Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Военная служба — это особый вид государственной службы, которая заключается в выполнении гражданами своих воинских обязанностей, предусмотренных законодательством, в рядах Вооружённых Сил РФ или других войсках. Военная служба — это наиболее активное проявление долга и ответственности каждого гражданина по защите своей Родины.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ
1.1 Содержание, цели и задачи работы с военнослужащими
Военно-социальная работа направлена на практику, и её объектом является предмет этой практики — деятельность организаций и отдельных лиц по обеспечению гармоничного взаимодействия человека и окружающей среды. Предметом военно-социальной работы являются закономерности, тенденции, противоречия, функции, формы и методы деятельности институтов, способствующих гармонизации взаимодействия человека и социальной военной среды [22, с. 78].
Главная цель военно-социальной работы — гармоничное взаимодействие индивида и социальной военной среды конкретного воинского социума. Специалисты военно-социальной работы должны осознавать, что человек, социальная военная среда и воинский социум являются объектами и предметами этой деятельности, изучаемыми другими социальными науками. Взаимосвязь между ними обуславливает три основные задачи военно-социальной работы и потребность в соответствующих специалистах.
Первая задача заключается в воздействии на человека для его социализации в военной среде и вхождения в воинский социум. Для этого требуется подготовка многопрофильных кадров военно-социальных работников, специализирующихся на интеграции индивида в воинский социум.
Вторая задача состоит в улучшении социальной военной среды и конкретного воинского социума в интересах человека. Это требует подготовки многопрофильных военно-социальных работников, специализирующихся на изменении социальных отношений в воинском социуме.
Третья задача военно-социальной работы — оптимизировать взаимодействие человека и социальной военной среды определённого воинского социума. Для этого необходимо подготовить многопрофильных специалистов по военно-социальной работе, которые будут заниматься гармонизацией взаимоотношений между клиентами и социальной военной средой [21, c. 92].
Цель и задачи военно-социальной работы характеризуются следующим образом: во-первых, цель частично совпадает с формулировкой третьей задачи, хотя и не идентична из-за различий в сути оптимизации и гармонизации. Это совпадение обусловлено триединством объекта военно-социальной работы, включающего конкретного человека и социальную военную среду (воинский социум), а также особой ролью их взаимодействия, которое составляет сущность военно-социальной работы.
Во-вторых, цель и задачи военно-социальной работы отражают её педагогическую направленность, характерную для российского опыта развития социальной работы в целом. Социально-педагогический компонент военно-социальной работы обуславливает необходимость подготовки двух типов специалистов: социальных педагогов и социальных работников, обладающих как общими чертами, так и существенными различиями.
В-третьих, задачи военно-социальной работы указывают на необходимость расширения практики социальной защиты различных групп населения (детей, инвалидов, пожилых людей) и предоставления различных видов социальной поддержки (образовательной, медицинской, бытовой, психологической и других). Этот ведомственный подход приводит к распылению ресурсов, дублированию усилий специалистов и игнорированию потребностей обычных людей, которые не сталкиваются с проблемами. Такой подход акцентирует внимание руководителей социальной работы на кризисных мерах, в ущерб комплексным профилактическим и превентивным стратегиям [18, с. 55].
Меры должны быть приняты на разных уровнях.
Теоретический и методологический уровень включает:
- глубокий анализ социальной ситуации в стране и перспектив её развития во всех сферах общественной жизни, включая вооружённые силы;
- прогнозирование изменений в социальном благополучии и статусе основных социальных групп, среди которых важную роль играют военнослужащие и члены их семей;
- определение целей развития социальной сферы общества и вооружённых сил, а также соотношение социальных потребностей военнослужащих (включая тех, кто ушёл в запас) и членов их семей с экономическими возможностями общества на разных этапах его развития;
- формирование образа военнослужащего как высококвалифицированного специалиста и соответствующего отношения к нему со стороны общества и другое [14, с. 56].
Концептуально-политический подход к решению социальных проблем предполагает разработку социальной политики в армии, которая определяется как особая деятельность государственных органов и общества в целом по удовлетворению потребностей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и их семей. Это способствует стабильному и прогрессивному развитию данной категории населения в соответствии с демократическими и гуманистическими ценностями общества.
Социальная политика в армии также рассматривается как набор приоритетов в развитии социальной сферы и совокупность принципов и подходов к решению социальных проблем этих групп населения на определённом этапе развития общества.
1.2 Основные социальные проблемы методы социальной работы с военнослужащими и членами их семей
Одна из ключевых проблем современной российской армии — существование нескольких статусных систем: официальной (формальной) «уставной» системы, определяемой законодательством и ведомственными документами, «дедовской» системы, основанной на неформальном приоритете старослужащих солдат, и «земляческой» системы, где власть и влияние распределяются в зависимости от территориальной или национальной принадлежности.
Переход к рыночной экономике и реформа государственных структур, включая армию, требуют усиления социально-экономической защиты военнослужащих.
В результате социально-экономических трудностей, с которыми сталкивается страна, происходит задержка выплаты денежного содержания военнослужащим, разрушается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Разрушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ключевых мест как символ государственности, патриотизма и священного долга защиты Отечества от внешних врагов, а также отсутствие новых ценностей, которые должны были заменить прежние, привели к морально-психологическому кризису среди военнослужащих. Этот кризис характеризуется ощущением бесцельности своей деятельности, снижением престижа воинской службы, массовым уклонением от призыва в армию и неуверенностью военнослужащих в стабильности своего существования и своем будущем [32, с. 87].
Особую категорию составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, а также их реадаптация к мирной жизни.
Прежде всего, лица, получившие ранения или полностью утратившие здоровье, трудоспособность и способность к социальному функционированию, не получают в настоящее время достаточного социального обеспечения. Они и их семьи сталкиваются с целым рядом проблем, включая материальные, финансовые, жилищные, медицинские и социальные трудности, которые не могут быть решены ни ими самими, ни государством из-за недостатка ресурсов.
Кроме того, эти военнослужащие, даже те, кто не получил ранений в подобных вооруженных конфликтах, часто страдают от так называемого "посттравматического стрессового синдрома". Этот синдром может оказать существенное влияние на их психическое и эмоциональное состояние, затрудняя их реадаптацию к мирной жизни.
Психологический стресс, испытываемый участниками войн и вооруженных конфликтов, может привести к развитию психосоматических заболеваний, таких как язва, гипертония, астма и других. Однако, самое болезненное воздействие на них оказывает отчужденность общества и развенчание целей и методов войны.
Семьи военнослужащих сталкиваются с целым рядом проблем, характерных для любых семей, но также имеют и свои уникальные трудности. Например, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка, который часто является основным источником дохода, что может поставить семью в трудное материальное положение, особенно если у них есть ребенок. Выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка [30, с. 55].
Кроме того, семья военнослужащего также сталкивается с проблемой малообеспеченности, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, а также от специфических потребностей существования в условиях воинской службы. Дополнительный заработок запрещен законом, что еще больше усложняет ситуацию.
Специфика работы военнослужащих предполагает выполнение ими социально значимых функций, возложенных на них государством и обществом. Как и все граждане, они нуждаются в товарах, услугах и жилье для качественного выполнения своих обязанностей. Если их потребности не будут удовлетворены, это скажется на полноте выполнения служебных обязанностей.
Сегодня в России военнослужащие имеют определённые права и социально-экономические гарантии, закреплённые законодательством, которые должны обеспечивать удовлетворение их потребностей на среднем уровне. Однако на практике возникают сложности с реализацией этих гарантий, особенно в области жилищного обеспечения, трудоустройства членов семей военнослужащих и социально-бытового обслуживания.
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ
2.1 Разработка стратегии социальной работы с военнослужащими
Нами была разработана стратегия социальной работы с военнослужащими:
I. Формулировка проблемы.
Обеспечение служебного жилья является проблематичным из-за экономических и социальных факторов, которые влияют на обеспеченность жильем военнослужащих. Безработица и отсутствие возможностей трудоустройства также оказывают давление на военнослужащих и членов их семей, что приводит к социальному бедствию.
Кроме того, другие факторы, такие как:
- Недостаточное финансирование программ жилищного обеспечения;
- Ограниченность доступа к кредитам и ипотеке для военнослужащих;
- Низкий уровень доходов и пенсий у военнослужащих;
- Отсутствие социальной инфраструктуры в местах дислокации воинских частей;
- Недостаточное количество жилых помещений для военнослужащих и членов их семей также влияют на обеспечение служебного жилья для военнослужащих.
II. Цели и задачи.
Основной целью этой стратегии является улучшение социального и экономического благосостояния военнослужащих и членов их семей.
Задачи:
- Предоставить поддержку военнослужащим и членам их семей в вопросах трудоустройства и жилья.
- Снизить риск социального бедствия и безработицы среди военнослужащих и членов их семей.
- Улучшить общее качество жизни военнослужащих и членов их семей.
III. Целевые группы
- Военнослужащие и члены их семей, проживающие в отдаленных гарнизонах.
- Безработные супруги военнослужащих с высшим образованием.
- Военнослужащие, которые увольняются и испытывают трудности в поиске работы.
IV. Стратегии.
А. Поддержка трудоустройства
Профессиональная ориентация и переподготовка: Предоставить программы профессиональной ориентации и переподготовки для военнослужащих и членов их семей, чтобы повысить их конкурентоспособность на рынке труда.
Услуги по трудоустройству: Предоставить услуги по трудоустройству, чтобы соединить военнослужащих и членов их семей с потенциальными работодателями.
Поддержка предпринимательства: Предоставить ресурсы и поддержку для военнослужащих и членов их семей, чтобы они могли начать свое собственное дело.
2.2 Реализация мероприятий и программ социальной поддержки военнослужащих
Для реализации данной стратегии военнослужащие и члены их семей могут воспользоваться следующими мерами поддержки:
Льготная ипотека: возможность получить ипотечный кредит на льготных условиях, что облегчает приобретение жилья.
Льготы по оплате ЖКУ: снижение или освобождение от оплаты жилищно-коммунальных услуг, что помогает уменьшить расходы на содержание жилья.
Налоговые льготы: освобождение от уплаты определенных налогов или снижение налоговой ставки, что увеличивает доход семьи.
Бесплатные земельные участки: возможность получить земельный участок безвозмездно, что может быть использовано для строительства жилья или ведения подсобного хозяйства.
Выплата на газификацию жилья: единовременная выплата в размере 100 тыс. рублей на газификацию жилья, что помогает улучшить условия жизни.
Обеспечение жильём семей военнослужащих: возможность получить жилье от государства или получить помощь в приобретении жилья, что обеспечивает семью военнослужащего достойным жильём.
Эти меры поддержки призваны улучшить условия жизни военнослужащих и членов их семей, а также обеспечить им достойное жилье.
Помимо перечисленных стратегий, военнослужащие могут воспользоваться следующими мерами поддержки:
1. Кредитные каникулы: Отсрочка по кредитам для военнослужащих и членов их семей, чтобы облегчить финансовое бремя.
2. Освобождение от уплаты процентов по кредиту: Освобождение от уплаты процентов по кредиту на период участия в СВО, чтобы уменьшить финансовую нагрузку.
3. Бесплатная юридическая помощь: Предоставление бесплатной юридической помощи для военнослужащих и членов их семей, чтобы помочь им в решении юридических вопросов.
4. Льготы для ветеранов боевых действий: Предоставление льгот для ветеранов боевых действий, чтобы поощрить их социальную адаптацию и интеграцию в гражданское общество.
Эти дополнительные меры поддержки могут помочь уменьшить финансовое и социальное давление на военнослужащих и членов их семей, а также улучшить их общее благосостояние.
Ипотека на льготных условиях
Для военнослужащих и участников специальной военной операции доступны специальные условия по ипотеке в рамках различных программ.
Участники специальной военной операции могут воспользоваться льготной ипотекой на покупку квартиры в многоквартирном доме, в том числе на вторичном рынке жилья, на территории четырёх регионов: ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей.
Льготная ипотека предоставляется на следующих условиях:
- Ставка по ипотечному кредиту: 2% годовых
- Максимальная сумма кредита: 6 млн рублей
- Первоначальный взнос: от 10%
- Программа доступна только до 30 апреля 2025 года, а затем до конца 2030 года на общих условиях. Это уникальная возможность для участников специальной военной операции приобрести жилье на льготных условиях.
Участники специальной военной операции, а также члены семей погибших или получивших инвалидность I группы участников СВО могут воспользоваться программой ипотеки по ставке до 2% годовых без соблюдения требований по возрасту или семейному положению.
Программа позволяет купить квартиру или дом на первичном рынке или построить частный дом на Дальнем Востоке или в Арктической зоне. Кредит может быть получен в размере:
- до 9 млн рублей, если жилье по площади больше 60 кв. метров для первичного жилья и вторичного в моногородах
- до 6 млн рублей в остальных случаях
- на срок до 20 лет. Программа действует до 31 декабря 2030 года. Это уникальная возможность для участников специальной военной операции и членов семей погибших или получивших инвалидность I группы участников СВО приобрести жилье на льготных условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире, где общественные ценности подвергаются критическому анализу, вопросы социальной защиты военнослужащих и бывших военных находятся в центре внимания властей всех уровней. Законодательство в этой области постоянно совершенствуется, и специалистам бывает трудно уследить за всеми изменениями.