Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное образование, являясь одной из важнейших сфер социальной жизни, сталкивается с целым рядом проблем, связанных с возникновением и эскалацией конфликтных ситуаций между различными участниками образовательного процесса.
Глава 1. Теоретические основы изучения конфликтов в образовательной среде
1.1. Понятие, сущность и виды конфликтов в образовательной среде
Конфликт является одним из фундаментальных понятий в современной конфликтологии, представляя собой сложное, многоаспектное явление, привлекающее пристальное внимание исследователей.
Согласно определению, данному А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым, конфликт представляет собой «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия» (Анцупов, Шипилов, 2019, с. 80).
Ключевыми характеристиками конфликта, выделяемыми в научной литературе, являются:
1. Наличие противоречивых, несовместимых целей, интересов, потребностей, ценностей или взглядов у взаимодействующих сторон (Гришина, 2018; Курбатов, 2017). Конфликт всегда предполагает столкновение двух или более противоположных позиций, которые не могут быть реализованы одновременно.
2. Активное противодействие, направленное на достижение собственных целей и блокирование целей оппонента (Емельянов, 2018; Леонов, 2020). Конфликт предполагает активные действия, предпринимаемые сторонами для отстаивания своих интересов.
3. Эмоциональная напряженность, возникающая в процессе столкновения интересов (Ильин, 2017; Маклаков, 2019). Конфликтные ситуации, как правило, сопровождаются переживанием негативных эмоций, таких как раздражение, гнев, обида, тревога.
4. Динамический характер развития, предполагающий определенные стадии эскалации и деэскалации (Бородкин, Коряк, 2019; Шейнов, 2020). Конфликт не является статичным состоянием, а представляет собой динамический процесс, который может нарастать или ослабевать в зависимости от действий противоборствующих сторон.
Таким образом, конфликт в образовательной среде можно определить как активное противостояние между участниками образовательного процесса, обусловленное столкновением их несовместимых интересов, целей, ценностей, взглядов, сопровождающееся эмоциональной напряженностью и динамикой развития конфликтной ситуации.
Образовательная среда представляет собой особое пространство, в котором взаимодействуют различные субъекты – преподаватели, студенты, административный персонал.
Специфика конфликтов, возникающих в данной среде, обусловлена рядом факторов, связанных с особенностями образовательной деятельности и взаимоотношений между ее участниками.
Как отмечают Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк, образовательная среда характеризуется высокой степенью взаимозависимости ее субъектов, что повышает вероятность возникновения конфликтных ситуаций (Бородкин, Коряк, 2019).
Преподаватели, студенты и администрация находятся в постоянном контакте, их цели и интересы зачастую не совпадают, что создает предпосылки для столкновений.
Одной из специфических особенностей конфликтов в образовательной среде является их многообразие по субъектам взаимодействия.
Согласно классификации, предложенной Н.В. Гришиной, можно выделить следующие типы конфликтов (Гришина, 2018):
1. Конфликты между преподавателями и студентами. Данный тип конфликтов является одним из наиболее распространенных в образовательной среде. Он может возникать по поводу требований к успеваемости и качеству выполнения учебных заданий, методов и стилей преподавания, оценивания знаний и т.д.
2. Конфликты между преподавателями и администрацией. Источниками таких конфликтов могут быть разногласия по вопросам распределения ресурсов, академических свобод, управленческих решений, нарушения неписаных норм и традиций образовательной организации.
3. Конфликты между студентами могут быть вызваны соперничеством за лидерство, личными антипатиями, нарушением групповых норм и правил, а также конкуренцией за ограниченные ресурсы (например, места в общежитии, стипендии и т.д.).
1.2. Причины возникновения конфликтов в образовательной среде
Возникновение конфликтов в образовательной среде обусловлено комплексом объективных и субъективных факторов.
К объективным причинам конфликтов в данной сфере относятся:
- недостаток ресурсов;
-организационные и структурные особенности;
- неясность распределения полномочий и ответственности.
Одной из ключевых объективных причин конфликтов выступает дефицит различных ресурсов, необходимых для нормального функционирования образовательной организации.
Как отмечают Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк, это может касаться как материально-технических ресурсов (аудитории, оборудование, расходные материалы и т.д.), так и финансовых, кадровых и информационных ресурсов (Бородкин, Коряк, 2019).
Ограниченность ресурсов провоцирует борьбу между участниками образовательного процесса за доступ к ним, что нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций.
Роль в генезисе конфликтов играют также организационные и структурные факторы.
Как отмечает С.И. Самыгин, сложная иерархическая структура образовательных учреждений, бюрократические процедуры, жесткое нормирование деятельности, зачастую приводят к рассогласованию интересов различных подразделений и групп (Самыгин, Столяренко, 2018), в свою очередь, способствуя возникновению конфликтов между преподавателями, студентами и администрацией.
Социально-психологический климат, по определению А.Н. Сухова, представляет собой «устойчивое эмоциональное настроение коллектива, отражающее характер межличностных отношений в нем» (Сухов, 2018, с. 412). В образовательной среде этот феномен характеризуется степенью удовлетворенности участников различными аспектами своей деятельности, уровнем сплоченности, доверия, взаимной поддержки.
Как отмечают Я.Л. Коломинский и А.Б. Орлов, благоприятный социально-психологический климат, отличающийся высокой степенью сплоченности, доброжелательности и взаимопонимания, способствует снижению вероятности возникновения конфликтов (Коломинский, 2017; Орлов, 2019).
В таких условиях участники образовательного процесса склонны чаще использовать конструктивные стратегии разрешения разногласий, а также проявлять большую готовность к компромиссам.
Напротив, неблагоприятный социально-психологический климат, характеризующийся высокой степенью напряженности, недоверия, враждебности, является мощным фактором, провоцирующим возникновение конфликтов в образовательной среде.
Согласно А.И. Кирсанову, в таких условиях участники учебного процесса чаще вступают в столкновения, применяя деструктивные способы отстаивания своих интересов (Кирсанов, 2019) и усугубляет негативный социально-психологический фон и создает предпосылки для дальнейшей эскалации противоречий.
Социально-психологический климат в образовательном учреждении является не только фактором, влияющим на конфликты, но и в значительной мере зависит от эффективности управления ими.
Как подчеркивают Т.Ю. Базаров и В.И. Курбатов, своевременное предупреждение и конструктивное разрешение конфликтных ситуаций способствует формированию более благоприятного психологического микроклимата в коллективе (Базаров, 2024; Курбатов, 2017).
Таким образом, социально-психологический климат в образовательной организации выступает одним из ключевых факторов, влияющих на возникновение конфликтов.
Благоприятная психологическая атмосфера, характеризующаяся доверием, сплоченностью и взаимопониманием, снижает вероятность столкновений, в то время как напряженный социально-психологический климат, напротив, является мощным провоцирующим фактором.
Управление конфликтами в образовательной среде, в свою очередь, оказывает существенное влияние на формирование благоприятного психологического микроклимата.
1.3. Особенности конфликтов между участниками образовательного процесса (преподаватели-студенты, преподаватели-администрация, студенты-студенты)
Одним из наиболее распространенных типов конфликтов в образовательной среде являются конфликты между преподавателями и студентами.
Конфликты обусловлены целым рядом причин, связанных с требованиями к успеваемости, оцениванием знаний, а также различиями в стилях преподавания.
Ключевой причиной конфликтов между преподавателями и студентами выступают разногласия по поводу требований к успеваемости и качеству выполнения учебных заданий.
Как отмечают Н.В. Гришина и С.М. Емельянов, студенты зачастую воспринимают предъявляемые к ним требования как чрезмерно жесткие и необоснованные, в то время как преподаватели считают их вполне обоснованными и необходимыми (Гришина, 2018; Емельянов, 2018). Столкновение этих позиций провоцирует конфликтные ситуации.
Еще одним источником конфликтов служат разногласия между преподавателями и студентами по вопросам оценивания знаний.
Как отмечает А.Г. Ковалев, студенты нередко воспринимают оценки, выставляемые преподавателями, как необъективные, необоснованные и несправедливые (Ковалев, 2016).
В свою очередь, преподаватели могут считать, что их критерии оценивания вполне адекватны. Данное рассогласование нередко становится причиной конфликтных ситуаций.
Еще одним фактором, провоцирующим конфликты между преподавателями и студентами, выступают различия в стилях преподавания. Согласно Я.Л. Коломинскому, одни преподаватели предпочитают авторитарный, директивный стиль, в то время как другие склонны к демократическому, ориентированному на сотрудничество подходу (Коломинский, 2017). Несовпадение ожиданий студентов и реального стиля преподавания может приводить к напряженности и противостоянию в их взаимодействии.
Конфликты между преподавателями и студентами могут проявляться в различных формах, от открытой конфронтации и отказа от сотрудничества до скрытой враждебности и демонстративного неповиновения, а также могут охватывать как отдельных студентов и преподавателей, так и целые учебные группы.
1.4. Влияние конфликтов на эффективность образовательного процесса
Конфликты, возникающие в образовательной среде, оказывают существенное негативное влияние на различные аспекты функционирования учебных заведений.
Среди основных деструктивных последствий конфликтов можно выделить:
- снижение мотивации участников;
- ухудшение психологического климата;
- снижение успеваемости;
- текучесть кадров.
Одним из наиболее значимых деструктивных последствий конфликтов является снижение мотивации участников образовательного процесса.
Как отмечает А.Г. Ковалев, вовлеченность в конфликтные ситуации зачастую приводит к разочарованию, эмоциональному выгоранию и потере интереса как у преподавателей, так и у студентов (Ковалев, 2016), что негативно сказывается на качестве их учебной и профессиональной деятельности.
Конфликты оказывают существенное влияние на психологический климат в образовательном учреждении.
Напряженная конфликтная обстановка характеризуется высоким уровнем тревожности, недоверия, враждебности, что создает неблагоприятные условия для продуктивного взаимодействия и сотрудничества (Коломинский, 2017), препятствуя формированию благоприятной социально-психологической среды.
Еще одним деструктивным следствием конфликтов является снижение успеваемости студентов.
Вовлеченность в конфликтные ситуации отрицательно сказывается на концентрации внимания, усвоении учебного материала, а также мотивации к обучению (Кирсанов, 2019), что приводит к ухудшению академических показателей, снижению качества образования.
Не менее серьезным последствием конфликтов в образовательной среде является текучесть кадров.
Как отмечают Т.Ю. Базаров и В.И. Курбатов, преподаватели, столкнувшиеся с деструктивными конфликтами, особенно с администрацией, нередко принимают решение об увольнении (Базаров, 2024; Курбатов, 2017), создавая дефицит квалифицированных педагогических кадров, что негативно сказывается на качестве образовательного процесса.
Таким образом, конфликты в образовательной среде оказывают выраженное деструктивное влияние на различные аспекты функционирования учебных заведений, которые приводят к снижению мотивации участников, ухудшению психологического климата, ухудшению успеваемости студентов, а также повышению текучести кадров, свидетельствуя о необходимости разработки эффективных стратегий управления конфликтами в образовательных учреждениях.
Несмотря на преобладание деструктивных последствий конфликтов в образовательной среде, необходимо отметить, что данный феномен может выполнять и ряд конструктивных функций.
При определенных условиях конфликты могут стимулировать позитивные изменения, повышать сплоченность коллектива, а также способствовать развитию коммуникативных навыков участников.
Одной из конструктивных функций конфликтов является их роль в стимулировании изменений и инноваций в образовательном процессе.
Столкновение различных точек зрения, интересов и подходов, характерное для конфликтных ситуаций, может способствовать пересмотру устаревших норм, правил и практик (Бородкин, Коряк, 2019), что, в свою очередь, создает предпосылки для внедрения более эффективных образовательных технологий, методик и организационных решений.
Конфликты могут выполнять функцию повышения сплоченности коллектива.
Конструктивное разрешение противоречий, основанное на поиске компромиссов и взаимных уступок, способствует укреплению доверия, взаимопонимания и чувства общности между участниками образовательного процесса (Сухов, 2018).
Еще одной конструктивной функцией конфликтов является их роль в развитии коммуникативных навыков участников.
Столкновение различных точек зрения и необходимость их согласования требует от преподавателей и студентов совершенствования умений активно слушать, аргументировать свою позицию, идти на компромиссы (Ильин, 2017).
Таким образом, конфликты становятся своего рода «тренажером» для развития эффективных коммуникативных стратегий.
Глава 2. Эмпирическое исследование конфликтов в образовательной среде
2.1. Организация и проведение исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. В качестве респондентов выступили 120 студентов и 50 преподавателей данного образовательного учреждения.
Студенческая выборка была сформирована с учетом следующих критериев:
- Обучение на различных курсах (с 1-го по 4-й) и направлениях подготовки (гуманитарные, технические, естественно-научные);
- Примерно равное соотношение юношей и девушек (54 юноши и 66 девушек);
- Возраст респондентов от 17 до 23 лет.
Выборка преподавателей характеризуется следующими параметрами:
- Стаж работы в вузе от 3 до 25 лет;
- Представители различных кафедр и факультетов;
- Возрастной диапазон от 28 до 62 лет;
- Соотношение мужчин и женщин 22 к 28.
Таким образом, сформированная выборка отличается гетерогенностью и репрезентативностью, что позволяет получить достоверные данные, отражающие особенности конфликтов в образовательной среде данного вуза.
2.2. Методы исследования
Для диагностики уровня конфликтности в образовательной среде использовался комплекс опросных методик, включающий в себя следующие инструменты:
1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) направлена на выявление преобладающих стратегий поведения личности в конфликтных ситуациях: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление (Гришина, 2018). Респонденты отвечают на 30 вопросов, выбирая наиболее характерные для себя варианты поведения.
2.3. Результаты исследования и их анализ
Проведенное исследование позволило выявить особенности проявления конфликтности в образовательной среде ВУЗа.
Результаты диагностики стратегий поведения в конфликтных ситуациях (методика К. Томаса) показали, что среди преподавателей и студентов преобладают такие стили, как соперничество (35%), компромисс (27%) и избегание (23%). Стратегии сотрудничества и приспособления используются значительно реже (по 8% и 7% соответственно) (таблица 1).
Полученные данные свидетельствуют о том, что в образовательной среде вуза существует определенный уровень конфликтности, проявляющийся в разногласиях между основными субъектами образовательного процесса.
При этом преобладают деструктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, что создает предпосылки для эскалации противоречий и ухудшения психологического климата.
Результаты опроса по экспресс-опроснику «Индекс толерантности»: анализ полученных данных показывает, что преподаватели демонстрируют более высокие показатели толерантности по сравнению со студентами. Средний балл общего уровня толерантности у преподавателей составил 98,4, в то время как у студентов – 87,2.
Более детальный анализ выявил, что преподаватели характеризуются более высокими показателями этнической толерантности (33,7 против 29,4 у студентов), социальной толерантности (34,5 против 30,1) и толерантности как черты личности (30,2 против 27,7) (таблица 2).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что преподаватели обладают более развитыми установками на принятие культурного многообразия, готовность к конструктивному взаимодействию с людьми, несмотря на социальные различия, а также более выраженной толерантностью как личностной характеристикой.
Результаты диагностики эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков участников образовательного процесса показали следующее:
Средний уровень эмоционального интеллекта у преподавателей составил 78,4 балла (SD=9,2), что соответствует высокому уровню. У студентов данный показатель в среднем равен 63,7 балла (SD=12,4), что характеризует их эмоциональный интеллект как средний (таблица 3).
Выводы
Проведенное исследование позволило сделать ряд важных выводов относительно особенностей проявления конфликтов в образовательной среде вуза, а также роли эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков в их предупреждении и разрешении.
Заключение
Проведенное исследование конфликтов в образовательной среде вуза позволило получить ряд значимых результатов, расширяющих научные представления об этом феномене.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 6-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2019. - 528 с.
2. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом: учебник для вузов / Т. Ю. Базаров. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 390 с.
3. Бородкин, Ф. М. Внимание: конфликт! / Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: Наука, 2019. - 223 с.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
5. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Питер, 2018. - 576 с.
6. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Питер, 2018. - 400 с.
7. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 576 с.
8. Кирсанов, А. И. Конфликты в общеобразовательных организациях. Причины усиления конфликтности образовательной среды [Электронный ресурс] // Язык и текст. - 2019. - Том 6. № 4. - С. 32–41.
9. Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. - Москва: Просвещение, 2016. - 391 с.
10. Коломинский, Я. Л. Психология педагогического взаимодействия / Я. Л. Коломинский. - Санкт-Петербург: Речь, 2017. - 240 с.
11. Конфликты в образовательной среде: способы предупреждения и разрешения: Сборник научных трудов международная научно-практическая конференция, Новороссийск, 25–31 марта 2023 года / Под редакцией Е.Г. Телегиной. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2023. - 104 с.
12. Курбатов, В. И. Конфликтология: учебное пособие / В. И. Курбатов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 448 с.
13. Лебедева, М. М. Технология ведения переговоров: учебник и практикум для вузов / М. М. Лебедева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 250 с.
14. Леонов, Н. И. Конфликтология: учебное пособие / Н. И. Леонов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 395 с.
15. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург: Питер, 2019. - 583 с.
16. Никулина, И. В. Управление конфликтами в образовательной организации / И. В. Никулина // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2019. - Т. 25, № 1. - С. 76-81.
17. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: учебное пособие для вузов / А. Б. Орлов. - Москва: Академия, 2019. - 272 с.
18. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д. Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2017. - 672 с.
19. Самыгин, С. И. Конфликтология: учебник / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. - 414 с.
20. Скотт, Дж. Г. Конфликты. Пути их преодоления / Дж. Г. Скотт; пер. с англ. Т. Д. Семеновой. - Киев: Внешторгиздат, 2019. - 192 с.
21. Сухов, А. Н. Социальная психология: учебное пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 615 с.
22. Шейнов, В. П. Управление конфликтами: теория и практика: учебное пособие / В. П. Шейнов. - Москва: Юрайт, 2020. - 331 с.