Фрагмент для ознакомления
2
Система нормативных правовых актов является иерархической, каждый правовой акт подчинен другим правовым актам. Рассмотрим подробнее виды нормативных правовых актов в РФ и их положение в иерархической системе.
Законы - нормативные правовые акты, непосредственно принятые народом через законодательный орган или референдум, обладающие высшей юридической силой и содержащие основные правовые нормы по регулированию наиболее важных общественных отношений.
Конституция РФ - основной закон и правовая основа законодательства РФ.
Федеральные конституционные законы принимается по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.
Федеральные законы - законы, издаваемые федеральными законодательными органами РФ и регулирующие наиболее важные и принципиальные стороны общественных отношений и государственной жизни. Кодексы РФ (например, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс) также являются федеральными законами.
Федеральный закон имеет приоритет над всеми другими нормативными актами РФ, за исключением Конституции РФ, ФКЗ и норм международного права. Приставка "федеральный" означает, что нормы федерального закона обязательны для всей РФ и всех ее субъектов. Если закон субъекта РФ противоречит федеральному закону, его юридическая сила выше силы федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 ст.76 Конституции РФ.
Процедура принятия федеральных законов называется законодательной процедурой и регулируется Конституцией РФ. Закон считается принятым и вступившим в силу на территории РФ, если он внесен на рассмотрение обеих палат Федерального Собрания РФ (Государственной Думы РФ и Советом Федерации РФ), рассмотрен обеими палатами, принят обеими палатами, а затем подписан и обнародован Президентом России.
Указы Президента представляют собой подзаконные акты, содержащий нормы права, регулирующие различные сферы общественной жизни, и имеют приоритет перед другими постановлениями. Указы не обязательно являются нормативными правовыми актами. Во многих случаях указы принимаются по конкретным административным вопросам (например, о назначениях, присвоении званий). В этом случае они являются правоприменительными актами. Они несколько отличаются от указов президента и могут быть проанализированы в каждом конкретном случае. В зависимости от характера полномочий президента, все президентские указы можно разделить на следующие категории
-Указы, основанные на пределах собственных полномочий президента;
-Указы, основанные на полномочиях, делегированных парламентом; и
-Указы, требующие одобрения Федерального собрания РФ (военное положение, введение чрезвычайного положения).
Постановления Правительства РФ - нормативные акты общего нормативного характера, издаваемые Правительством РФ в пределах его компетенции и в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, Федеральными законами и указами Президента РФ.
Акты органов местного самоуправления принимаются по вопросам местного значения, которые отражены в полномочиях местного самоуправления. Полномочия местного самоуправления - это совокупность полномочий, прав и обязанностей местного самоуправления, закрепленных в законах и актах местного самоуправления. Особое место в актах местного самоуправления занимают уставы органов местного самоуправления, которые определяют систему органов местного самоуправления и формы реализации прав граждан по отношению к местной власти.
Справедливо признано, что одной из существенных черт федерализма как принципа государственного устройства является наличие системы органов власти с определенной степенью самостоятельности на разных уровнях - федеральном и региональном .
Разграничение различных уровней власти в РФ не имеет четких критериев. Это проявляется в отсутствии принципа распределения предметов ведения и отнесения их к определенным уровням власти, неоднородности установленных предметов ведения и невозможности определения глубины правового регулирования различными уровнями государственной власти Федерации и общественных отношений, над которыми они имеют совместное ведение.
Среди факторов, обусловливающих отнесение той или иной проблемы к тому или иному уровню государственной власти, представляется возможным перечислить наличие организационных условий, необходимых для решения проблемы, а также иные обстоятельства, характер и значение которых описаны ниже.
Организационные факторы заключаются в наличии или отсутствии органа, наделенного полномочиями по решению рассматриваемой проблемы, и имеют большое значение для определения распределения объектов юрисдикции между уровнями государственной власти. Для того чтобы государственная деятельность была эффективной, необходимо, чтобы она осуществлялась профессионалами, обладающими необходимым управленческим опытом, и чтобы существовал обязательный контроль за исполнением поручений со стороны компетентных органов.
Для распределения объектов ведения также важно наличие условий для непосредственного осуществления деятельности органом власти или подведомственными ему органами, а также наличие подходящего имущества - зданий, инвентаря и оборудования того или иного публично-правового образования. При возникновении такой необходимости организационные и имущественные условия, существующие в публично-правовом образовании, могут быть скорректированы за счет заинтересованного уровня власти, в то время как экономические предпосылки носят объективный характер и не могут быть немедленно изменены по воле субъекта власти. Ученые справедливо обратили внимание на проблему целесообразности выделения объектов юрисдикции и разграничения полномочий. Каждое конкретное полномочие должно быть закреплено за тем органом или уровнем власти, который может реализовать его наиболее эффективно, а финансовая структура должна соответствовать распределению полномочий.
Следует признать, что возможности того или иного уровня власти по реализации политики в той или иной сфере общественных отношений напрямую зависят от экономического положения соответствующего публично-правового образования. Последнее характеризуется наличием (достаточностью) материальных ресурсов, необходимых для осуществления деятельности в сфере общественных отношений, принятой в качестве объекта полномочий на данном уровне публичной власти. Исследователи обратили обоснованное внимание на то, что динамика распределения власти зависит от экономической ситуации, которую предстоит сформировать субъектам власти. Реализация государственной политики в той или иной сфере возможна при наличии у соответствующего уровня власти достаточных экономических ресурсов, в том числе материальных. Этот фактор носит объективный характер.
В то же время не представляется юридически обоснованным понимание уровня экономического развития региона как первопричины наделения органов власти субъектов РФ полномочиями по определению объема социального обеспечения. Это связано с тем, что различные экономические и бюджетные возможности регионов при установлении последними дополнительного социального обеспечения приводят к несоблюдению принципа единства социального и правового статуса лиц на территории всего федеративного государства. Кроме того, исследователи обратили внимание на проблему автономии субъектов федерации в процессах федеративных отношений и реализации политики.
Хотя ст.72 Конституции РФ провозгласила совместное центральное и местное ведение вопросов социального обеспечения и наделила органы власти субъектов РФ необходимыми полномочиями, государство оказалось не готово к реализации модели разграничения полномочий в этой области.
Социальное обеспечение как блок социальной защиты населения находится в совместном ведении РФ и ее субъектов в соответствии со п."ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
3. О государственной социальной помощи : федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3699.
4. Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 28.12 2013 № 442-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 30.12.2013. № 52 (ч.1). Ст. 7007.
5. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей : федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1929.
6. О страховых пенсиях : федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 52. Ч. 1. Ст. 6965.
Литература
7. Антонова Н.С., Бадараев Д.Д., Бадонов А.М. Обсуждение вопросов социальной безопасности и социальной защиты населения в современных условиях / Н.С. Антонова, Д.Д. Бадараев, А.М. Бадонов // Вестник Института социологии. – 2021. – Т. 12. – № 1. – С. 188–194.
8. Воронцова М.В. Социальная защита и социальное обслуживание населения: учебник для среднего профессионального образования / М.В. Воронцова, В.Е. Макаров ; под редакцией М.В. Воронцовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 330 с.
9. Домашова Е.В. Разработка социальной технологии формирования эффективной системы управления социальной защитой населения / Е.В. Домашова // Международный научно–исследовательский журнал. – 2023. – № 8 (134). – С.54.
10. Домашова Е.В. Система социальной защиты населения в контексте социального управления / Е.В. Домашова, А.Ф. Борисов // Вестник Государственного университета управления. – 2020. – № 3. – С. 149–154.
11. Евлампиева Е.В., Кусакина А.В. К вопросу о функциях социальной защиты на государственном и муниципальном уровне / Е.В. Евлампиева, А.В. Кусакина // В сборнике: Студенческие научные исследования. Сборник статей XII Международной научно–практической конференции. В 2 частях. – Пенза, 2022. – С. 12–14.
12. Королева Л.Е. Совершенствование системы управления социальной защиты населения / Л.Е. Королева // Вестник Академии управления и производства. – 2023. – № 2. – С. 379-386.
13. Кусакина Е.А. К вопросу о реализации принципов социальной защиты в Российской Федерации / Е.А. Кусакина // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки. Сборник статей IV Международной научно–практической конференции. – Пенза, 2022. – С. 56–58.
14. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы: Учебное пособие.– М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. – 230 с.
15. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: учебник.– М.: Академия, 2021. – 218 с.
16. Право социального обеспечения России: учебник / отв. ред. Э.Г. Тучкова. – М.: Проспект, 2020. – 480 с.
17. Пугач Е.Г. Функции социальной защиты населения / Е.Г. Пугач // NovaUm.Ru. – 2022. – № 37. – С. 219–221.
18. Сердюкова В.А., Измалкова И.В. Социальный контракт как одна из мер поддержки населения в РФ / В.А. Сердюкова, И.В. Измалкова // Мировой опыт и экономика регионов России. Сборник студенческих научных работ по материалам ХVIII Всероссийской студенческой научной конференции с международным участием. Курский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; Курская региональная общественная организация Вольного экономического общества России. – Курск, 2020. – С. 310–312.
19. Сыроижко В.В. Основные понятия и сущность государственного регулирования социальной защиты населения в России // В.В Сыроижко, Т.В. Юсупова, А.Н. Черников. – Регион: системы, экономика, управление. – 2021. – № 1 (52). – С. 97–107.
20. Урусова А.Б. Основные принципы социальной защиты населения / А.Б. Урусова // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 90–5. – С. 143–147.
21. Цыкина Е.А. Проблемы определения понятия социального обеспечения России на современном этапе // В сборнике: Актуальные вопросы юриспруденции. Сборник статей X Международной научно–практической конференции. – Пенза, 2022. – С. 105–107.
22. Шведчикова Е.В. О некоторых особенностях правового регулирования прав граждан на социальное обеспечение / Е.В. Шведчикова // В сборнике: Власть и общество: история, современное состояние и тенденции развития. сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. – Абакан, 2024. – С. 187-189.
23. Юзефович Ж.Ю. Специфика государственного управления в области социальной защиты населения на региональном уровне / Ж.Ю. Юзефович, Е.С. Панова // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – № 3. – С. 307-311.
24. Министерства социальной политики Нижегородской области: https://minsocium.ru