется очень быстро, конкуренция настолько жесткая, покупатели настолько разборчивы в покупке товаров и услуг, конкуренты быстро снижают цены на свою продукцию, что вам нужно быть более проницательными, умными и бдительными чем когда-либо прежде. Есть только два способа увеличить свой доход.
Первый способ заключается в увеличении прибыли при сохранении неизменных затрат, другими словами, в увеличении выручки без снижения затрат. Второй способ заключается в снижении затрат на производство и распределение товаров и услуг без изменения объемов продаж. При этом прибыль является не только критерием эффективности управления экономической и финансовой деятельностью, но и необходимым условием дальнейшего развития компании и основой для инноваций [19; 25].
Очевидно, что прибыль от инноваций в то же время является условием их появления. Это порочный круг экономической и финансовой деятельности: компании получают оптимальную прибыль, развивая бизнес-операции, основанные на инновациях в области продаж, оборудования, обработки, компьютеризации, организации труда и управления; эти инновации, в свою очередь, требуют инвестиций, источником которых в конечном итоге является прибыль.
В настоящее время компания должна стремиться к максимизации прибыли, если не к такой прибыли, которая позволила бы ей не только прочно удерживать свои позиции на рынке своих товаров и услуг, но и динамично развивать свою деятельность в конкурентной среде. В конечном счете, речь идет о знании источников прибыли и поиске методов ее наилучшего использования. Поэтому прибыль является фундаментальным показателем деятельности компании, и улучшение формирования стоимости актуально на современном этапе.
Прибыль является важным показателем финансовых ресурсов компании, связанных с валовым доходом. Прибыль - важнейшая экономическая категория и главная цель любой коммерческой организации. Как экономическая категория, прибыль отражает чистый доход, полученный от материального производства, и выполняет ряд функций:
1. Характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.
2. Стимулирует.
3. Является основным источником формирования бюджетов на разных уровнях. Прибыль компании, как уже упоминалось, характеризуется не только ее многомерностью, но и разнообразием форм.
Как работает экономическая категория прибыли:
1) целевой показатель деятельности компании;
2) эффективный показатель оценки;
3) источник развития и финансирования предприятия.
Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, работников, предприятий и собственников. Удовлетворение экономических интересов государства обеспечивается уплатой налогов, которые государство затем использует для решения социальных проблем. Экономические интересы компании заключаются в увеличении доли прибыли, которая находится в ее распоряжении, а затем направляется на ее развитие. Заинтересованность работников в увеличении прибыли связана с созданием дополнительных возможностей для материального стимулирования [17; 24].
А.Д. Шеремет и А.Ф. Ионова предлагают следующую модель формирования финансовых результатов (рис. 2).
3.2 Практические пути увеличения прибыли фирмы
В современных экономических реалиях управление финансовыми ресурсами играет ключевую роль в деятельности компаний. Финансовое положение хозяйствующих субъектов характеризуется наличием финансовых ресурсов, необходимых для эффективного функционирования, их правильного размещения и целевого использования.
Контроль и регулирование финансовых результатов необходимы, потому что они позволяют: достигать стратегических целей, увеличивать производственные мощности компании и поддерживать текущую деятельность. Постоянная работа по получению и максимизации чистой прибыли является важнейшим критерием успешной работы компании.
Для увеличения прибыли компании могут быть предприняты следующие действия:
1) увеличение производства и продаж;
2) снижение производственных затрат;
3) улучшение качества выпускаемой продукции.
Посмотрим, как можно добиться быстрого и эффективного снижения производственных затрат. Достижение наилучших результатов при наименьших затратах означает снижение производственных затрат. В экономическом смысле себестоимость - это денежное выражение затрат организации на производство и реализацию продукции.
Себестоимость продукции - это оценка затрат на природные и топливно-энергетические ресурсы, сырье, материалы, основные средства, рабочую силу и другие затраты, непосредственно связанные с производственным процессом.
Постоянное совершенствование оборудования и технологий является необходимым условием снижения затрат. Приобретение основных средств, механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологий и использование нового сырья оказывают существенное влияние на снижение себестоимости продукции. Чтобы снизить производственные затраты, необходимо применять кооперацию и специализацию. Себестоимость продукции в организациях массового производства ниже, чем на предприятиях, производящих ту же продукцию в меньших объемах[18; 24].
Снижение затрат достигается в первую очередь за счет повышения производительности труда. С повышением производительности труда затраты на рабочую силу на единицу продукции снижаются. Таким образом, доля фонда оплаты труда в общих расходах уменьшается.
Чтобы снизить производственные затраты, необходимо найти способы снижения затрат в производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное введение режима экономии должно осуществляться на всех объектах - для снижения материальных затрат каждой единицы продукции, снижения затрат на техническое обслуживание и управление производством, устранения брака. Затраты на приобретение сырья и материалов занимают значительную долю в общей структуре производственных затрат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было установлено, что в условиях экономических изменений в стране вопрос организации финансов и, как следствие, оптимизации движения финансовых ресурсов очень важен как на макроуровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов. Вся хозяйственная жизнь предприятия скрыта от двух групп фактов хозяйственной жизни - это доходы и расходы, которые в свою очередь являются неотъемлемыми экономическими категориями деятельности предприятия и отражают финансовые доходы и расходы по всем видам обычной и иной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабичев С.Н. Факторинг: учебное пособие / С.Н. Бабичев, А.А. Лабзенко, А.Ю. Подлеснова. – М.: Маркет ДС, 2019. – 208 с.
2. Баканов М.И. Теория экономического анализа: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. / М.И. Баканов, М.В. Мельник, А.Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 536 с.
3. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: учебное пособие / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 224 с.
4. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Т.Б. Бердникова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 224 с.
5. Берзинь И.Э. Экономика предприятия: учебник / И.Э. Берзинь, С.А. Пикунова, Н.Н. Савченко, С.Г. Фалько. – М.: Дрофа, 2017. – 367 с.
6. Бочаров В.В. Финансовый анализ: учебное пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. / В.В. Бочаров. – СПб.: ПИТЕР, 2019. – 240 с.
7. Буглаков О.П. Анализ предприятия // [Электронный ресурс]. - URL:http://www.alleng.ru (дата обращения 26.08.2024).
8. Гиляровская Л.Т., Ендовицкая А.В. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций: учебное пособие / Л.Т. Гиляровская, А.В. Ендовицкая. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2016 – 159с.
9. Гинзбург А.И. Экономический анализ: Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. / А.И. Гинзбург. – М.: ПИТЕР, 2019. – 448 с.
10. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия. Анализ, оценка и управление в рыночной экономике: учебник / А.В. Грачев. – М.: Дело и сервис, 2016. – 544 с.
11. Доходы предприятия: понятие и сущность // [Электронный ресурс]. - URL: http://uchebnikionline.com (дата обращения 26.08.2024).
12. Дуракова Н.Ю. Исследование формирования понятия дохода в истории экономической мысли / Н.Ю. Дуракова // Актуальные вопросы экономических наук: электронная научная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-formirovaniyaponyatiya-dohoda-v-istorii-ekonomicheskoy-mysli
13. Дыбаль С.В. Финансовый анализ: Теория и практика: учебное пособие / С.В. Дыбаль. – СПБ.: Изд. Дом «Бизнес – премия», 2016 – 304 с.
14. Ефремов О.К. Особенности формирования доходов предприятия // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.grandars.ru (дата обращения 26.08.2024).
15. Зайдеко О.Р. Основные функции капитала // [Электронный ресурс]. - URL: http://engineeringsystems.ru (дата обращения 26.08.2024).
16. Канке А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: / А.А. Канке, И.П. Кошевая. – М.: Форум – ИНФРА-М, 2018. – 287 с.
17. Карпов Ю.И. Финансовое состояние предприятия // [Электронный ресурс]. - URL: http://http://www.strategplann.ru (дата обращения 26.08.2024).
18. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. – М.: Проспект, 2019. – 420 с.
19. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент: учебник / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 754 с.
20. Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: учебно-практическое пособие / В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2015. – 336 с.
21. Механизмы и способы управления доходами предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bibliofond.ru/view.aspx?id=579636
22. Нехай Д.Ю. Управление доходами и расходами предприятия / Д.Ю. Нехай [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – №6. – Режим доступа: web.snauka.ru/issues/2015/06/54563
23. Онищенко О.И. Как организации можно заработать больше денег // [Электронный ресурс]. - URL:http://corp.megafon.ru (дата обращения 26.08.2024).
24. Петровский О.Ю. Финансирование деятельности предприятия // [Электронный ресурс]. - URL:http://www.rusnauka.com (дата обращения 26.08.2024).
25. Погорелов А.А. Финансовое управление компанией // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.studfiles.ru (дата обращения 26.08.2024).
26. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 330 с.
27. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 320 с.
28. Смирнов С.С. Сущность и классификация доходов предприятия / С.С. Смирнов, Е.И. Воробьева // Финансы и страхование: сборник трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. — Симферополь: ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2017. — С. 90-96.
29. Ульянова О.П. Как эффективнее распоряжаться доходами организации // [Электронный ресурс]. - URL: http://berg.com.ua (дата обращения 26.08.2024).