Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное городское планирование и застройка являются важнейшими видами деятельности, направленными на создание благоприятных условий для деятельности и жизнедеятельности человека. В эпоху стремительной урбанизации населенные пункты трансформировались в современные высокотехнологичные центры в контексте стремления к постиндустриальной экономике, и необходимо уделять дополнительное внимание законодательству для создания условий для жизни людей. Принимая во внимание специфику рыночной экономики и федерального устройства современной России, различия в возможностях и полномочиях правительств всех уровней в управлении этими видами деятельности особенно важны. Без последовательных и сбалансированных правовых норм невозможно осуществлять деятельность в области городского планирования и девелопмента в общественно полезных целях. Последовательные законы и нормативные акты не только регулируют деятельность, но и помогают предотвращать возможные злоупотребления и преступления, защищают основные объекты городского развития, делают условия жизни людей более комфортными и во многом определяют их жизнь. В современной демократической России система местного самоуправления достаточно развита. Конечно, муниципальные власти не так уж далеки от надзора за городским планированием и застройкой. Всестороннее изучение деятельности органов местного самоуправления позволит выявить проблемы в их работе в этой области и выявить пробелы в правовом контроле. Практическая значимость данного исследования определяется поиском решений. Эти проблемы по-прежнему наблюдаются на самом низком уровне - в области городского планирования и девелопмента на уровне местных органов власти.
Актуальность темы исследования диссертационной работы обусловлена активной ролью местного самоуправления в развитии муниципальных территорий, от которой зависят инфраструктура, транспорт, санитарно-эпидемиологические и экологические условия конкретных территорий, на которых проживают граждане. Новизна данного исследования заключается в том, что законодательство в области градостроительства активно развивается и претерпело множество изменений, поэтому необходимо рассматривать эти правоотношения в динамике.
Градостроительство является важной областью деятельности и функционирования субъектов, регионов, городов и других населенных пунктов по всему миру, поскольку эта отрасль позволяет развивать территории. С развитием инфраструктуры население активно привлекается и обеспечивает постепенное и планомерное развитие всей территории в целом.
Градостроительство-это особая отрасль застройки территорий, выделение их частей в разные зоны в зависимости от функциональной роли территории.
От этой системы государственных органов и муниципалитета зависит множество факторов развития области, таких как количество жителей, постоянно проживающих на территории, а также миграционные потоки из других регионов и стран. Этот фактор представляет собой рабочую силу, поэтому достижения городского планирования могут повысить привлекательность территории с точки зрения размещения производственных мощностей и различных видов экономической деятельности, соответственно, оценивать доступность рабочих мест для населения. Рекреационные зоны территории также имеют большое значение для развития градостроительной инфраструктуры, что, в свою очередь, влияет на туристическую привлекательность территории.
Целью данной итоговой аттестационной работы является изучение, анализ системы градостроительной деятельности на уровне Куженерского муниципального района и разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию градостроительной деятельности на территории КМР РМЭ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: проанализировать основные проблемы и тенденции градостроительного развития.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность градостроительной деятельности органов местного самоуправления;
изучить методические основы градостроительной деятельности органов местного самоуправления;
исследовать нормативно-правовые основы градостроительной деятельности органов местного самоуправления;
привести общую характеристику муниципального образования и его архитектурного комплекса;
провести анализ градостроительной деятельности Администрации Куженерского муниципального района;
разработать рекомендации по совершенствованию градостроительной деятельности.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате управления градостроительной деятельностью на муниципальном уровне в администрации Куженерского муниципального района.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие правоотношения управления градостроительной деятельностью на муниципальном уровне.
Методологической основой исследования являются общенаучные и частно-научные методы исследования, такие как диалектический метод, метод сравнительного и системного анализа. Нормативной основой исследования выступает действующее законодательство Российской Федерации.
Настоящая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и сущность градостроительной деятельности органов местного самоуправления
Градостроительная деятельность - деятельность по освоению территорий, включая города и другие населенные пункты, в форме территориального планирования, градостроительного зонирования, архитектурного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства и эксплуатации зданий и сооружений.
Градостроительная деятельность направлена на создание городскими ресурсами благоприятных условий жизни для населения, ограничение вредного воздействия экономической и иной деятельности на природную среду и ее рациональное использование в интересах нынешнего и будущих поколений.
Местные органы власти принимают местные нормативные акты для градостроительной деятельности в рамках своей компетенции: планы территориального планирования муниципальных образований, генеральные планы поселений и городских округов и т.д. Состав, порядок разработки, согласования, рассмотрения, утверждения и реализации отдельных локальных нормативных актов определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации [1]. В некоторых случаях возможно, что проекты документов территориального планирования готовятся совместно федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Важнейшим документом для городских и сельских поселений, отражающим весь спектр задач их пространственного развития, является Генеральный план, утверждаемый муниципальным собранием. Учитывая разнообразие форм собственности, генеральный план больше не является директивным документом, но является обязательным для местной администрации при подготовке, утверждении и утверждении градостроительных документов, а также для всех физических и юридических лиц, осуществляющих градостроительную деятельность. Генеральный план города и его пригородной зоны может быть разработан как единый документ на основе соглашения между органами местного самоуправления соседних территорий.
Другим важным градостроительным документом является проект городской черты и линий других населенных пунктов. Он разрабатывается на основе Генерального плана и утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления сопредельных территорий. На основе генерального плана разрабатываются все документы по развитию отдельных территорий в черте города. Управление развитием муниципальной территории осуществляется органами местного самоуправления на основе проектов планирования, обследования и застройки территорий.
Городское планирование и архитектура - это сферы деятельности, в которые вовлечены все слои общества, развиваются предпринимательство и инвестиции. Растут производственные силы и социальная инфраструктура. Роль муниципалитета в укреплении конституционных основ государства, в реализации согласованных действий субъектов федерации и органов местного самоуправления, а также в реализации социальных прав населения возрастает в современных условиях экономического развития в связи с перераспределением полномочий между центром и на местном уровне управления. Административно-правовой механизм управления градостроительной деятельностью значительно изменился за последнее десятилетие. Система ведомственных вертикалей централизованного планирования городского развития изменила конституционный принцип независимого решения населением вопросов местного значения, собственности, использования и распоряжения. Задачи городского планирования, архитектуры и градостроительства были переданы функциям местного самоуправления. Сегодня муниципалитетам совместно с населением необходимо разработать стратегию развития муниципального образования (долгосрочный стратегический план) и решать повседневные задачи функционирования [5, с. 55].
Муниципалитет устанавливает функциональную и планировочную организацию, в которой объединено развитие всех подсистем города. Целью этого плана являются следующие шаги:
1) Внедрение современных инфраструктурных решений в области технического снабжения, а также удобного обслуживания транспорта. Поскольку мы живем во времена, когда технический прогресс развивается быстрыми темпами, технические решения активно используются в городском планировании. На данный момент в городах могут образоваться пробки на дорогах, что препятствует комфортному функционированию городской жизнедеятельности. Из-за проблем дорожного строительства в долгосрочной перспективе возможно создание дополнительных маршрутов для общественного транспорта. Во многих современных крупных муниципалитетах разрабатывается двухступенчатая система для транспорта, которая впоследствии может быть использована.
2) Улучшение эстетических качеств за счет восстановления природного ландшафта, а также развития историко-культурной городской среды города. В настоящее время во многих крупных городах активно идет реставрация важных исторических объектов, а также создание новых объектов для привлечения инвестиций. Это делается на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов, с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границы территорий вновь
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) с учетом поправок // Российская газета. – 04.07.2020 г. - № 144 (актуальная редакция)
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // «Российская газета», № 238–239, 08.12.1994
3. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190–ФЗ // «Парламентская газета», № 5–6, 14.01.2005 // «Российская газета», № 238–239, 08.12.1994
4. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188–ФЗ // «Российская газета», № 1, 12.01.2005
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136- ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147. 84
6. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.06.2006, № 23, ст. 2381.
7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // «Российская газета», № 202, 08.10.2003.
8. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172–ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // «Российская газета», № 146, 03.07.2014
9. Федеральный Закон «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ (ред. от 22.04.2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. №31 ст. 3215
10. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 03.04.2024 г) // Собрание законодательства РФ, 05.03.2007, N 10, ст. 1152.
11. Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 174 с.
12. Агафонова М.С., Богданова Е.Ю. Вопросы совершенствования системы управления жилищно–коммунальным хозяйством в регионах России // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7–2.
13. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: учебник / Г. В. Атаманчук. – 4-е изд., стер. – М . : Омега-Л, 2019. – 525 с.
14. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
15. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
16. Бойков В. Е. Государственная служба. Вид изнутри и снаружи / / Социс. 2016. - №9. - 89 С.
17. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22.
18. Борщевский, Г. А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 412 с.
19. Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества: монография / Г. А. Борщевский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
20. Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
21. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.
22. Государственная служба (комплексный подход): Учеб.пособие. стипендия. - 2-е изд. Москва: Дело 2017,. - 440 С.
23. Граждан В. Д. Государственная гражданская служба: Учеб.пособие. - Москва: Yurkniga 2017. - 480С.
24. Грачева М. Е. международные стандарты аудита [текст] / М.Е. Грачева: пособие. М.: 2017. - 510 с.
25. «Актуальные проблемы территориального планирования» [Электронный ресурс] / режим доступа: http://region.council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/93572/ (дата обращения: 27.09.20.24).