Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе рассматривается история становления социально-педагогической деятельности в России. Актуальность изучения истории развития социальной педагогики обусловлена следующими факторами:
Недостаток целостного представления о развитии социально-педагогического знания.
Отсутствие чётких этапов становления социальной педагогики.
Малый объём данных и узость источников, отражающих становление социальной педагогики.
Междисциплинарный характер социальной педагогики, требующий привлечения разных данных и специалистов.
Относительная новизна социальной педагогики как научной отрасли.
Изучение истории развития социальной педагогики позволяет лучше понять закономерности её возникновения, становления и развития, а также выявить актуальные проблемы и тенденции в этой области.
Гуманистический потенциал социальной педагогики заключается в признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Социальная педагогика основана на гуманистических началах и предполагает воспитание личности с высокими интеллектуальными и моральными ценностями, а также ориентацию на развитие личности.
Ведущая тенденция развития социально-педагогической деятельности – гуманистическая. Современное общество очень сильно нуждается в гуманистической педагогике и ее базовых принципах, в частности, речь идет об интересе к личности, ориентации на запросы ученика, переносе акцента на область общечеловеческих ценностей.
На современном этапе все общеобразовательные учреждения ставят себе задачу воспитания гражданина, который будет ориентирован на процесс постоянного саморазвития и образования. Что касается традиционной консервативной модели знаниево-ориентированного обучения, то оно сейчас не в состоянии обеспечить преодоление общественного духовного кризиса. Таким образом, чтобы воспитать самостоятельную, инициативную, творческую личность, есть потребность в инновационной педагогической парадигме, выработке новых концептуальных подходов к системам обучения и воспитания. Конечно же, на первый план выходит задача разработки и активного внедрения системы личностно - ориентированного образования, которая в наибольшей степени соответствует гуманистическим принципам.
Главный пункт концепции – это представление о личности как цели образовательного процесса. То есть, учебный процесс направлен на формирование знаний, умений, личности учащихся. Личностное начало в ребенке проявляется еще в детстве, соответственно, образовательный процесс должен быть избирательным, целостным, опосредованным.
Цель работы – исследование и анализ истории развития социально-педагогической деятельности в России.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие социальной педагогики и социально-педагогической деятельности
2.Изучить функции социальной педагогики
3.Выявить и проанализировать истоки, предпосылки становления социально-педагогической деятельности в России.
4.Провести анализ основных этапов развития социально-педагогической деятельности в России
5.Определить роль отдельных персоналий в становлении социально-педагогической деятельности в России.
Объект исследования – социально-педагогическая деятельность и социальная педагогика в России.
Предмет исследования – история социально-педагогической деятельности и социальной педагогики в России.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- аналитический
- метод синтеза
- метод систематизации
- историографический.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
ГЛАВА 1.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ, СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Особенности социальной педагогики и социально-педагогической деятельности
Что касается становления социальной педагогики и социально-педагогической деятельности, то здесь значение имеет такой аспект, как дифференциация педагогических знаний. То есть, возникли определенные проблемы, которые собственно и стали выходить за рамки одной науки, что и привело к становлению социальной педагогики и социально-педагогической деятельности.
Данный тезис подтверждают также и объективные процессы становления на базе классической науки самостоятельных отраслей, причем, данное знание обладает философскими, теоретическими и методологическими основаниями. Как пример, в трудах таких ученых, как Т. Кампанелла, Ш. Фурье, Р. Оуэн, Э. Кабе, Ж.Ж. Руссо, С. Фора, С. Френе, М. Монтессори, представлены фундаментальные положения относительно развития личности и характера, специфики социальной среды, оптимизации процесса взаимного влияния между такими субъектами, как человек и общество.
Соответственно, если мы примем во внимание социально-педагогические воззрения Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, К.Д. Ушинского, то у нас уже не будет сомнений в том, каким длительным и насыщенным был путь становления социальной педагогики и социально-педагогической деятельности[ Социальная педагогика : учебник и практикум для вузов / В. С. Торохтий [и др.] ; под общей редакцией В. С. Торохтия. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 453 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16350-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536095 (дата обращения: 08.09.2024).].
На разных этапах исторического развития социально-педагогические идеи отражали социально-педагогическую практику, социально-педагогическую деятельность разных институтов и субъектов общественной системы.
Современный этап развития социально-педагогической деятельности в России характеризуется активизацией, что обусловлено появлением новых профессий и квалификаций, в частности, речь идет о социальных педагогах и работниках, специалистах по социальной работе, иных специалистах.
В исследованиях можно встретить позицию о том, что есть определенная связь между социальной педагогикой и педагогикой социальной работы. Но все же, считать эту позицию в полной мере верной мы не можем.
Таким образом, социальная педагогика — это отрасль педагогической науки, которая занимается исследованием проблем личностного становления человека в социуме, сферы его окружения и прохождения трудовой и других видов деятельности. Она разрабатывает соответствующие педагогические методики и технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности, формирование её качеств и навыков социальной адаптации.
Цель практической социально-педагогической деятельности заключается в том, чтобы гармонизировать взаимодействия, отношения личности и социума для того, чтобы сохранить, восстановить, поддержать, развивать социальную активность человека, его здоровье, социальную жизнедеятельность, социальное функционирование в целом[ Социальная педагогика : учебник и практикум для вузов / В. С. Торохтий [и др.] ; под общей редакцией В. С. Торохтия. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 453 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16350-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536095 (дата обращения: 08.09.2024).].
Социальная педагогика — это научная дисциплина, которая занимается вопросами социального воспитания, обучения и развития людей всех возрастных групп и социальных категорий. Она является отраслью педагогики и дополняет её содержание. Социальная педагогика возникла в XX веке и стала официальной профессией в 1991 году[ Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 711 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14492-5. — URL: https://urait.ru/bcode/536002 ].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Артеменко О. Н. Педагогика : учебное пособие / О. Н. Артеменко, Л. И. Макадей ; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь : Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2015. – 251 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457136
2.Басов Н. Ф. История социальной педагогики : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05924-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515282
3.Голованова Н. Ф. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Голованова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 372 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01228-6. — URL: https://urait.ru/bcode/511716
4.Грицай Л.А. Развитие родительской культуры в традициях отечественной педагогики ХII – ХХ веков: парадигмальный подход: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Грицай Людмила Александровна;[Место защиты: Московский государственный институт культуры].- Москва, 2015
5.Грохольская О.Г. Научно-педагогическое наследие и просветительский опыт Симеона Полоцкого. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-pedagogicheskoe-nasledie-i-prosvetitelskiy-opyt-simeona-polotskogo?ysclid=loedk1t8ei396204123
6.Дернов А., прот. Методика Закона Божия. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/metodika-zakona-bozhija/4_20
7.Джуринский А. Н. История педагогики и образования в 2 ч. Часть 2. XX - XXI века : учебник для вузов / А. Н. Джуринский. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 282 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03518-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512906
8.Евгений (Шестун), прот. Православная педагогика. – Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-pedagogika-prot-evgenij-shestun
9.Ермаков Е.А., Ермаков С.В. Методологические аспекты индивидуализации обучения в теоретическом наследии Ф. А. Дистервега. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-aspekty-individualizatsii-obucheniya-v-teoreticheskom-nasledii-f-a-distervega?
10.Иванов Е. В. История и методология педагогики и образования : учебное пособие для вузов / Е. В. Иванов. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 173 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07233-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514963
11.Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли. – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/2/0181/2_0181-20.shtml?ysclid=loedi5vjo5420090243
12. Каспаров Г.С. Православная педагогика: исторический аспект; современное значение. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravoslavnaya-pedagogika-istoricheskiy-aspekt-sovremennoe-znachenie?ysclid=loedded0gn294813913
13.Киселева М.С. Священная история в книжной проповеди: Симеон Полоцкий. Диалог со временем. М.: Кругъ, 2008. С. 239 -254.
14.Князев Е. А. История отечественного образования и педагогики : учебное пособие для вузов / Е. А. Князев. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 236 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02291-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512266
15.Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 711 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14492-5. — URL: https://urait.ru/bcode/536002
16. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика : учебник и практикум для вузов / В. В. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 156 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09036-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511013
17.Латышина Д. И. История отечественной педагогики и образования : учебник для вузов / Д. И. Латышина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 260 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00569-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511918
18.Маркова К. Ю. История педагогики и образования: учебно-методическое пособие / К. Ю. Маркова. — Кемерово: КемГУ, 2020. — 96 с. — ISBN 978-5-8353-2720-1. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/162579, для авторизованных пользователей.
19.Ромм Т. А. История социальной педагогики : учебник для вузов / Т. А. Ромм. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 260 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05641-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514173
20.Ромм Т. А. Педагогика социального воспитания : учебное пособие для вузов / Т. А. Ромм. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 158 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06220-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515298
21.Социальная педагогика : учебник и практикум для вузов / В. С. Торохтий [и др.] ; под общей редакцией В. С. Торохтия. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 453 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16350-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536095
22. Социальная педагогика : учебник и практикум для вузов / ответственные редакторы С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9311-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512325
23.Социальная педагогика : учебник для вузов / В. И. Загвязинский [и др.] ; под редакцией В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 448 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01310-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510728
24.Старикова Л. Д. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для вузов / Л. Д. Старикова, М. Л. Вайнштейн. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 125 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07379-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512473
25.Старикова Л. Д. История педагогики и философия образования : учебник и практикум для вузов / Л. Д. Старикова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 435 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02886-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512474
26.Телина И. А. Социальная педагогика [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. А. Телина. - Москва: ФЛИНТА, 2019. - 191 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/122687, для авторизированных пользователей МПГУ.
27.Федорова Н. М. История педагогики и образования. Управление школьным образованием в России в ХIХ—ХХ веках : учебное пособие для вузов / Н. М. Федорова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 267 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10025-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517436
28. «Человек – мое имя». – Режим доступа: https://obzor.lt/news/n64891.html?
29. Циглер Т. История педагогики / Т. Циглер ; ред. С. А. Ананьин ; пер. Е. Цитрон, А. Карнаухов. – Репр. изд. 1911 г. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 510 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=88240
30.Чмелева Е. В. История педагогики: педагогика дошкольного детства в России конца ХIХ — начала ХХ века : учебное пособие для вузов / Е. В. Чмелева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 194 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08842-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517062