Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Изучение процессов взаимовлияния западной и восточнославянской (украинско-русской) книжности в XVI–XVII вв. представляет значительный научный интерес, поскольку данный период характеризуется усилением западного влияния на культуру и богословскую мысль восточнославянских земель.
Исследование данного феномена позволяет глубже понять трансформации, которые происходили в религиозно-интеллектуальной сфере Киевской митрополии в эпоху Реформации и Контрреформации.
Изучение процессов рецепции западных богословских идей и их отражения в украинско-русской книжности имеет важное значение для выявления особенностей развития православной традиции в условиях растущего католического влияния.
Данная тема напрямую связана с вопросами религиозной полемики и церковной унии, что делает ее актуальной в контексте современных дискуссий об исторических путях развития восточнославянского православия.
Цель данной курсовой работы – охарактеризовать основные формы и направления западного влияния на украинско-русскую книжность в XVI–XVII вв., а также выявить особенности рецепции западных богословских и культурных тенденций в православной среде Киевской митрополии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Оценить исторический контекст распространения католицизма на украинских землях и выявить основные механизмы проникновения западного влияния в православную книжную культуру.
2. Охарактеризовать влияние западной богословской мысли на православные традиции Киевской митрополии, в частности, проанализировать полемику между православными и католиками по вопросу Евхаристии.
3. Исследовать процессы рецепции западных богословских концепций в православной среде, в том числе проследить, как идеи Реформации и контрреформации отразились в украинско-русской книжности.
4. Оценить развитие западных тенденций в украинско-русской книжной культуре, в том числе выявить влияние латинского языка и западноевропейской стилистики на местную книжность.
5. Рассмотреть, каким образом процессы, связанные с церковной унией, нашли отражение в книжной культуре Киевской митрополии.
Объектом исследования является книжная культура Киевской митрополии XVI–XVII вв. в контексте ее взаимодействия с западными интеллектуальными и религиозными традициями.
Предметом исследования выступают основные формы и направления западного влияния на украинско-русскую книжность, а также особенности восприятия и трансформации западных идей в православной Киевской митрополии.
Обзор источников. Источниковую базу исследования составляют разнообразные письменные памятники XVI–XVII вв., отражающие процессы взаимодействия западной и восточнославянской книжности.
Среди них можно выделить следующие группы:
1. Богословские, полемические и историко-публицистические сочинения, созданные как православными, так и католическими авторами. Например, труды Ивана Вишенского, Кирилла Транквиллиона-Ставровецкого, Мелетия Смотрицкого, Кассиана Саковича, Иоанникия Галятовского и др. Источники позволяют проследить специфику восприятия западных идей в православной среде, а также характер религиозной полемики.
2. Нормативные источники, включающие постановления Брестского церковного собора 1596 г., акты Киевского Синода 1628 г., а также различные канонические памятники, регулировавшие церковную жизнь. Эти документы дают возможность оценить влияние западных тенденций на церковную организацию и литургическую практику Киевской митрополии.
3. Документальные источники, представленные различными актами, отчетами, протоколами, которые отражают административно-хозяйственную деятельность православных братств, монастырей, епископских кафедр. Эти материалы помогают реконструировать социокультурный контекст распространения западного влияния.
Следует отметить, что ряд рассматриваемых источников уже введены в научный оборот и опубликованы. Вместе с тем, некоторые архивные документы и рукописные памятники требуют дальнейшего изучения и систематизации. В целом, источниковая база исследования представляется достаточно репрезентативной для раскрытия заявленной темы.
Обзор литературы. Проблема западного влияния на украинско-русскую книжность XVI–XVII вв. неоднократно становилась предметом научных исследований.
Одним из первых обратился к этой теме известный историк Михаил Дмитриев, который в ряде своих работ, например, таких как «Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской унии»[ Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. – М. : Изд-во Моск. Ун-та, 2003. – с.23], рассмотрел процессы распространения католицизма на украинских землях и их влияние на православную традицию. Дмитриев подробно проанализировал полемику вокруг вопросов Евхаристии и церковной унии, выявив ключевую роль книжности в этих дискуссиях.
Значительный вклад в изучение рецепции западных богословских идей в православной среде внес Анатолий Турилов. В своих трудах[ Турилов А. А. Образование и просвещение на Украине в XVI–XVII вв. Киев, 1987.] он исследовал особенности развития образования и просвещения на Украине в XVI–XVII вв., охарактеризовав влияние западной схоластики и гуманистических тенденций на украинскую интеллектуальную элиту того времени.
Ряд работ, посвященных конкретным персоналиям, внесшим весомый вклад в развитие украинско-русской книжности под влиянием Запада, был подготовлен Любовью Левшун. В ее работе «История восточнославянского книжного слова XI- XVII вв»[ Левшун Л.В. История восточнославянского книжного слова XI- XVII вв. / Л. В. Левшун. – Минск: Экономпресс, 2001. – С.31-35.] рассматривается трансформация религиозно-философских взглядов этих деятелей под воздействием западноевропейских интеллектуальных течений.
Особого внимания заслуживают исследования Бориса Флори, посвященные взаимоотношениям государства и Церкви на Украине в XVII в. Б.Н. Флоря проанализировал роль книгопечатания в распространении идей церковной унии.
Помимо этого, важные наблюдения относительно влияния западной книжности на украинско-русскую традицию содержатся в трудах Юрия Булычева, изучавшего творчество Кирилла Транквиллиона-Ставровецкого. Булычев показал, как латинский язык и западные жанровые модели проникали в сочинения видного православного полемиста и книжника.
Вопросы рецепции идей Реформации и контрреформации в православной среде Киевской Митрополии затрагивались также в работах, посвященных истории братских школ[ Садовникова Н.Е. Значение Братских школ в истории российского государства // Мир науки и образования. – 2016. – №1 (5).]. Исследователи, в частности, отмечали влияние гуманистических тенденций на содержание учебных программ этих учебных заведений.
Униатские авторы, представители Киевской Митрополии, в своих работах затрагивали вопросы рецепции идей Реформации и Контрреформации в православной среде. Исследователи отмечали влияние гуманистических тенденций на содержание учебных программ братских школ, которые находились под влиянием этих авторов.
Таким образом, в современной историографии накоплен значительный массив исследований, освещающих различные аспекты взаимодействия западной и украинско-русской книжности в рассматриваемый период. Следует признать, что целостной картины этого процесса пока не сложилось.
Большинство работ сосредоточены на изучении отдельных персоналий, тематических сюжетов или региональных особенностей. Комплексный анализ форм и направлений западного влияния на всю систему украинско-русской книжности в XVI–XVII вв. до сих пор остается актуальной исследовательской задачей.
Структура курсовой работы обусловлена поставленными целями и задачами.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В первой главе рассматриваются проблемы распространения католического учения о Евхаристии в Киевской митрополии в конце XVI – начале XVII вв. Здесь анализируется исторический контекст экспансии католицизма на украинских землях, влияние западной богословской мысли на православные традиции, а также полемика между православными и католиками по вопросу Евхаристии.
Вторая глава посвящена анализу западного влияния и процессов уклонения в унию. В ней изучается развитие западных тенденций в украинско-русской книжности, рассматривается рецепция западных богословских концепций в православной среде, а также исследуется, каким образом процессы унии нашли отражение в книжной культуре Киевской митрополии.
В заключении подводятся основные итоги проведенного исследования, формулируются выводы относительно характера и особенностей западного влияния на украинско-русскую книжность в XVI–XVII вв., а также намечаются перспективы дальнейшего изучения данной проблематики.
Таким образом, данная работа призвана восполнить существующие лакуны в изучении процессов взаимодействия западной и восточнославянской книжной культуры в рассматриваемый период,
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
Источники:
1.Didymus Alexandrinus. Fragmenta in Psalmos. Berlin, 1969.
2.Василий Великий. Послания. М., 2009.
3.Вишенский И. Сочинения. М., 1955.
4.Евсевий Кесарийский. Церковная история. М., 2001.
5.Созомен. Церковная история. М., 1851.
Литература:
6.Антонов К. М. Философское наследие И. В. Киреевского. Антропологический аспект. М., 2007.
7.Беневич Г. И. Полемика Прокла Диадоха с Плотином о материи и зле и апперцепция этой полемики в Ареопагитском корпусе // Электронный ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/4205062.html.
8.Булычев Ю. Ю. Кирилл Транквиллион-Ставровецкий: жизнь и творчество. М., 2001.
9.Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2003. – 320 с.
10.Карсавин Л. П. Введение в историю // Вопросы истории. 1996. № 8. С. 117–123.
11.Левшун Л.В. История восточнославянского книжного слова XI- XVII вв. / Л. В. Левшун. – Минск: Экономпресс, 2001. – 351 с.
12.Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор / А. Ф. Лосев, ред. М., 1999.
13.Турилов А. А. Образование и просвещение на Украине в XVI–XVII вв. Киев, 1987.
14.Флоря Б. Н. Отношения государства и церкви на Украине в середине XVII века. М., 1987.
15.Stowers S. Letter Writing in Greco-Roman Antiquity. Philadelphia, 1986.
16.The Old Testament Pseudepigrapha / J. H. Charlesworth, ed. New York, 1983. Vol. 1.
17.Tröltsch E. Gesammelte Schriften. Tübingen, 1913. Bd. 2.