Фрагмент для ознакомления
2
Правительство Российской Федерации занимает центральное место в системе разделения властей, выступая в качестве высшего органа исполни-тельной власти. Его деятельность регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента РФ, что опреде-ляет его роль и полномочия в рамках взаимодействия с законодательной и судебной ветвями власти. Важным элементом функционирования Правитель-ства является соблюдение принципов законности, подотчетности и ответ-ственности перед Федеральным Собранием и Президентом. Разделение вла-стей в России направлено на обеспечение сбалансированного взаимодействия между ветвями власти, предотвращение концентрации полномочий в одном органе и создание системы взаимного контроля и сдержек. Правительство, реализуя свою исполнительную функцию, обеспечивает выполнение государ-ственной политики, принятие и исполнение решений в сфере экономики, со-циальной защиты, обороны и других ключевых областях, что делает его неотъемлемой частью государственного управления.
В научных исследованиях существует множество интерпретаций функ-ций и полномочий исполнительной власти. Один из подходов акцентирует внимание на многоуровневой организации функций, разделяющихся на клю-чевые и поддерживающие. К числу основных функций относятся поддержа-ние правопорядка, обеспечение государственной безопасности, выполнение регулирующих и административных задач, а также защита прав и свобод личности . В свою очередь, поддерживающие функции, которые служат реа-лизации первоочередных задач, охватывают законодательную деятельность и оперативно-исполнительные меры, направленные на повышение эффектив-ности государственной власти.
Альтернативный многоуровневый подход к распределению функций исполнительной власти подразделяет их на исключительные и учетные. К ка-тегории исключительных относятся контрольные и надзорные функции, дея-тельность по выдаче разрешений, а также функции, связанные с нормативно-правовым регулированием, управлением государственным имуществом и предоставлением общественно значимых услуг. Учетные функции, в свою очередь, охватывают такие задачи, как ведение государственных реестров, регистров и кадастров, обеспечивающих систематизацию и учет данных, не-обходимых для осуществления административных полномочий .
Также в научной литературе существует типология, которая акценти-рует внимание на основных функциях исполнительной власти, таких как пра-воохранительная деятельность, координация, регулирование и организаци-онные задачи . В то же время альтернативный подход предлагает более ши-рокую классификацию, включающую в себя функции исполнительного ха-рактера, защиты прав граждан, социально-экономического управления, ре-гулирования, законотворческой деятельности, охраны правопорядка, а так-же обеспечение соблюдения законности и конституционных принципов в гос-ударстве.
Таким образом, исполнительная власть - это «совокупность государ-ственно-властных полномочий, реализуемых специально учреждаемыми ор-ганами, важнейшей функцией которых является исполнение законов и иных нормативно-правовых актов» .
Под органом исполнительной власти понимается «государственная ор-ганизация, являющаяся целостным самостоятельным структурным образова-нием государственного аппарата и представляющая организованный коллек-тив людей, который, действуя в рамках закрепленной за ним компетенции от имени государства в целях решения задач, стоящих перед государством и обществом, осуществляет функции исполнительной власти в Российской Фе-дерации и ее субъектах и наделен для этого государственно-властными пол-номочиями» .
В соответствии со ст. 77 Конституции РФ, в России сформирована еди-ная система исполнительной власти, образованная федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Исполнительная власть в Российской Федерации реализуется Правитель-ством РФ и Президентом РФ, главой государства.
До проведения реформы в 2020 году структура федеральных органов исполнительной власти характеризовалась менее формализованным и менее детализированным распределением полномочий и функций. В предыдущие годы структура федеральной исполнительной власти основывалась на тра-диционной вертикальной модели управления, при которой существовала значительная концентрация функций на уровне федеральных министерств и ведомств, что порождало определенную степень дублирования полномочий. Недостаточно четкие механизмы взаимодействия между различными звенья-ми исполнительной власти и слабая координация в ряде вопросов часто при-водили к замедлению принятия решений и снижению эффективности их реа-лизации.
• После проведения реформы 2020 года структура федеральных органов исполнительной власти получила более четкую и формализованную организацию, которая была закреплена на законодательном уровне. В рам-ках этой реформы были упорядочены полномочия и функции ключевых фе-деральных министерств и ведомств, что способствовало устранению дубли-рования компетенций и повышению эффективности их работы. Новая струк-тура характеризуется строгим разделением функций на управленческие, кон-трольные, надзорные и регуляторные, что позволило оптимизировать адми-нистративные процессы и повысить прозрачность принятия решений. Ре-форма также усилила координационные механизмы между органами испол-нительной власти на всех уровнях, закрепив их взаимодействие на уровне нормативных актов, что обеспечило более эффективное функционирование системы управления государством .
Исходя из отраслевого назначения министерств и служб, можно сде-лать вывод о том, что в прямом ведении Президента РФ находятся органы исполнительной власти, непосредственно связанные с вопросами обеспечения национальной безопасности, - МВД, МИД, Министерство обороны, ФСИН и т.д. Под национальной безопасностью понимается «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независи-мости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны» .
В системе исполнительной власти Российской Федерации Правитель-ство РФ выполняет ключевую управляющую, организующую и администра-тивную функцию. Оно руководит федеральными министерствами, которые определяют и координируют государственную политику в своих сферах, а также осуществляют нормотворческую деятельность в соответствующих об-ластях. Федеральные службы, подчиненные Правительству, ответственны за контроль и надзор в подведомственных сферах, тогда как федеральные агентства занимаются предоставлением государственных услуг и управлени-ем государственным имуществом.
Структура федеральных органов исполнительной власти в России по-сле реформ 2020 года отражает многоуровневую организацию, ориентиро-ванную на баланс между федеральным и региональным уровнями. Она включает центральные федеральные органы, такие как министерства, агентства и службы, которые формируют исполнительную вертикаль власти. Министерства выполняют ключевые функции по разработке и реализации государственной политики в определенных сферах, агентства и службы — специализированные надзорные, контрольные и регуляторные функции.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1–ФКЗ) // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. N 4–ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации. 2020. № 45. Ст. 7061.
3. О Регламенте Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации: постановление ГД ФС РФ от 22 января 1998 г. № 2134–II ГД // Собрании законодательства Российской Федерации. 1998. № 7. Ст. 801.
4. Указ Президента РФ от 21.01.2020 г. № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета от 22 января 2020 г. № 11.
5. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года: утв. Правительством РФ от 29 сент. 2018 г. № 8028п–П13 // КонсультантПлюс: справ.–правовая система. – URL: https://www.consultant.m/document/cons_doc_LAW_307872/ (дата обращения: 01.02.2024).
Литература
6. Авакьян С.А. Конституционная реформа 2020 и российский парламентаризм: реальность, решения, ожидания / С.А. Авакьян // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. – 2020. – № 3. – С. 7–33.
7. Алдабергенов С.Е. Правовой статус правительства РФ / С.Е. Алдабергенов // В сборнике: Развитие современной юриспруденции: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей IV Международной научно–практической конференции. – Пенза, 2022. – С. 13–15
8. Выскребенцева М.Ю. Коллегиальная (коллективная) ответственность правительства / М.Ю. Выскребенцева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 11—2. – С. 54.
9. Занко Т.А. Конституционные поправки 2020: влияние на федеральную исполнительную власть / Т.А. Занко // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2020. – № 3. – С.7–22.
10. Коваль Т.А. Исполнительная власть: анализ понятия, сущность / Т.А. Коваль // Вестник ЗабГУ. – 2011. – № 10. – С.56.
11. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: сущность, функции / Ю.М. Козлов // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. – 1992. – № 4. – С. 3–12.
12. Лапина М.А. Административное право / М.А. Лапина. – М.: Консультант Плюс, 2009. – 549 с.
13. Мамитова, Н.В. Совершенствование российского законодательства в сфере ответственности Правительства Российской Федерации / Н.В. Мамитова, А.В. Чепус // Журнал российского права. – 2015. – № 7 (223). – С. 13–20.
14. Марков Л.С. Механизм реализации полномочий Правительства Российской Федерации / Л.С. Марков // В сборнике: Гуманитарные и правовые проблемы современной России. Материалы XIX всероссийской студенческой научно–практической конференции. – Новосибирск, 2024. – С. 171–173.
15. Марков Л.С. Основные цели, задачи и принципы деятельности правительства Российской Федерации / Л.С. Марков // В сборнике: Гуманитарные и правовые проблемы современной России. Материалы XIX всероссийской студенческой научно–практической конференции. – Новосибирск, 2024. – С. 173–175.
16. Топоркова М.К. Конституционно–правовой статус членов Правительства Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / М.К. Топоркова. – М., 2004. – 28 с.
17. Чупилкина А.Ф. Конституционно–правовая ответственность Председателя Правительства Российской Федерации: экономический концепт действительности / А.Ф. Чупилкина // Конституционное и муниципальное право. – 2021. – № 7. – С. 10—14.
18. Щуковский А.В. Вотум недоверия как форма парламентского контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации / А.В. Щуковский // Современные тенденции развития права в условиях глобализации: сравнительно–правовой аспект: сб. науч. ст. – М., 2018. – С. 216–221.