Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Вопрос закона и благодати занимает одно из ключевых мест в Новом Завете. В христианской доктрине эти понятия противопоставляются. Это связано с тем, что основой иудаизма был закон Моисея. В дохристианскую эпоху евреи строили свою веру на исполнении этого закона.
Но в христианстве возникает новая основа. Люди, верящие в Христа, получают оправдание не через выполнение закона, а по благодати, благодаря вере в жертву Иисуса Христа. Хотя дела остаются важны, определяющим фактором становится не закон, а благодать.
Апостол Павел придает данному вопросу значительную важность. Глубже всего тема закона и благодати раскрыта в его посланиях к Римлянам и Галатам. В письме к римским верующим Павел детально объясняет христианские учения, что делает это послание похожим на богословское сочинение. Он поэтапно рассматривает темы осуждения, оправдания, освящения, роль Израиля и его связь с Евангелием, а также вопросы практического христианства. В этом контексте Павел затрагивает и тему закона и благодати.
В послании к Галатам Павел противостоит ереси, распространенной в то время. Группа лжеучителей утверждала необходимость обрезания и соблюдения Моисеева закона для язычников. Галаты, ранее обученные Павлом основам христианства, отклонились от верного учения и начали основывать свою веру на исполнении закона. Поэтому Павел написал письмо, чтобы исправить их заблуждения и вновь наставить их на истинный путь.
Цель работы – изучить библейское учение о законе и благодати.
Задачи работы:
изучить определение закона и благодати;
рассмотреть закон и благодать в учении Христа;
раскрыть учение о законе и благодати в Евангелии;
рассмотреть закон и благодать в контексте послания к Римлянам и Галатам.
Объект исследования - закон и благодать.
Предмет работы - библейское учение о законе и благодати.
Методы исследования: всеобщий философский метод, диалектический метод, научный метод.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Характеристика библейского учения о законе и благодати
1.1. Определение закона и благодати
Прежде чем обсуждать закон и благодать, необходимо определить эти понятия.
Спрол пишет: «Будучи творениями Божьими, мы также должны поступать по правде. Бог требует от нас, чтобы мы жили в соответствии с Его нравственным законом, открытым нам в Библии».
Это утверждение не вызывает сомнений. Однако, закон многосторонен и не ограничивается лишь моральными аспектами.
Эрик Нюстрем отмечает, что слово «закон» имеет несколько значений:
1) Слово Божье вообще.
2) Писания Ветхого Завета вообще.
3) Пятикнижие Моисеево.
4) Собрание законов, данных Моисею.
5) Внутренняя побуждающая сила.
В посланиях апостола Павла видно, что он по-разному интерпретирует понятие «закон». Это важное обстоятельство следует учитывать при толковании библейских текстов. Благодать же обозначает незаслуженное милосердие Бога и Его дар людям. Согласно христианскому учению, мы получаем спасение по благодати (Рим. 3:24). Некоторые полагают, что человеческая воля не участвует в процессе спасения. Такого мнения придерживались Августин, Лютер и Кальвин. Другие же утверждают, что божественная благодать взаимодействует с человеческой волей. Среди сторонников этой позиции были Арминий и Джон Уэсли. Тем не менее, мы не будем углубляться в обсуждение предопределения и свободы воли, так как нас интересует понятие благодати в другом контексте .
Элвелл пишет: «Важно помнить о том, что действие божественной благодати – глубочайшая тайна, превышающая возможности ограниченного человеческого понимания».
О неправильном понимании благодати писал немецкий теолог Дитрих Бонхеффер. В своей книге «Следуя Христу» он утверждал, что такая благодать «означает оправдание греха, а не грешника».
Эта проблема актуальна и в наши дни, поэтому нам важно избегать крайностей: законничества и вседозволенности. Мы освобождены от соблюдения иудейского закона, однако всё равно должны жить по Божьим заповедям, любить Бога и ближнего. Оправдание приходит по вере, но вера не освобождает нас от необходимости совершать добрые дела.
1.2. Закон и благодать в учении Христа
На протяжении всего Евангелия наблюдается противопоставление двух онтологических принципов, двух способов взаимодействия людей друг с другом – закона и благодати. Христос учит, что спасение человека возможно лишь тогда, когда к соблюдению закона в сердце добавляется благодать. То есть христианская праведность должна проявляться в любви, превзойдя праведность фарисеев, на которую указывает Иисус. Спаситель дарует вечную жизнь только тем, кто искренне раскаивается и не повторяет своих грехов. Именно поэтому Он помиловал разбойника, распятого рядом с Ним.
В христианской традиции благодать рассматривается как Божественная энергия, поддерживающая создание, в том числе человека, и обеспечивающая поддержание жизни. Уровень приобщенности человека к Божественной благодати показывает его любовь к Богу и людям, так как Бог, являющийся источником благодати, есть любовь. Степень приобретения благодати определяет святость человека, поскольку святость, как онтологическая категория, отражает участие человека в Божественной энергии. Чем больше этой энергии в человеке, тем больше в нем любви, свободы и творческого духа.
Именно по этой причине принцип жизни, основанной на благодати, онтологически превосходит жизнь, основанную на законе: благодатная жизнь укоренена в Боге, его любви и милосердии к человеку; жизнь согласно закону базируется на гордом стремлении человека выполнить установленные нормы, преодолевая свою слабость, чтобы доказать свою героичность и заслужить венцы и лавры. Различие между законом и благодатью уже отмечено в Нагорной проповеди Иисуса. Разбирая «Моисеев» закон и наполняя его новым содержанием, Христос учит мириться с «...соперником... скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье...» .
Это подразумевает, что примирение, как выражение любви к людям, то есть благодати, должно превалировать над строгим соблюдением закона, который в данном контексте означает обращение в суд. Далее рассматривается «Моисеев» принцип возмездия: «око за око, зуб за зуб», и Господь учит, что не следует противостоять злому:
Но кто ударит тебя в правую щеку твою,
обрати к нему и другую...
Высшим проявлением действия Божественной благодати является любовь ко всем людям без исключения, принцип «всеобщей любви»: и к ближайшему, и к врагу. Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А я говорю вам: Любите врагов своих, благословляйте проклинающих вас, делайте добро ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…
В Послании к Римлянам апостол Павел добавляет, что истинный христианин не будет мстить за себя, а оставит суд справедливым рукам Господа, отвечая на зло добром, а не злом:
Не мстите за себя, возлюбленные… Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, поступая так, ты соберешь на его голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
Господь Иисус Христос на протяжении всей Своей проповеднической деятельности многократно демонстрировал превосходство благодати над законничеством и фарисейством, предостерегая Своих учеников «остерегаться закваски (то есть учения) фарисейской и саддукейской».
Однажды, проходя через поле, Иисус и Его ученики начали делать то, что не положено в субботу – срывать и есть колосья. Фарисеи, увидев это, осудили их, ссылаясь на Закон. Христос упрекает их за законничество, напомнив слова из Закона: «милости хочу, а не жертвы». Категория «милости», родственная любви, здесь противопоставляется понятию «жертвы», долга, или законничества .
В тот же день он исцеляет человека, что также не приветствуется книжниками:
И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.
В данном контексте «добро» понимается как проявление благодати и любви к человеку, которое, безусловно, превосходит соблюдение определённых правил, сопровождающихся утратой сочувствия к людям. Христос, осуждая законничество фарисеев, постоянно указывает, что в законе главное - это благодать, а не ритуальные обряды:
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что даете десятину с мяты... и
оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру
Таким образом, на протяжении всего Евангелия мы наблюдаем разворачивание значимой антиномии, противостояния Иисуса и фарисеев, любви и формализма, благодати и закона, веры и дел. В конечном итоге это противостояние привело Христа на Голгофу.
Закон и благодать в учении Христа представляют собой две фундаментальные категории, которые переплетаются в сложной и глубокой системе духовного опыта и нравственного учения, развитого в христианстве. Понимание и интерпретация этих понятий играют ключевую роль в богословской мысли, а также в этических нормах, которых придерживаются последователи Христа.
Закон, в ветхозаветном контексте, символизирует Божественное установление, переданное через Моисея: это свод заповедей и постановлений, предписанных для очищения и праведной жизни. Он стал своего рода моральным компасом для израильского народа, учителем, подготавливающим к приходу Мессии. Однако, как отмечает апостол Павел, закон сам по себе не способен дать спасение, поскольку через него познается лишь грех. Закон указывает на наши нравственные недостатки, нашу неспособность соответствовать идеалу Божией святости.
С другой стороны, благодать рассматривается как незаслуженное Божественное милосердие, выраженное в жертве Иисуса Христа. Во Христе закон обретает свою полноту, и именно через благодать верующие получают оправдание и прощение своих грехов. Благодать преобразует внутреннюю природу человека, снимает вину и даёт силы для новой, обновлённой жизни во Христе.
Учение Христа, следовательно, не отрицает значимости закона, но возвышает его, придавая ему новый смысл. Христос сам подчёркивает, что он пришёл исполнить, а не нарушить закон. Наблюдая за его жизнью и поступками, исполненными любви и сострадания, мы видим практическое проявление закона, соединенного с бескрайней благодатью.
Эти две силы не противостоят друг другу, но работают в гармонии, направляя человечество к свершающемуся Царству Божию. Закон учит нас, что есть добро, а что зло, и ведёт к осознанию нужды в благодати. Благодать, в свою очередь, обогащает и преображает сердце, делает возможным истинное исполнение закона через любовь и милосердие.
Таким образом, в учении Христа закон и благодать представляют собой неразделимое целое, открывающее дорогу к внутренней трансформации и вечной жизни с Богом. Возможно, именно в этой двойственности скрыт секрет глубины и привлекательности христианского послания — призывающего к праведности, но всегда готового простить и поднять падшего.
Глава 2 Библейское учение о законе и благодати
2.1. Учение о законе и благодати в Евангелии
О путях греха сказано, что «через одного человека грех проник в мир, и вместе с грехом пришла смерть, так что смертность распространилась на всех, потому что все согрешили в нем». А о благодати упоминается, что «благодать Бога и дар, исходящий от благодати одного Человека, Иисуса Христа, изобилует для многих». (Рим. 5, 10-16).
Как это возможно? Должны ли мы действительно нести ответственность за грехи наших прародителей? И каким образом добродетель одного человека может влиять на всех?
Во-первых, можно ли допустить, чтобы у Бога, который есть Любовь, была хоть какая-то несправедливость? «Судья всей земли поступит ли неправедно?» — вопрошал однажды Авраам (Быт. 18, 25). Господь ответил, что не уничтожит целый нечестивый город, если найдется хотя бы десять праведников. Когда же Господь выводил из обреченного Содома единственного праведника Лота и его семью, Он торопил их, говоря: «поспешай… ибо Я не могу ничего сделать, пока ты не окажешься в безопасности» (Быт. 19, 22). Даже с одним человеком Всемогущий не мог поступить несправедливо, так как Он мог бы наказать всех за грех одного? Мы несём ответственность не за грех Адама, а потому что все сами «в нем согрешили». Но как я могу согрешить в нём? Были ли в душе Адама все наши миллиарды душ, которым предстояло родиться, включая мою, и согласились ли они добровольно на грех? Моя душа этого не помнит. Однако я ярко ощущаю, что вина Адама по-настоящему моя вина. И разве я не ощущаю греховные желания в себе, которые глубоко солидарны с волей первого человека, и отказаться от этих желаний для меня все равно, что отказаться от себя? Разве я не поступал бы так же? Разве не совершаю я еще худшего?
И как же тогда «благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, изобилует для многих?» (1, стр.149).
Почему же нельзя оставить всё на праведность, установленную Законом Моисея, ведь он был дан людям Богом? Тогда зачем нужна благодать и искупление, почему только через Христа можно достичь спасения? Ответ прост, его дает Римлянам, гл.3 — Закон лишь указывает, что такое грех, и запрещает его, но бессилен противостоять ему.
«Как евреи, так и греки, все подвержены греху, как написано: нет праведного ни одного;… все уклонились с пути, никого больше не осталось годного…» (Рим. 3, 9-12) и так далее. Что же тогда может Закон? Он может осудить грех — «законом познается грех» (Рим. 3, 20) и направить человека к покаянию, к Христу и Его благодати.