Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современные тенденции развития системы физического воспитания в Российской Федерации характеризуются повышенным вниманием к вопросам совершенствования физической подготовленности обучающихся на всех уровнях образования.
Одним из ключевых направлений в этом контексте является развитие скоростно-силовых способностей, в частности прыгучести, которая является важным компонентом физической подготовленности школьников и во многом определяет успешность их двигательной деятельности, в том числе в игровых видах спорта, таких как волейбол.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одной из основных задач физического воспитания является «развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма».
В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года отмечается необходимость «повышения уровня физической подготовленности населения, в том числе детей и молодежи».
Объектом исследования является процесс развития прыгучести у учащихся 6 класса на уроках физической культуры.
Предметом исследования выступают средства и методы развития прыгучести у учащихся 6 класса на уроках физической культуры в разделе «волейбол».
Цель исследования – разработать и экспериментально проверить эффективность комплекса упражнений, направленных на развитие прыгучести у учащихся 6 класса на уроках физической культуры в разделе «волейбол».
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития прыгучести у школьников.
2. Разработать комплекс упражнений, направленных на развитие прыгучести у учащихся 6 класса.
3. Провести педагогический эксперимент по проверке эффективности разработанного комплекса упражнений.
4. Проанализировать результаты эксперимента и сделать выводы.
Гипотеза исследования: если на уроках физической культуры в разделе «волейбол» применять разработанный комплекс упражнений, направленных на развитие прыгучести, то это будет способствовать повышению уровня развития прыгучести у учащихся 6 класса при соблюдении следующих условий: систематическое выполнение комплекса упражнений, учет индивидуальных особенностей учащихся, использование игровых и соревновательных методов.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении научных представлений о средствах и методах развития прыгучести у школьников на уроках физической культуры.
Практическая значимость работы состоит в разработке и экспериментальной проверке эффективности комплекса упражнений, направленных на развитие прыгучести у учащихся 6 класса, что может быть использовано в практике физического воспитания общеобразовательных организаций.
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе был проведен анализ научно-методической литературы по проблеме развития прыгучести у школьников. На втором этапе был разработан комплекс упражнений, направленных на развитие прыгучести у учащихся 6 класса. Третий этап включал проведение педагогического эксперимента по проверке эффективности разработанного комплекса упражнений. На заключительном этапе были проанализированы результаты эксперимента, сформулированы выводы и разработаны практические рекомендации.
Глава I. Теоретические основы развития прыгучести у школьников
Задачи главы:
1. Раскрыть понятие и значение прыгучести в физическом воспитании школьников.
Для решения данной задачи необходимо:
- дать определение понятия «прыгучесть» и охарактеризовать ее как комплексное физическое качество;
- раскрыть значение развития прыгучести в физическом воспитании школьников, в том числе в контексте освоения технических приемов в игровых видах спорта;
- обосновать актуальность развития прыгучести у учащихся подросткового возраста с учетом их возрастных особенностей.
2. Охарактеризовать возрастные особенности развития прыгучести у учащихся 6 класса.
Для решения данной задачи необходимо:
- проанализировать особенности морфофункционального развития организма детей 11-12 лет и их влияние на развитие скоростно-силовых способностей;
- выявить сенситивные периоды развития прыгучести у учащихся 6 класса;
- определить факторы, обуславливающие динамику развития прыгучести в подростковом возрасте.
3. Проанализировать средства и методы развития прыгучести на уроках физической культуры в разделе «волейбол».
Для решения данной задачи необходимо:
- рассмотреть специфику развития прыгучести в процессе занятий волейболом;
- изучить эффективные средства и методы развития прыгучести, применяемые на уроках физической культуры в разделе «волейбол»;
- выявить особенности методики развития прыгучести у учащихся 6 класса на уроках физической культуры.
§1. Понятие и значение прыгучести в физическом воспитании школьников
Прыгучесть является одним из важнейших физических качеств, определяющих успешность двигательной деятельности человека, в том числе в игровых видах спорта, таких как волейбол. [3]
Под прыгучестью понимается способность человека к выполнению максимально высоких и дальних прыжков, которая зависит от уровня развития скоростно-силовых качеств, координационных способностей и гибкости.
В научной литературе прыгучесть рассматривается как комплексное физическое качество, включающее в себя такие компоненты, как взрывная сила мышц нижних конечностей, быстрота реакции, способность к концентрации усилий в кратчайший промежуток времени, а также координация движений [9, 11].
Развитие прыгучести у школьников является важной задачей физического воспитания, поскольку оно способствует не только повышению уровня физической подготовленности, но и совершенствованию техники выполнения двигательных действий, в том числе в игровых видах спорта [2, 5].
Значение прыгучести в физическом воспитании школьников обусловлено тем, что она является основой для успешного освоения многих жизненно важных двигательных навыков, таких как бег, прыжки, метания, а также технических приемов в спортивных играх.
Развитие прыгучести способствует повышению уровня физической работоспособности, улучшению координации движений, формированию правильной осанки и укреплению опорно-двигательного аппарата [6, 13].
Особую актуальность развитие прыгучести приобретает в подростковом возрасте, когда происходят интенсивные морфофункциональные изменения в организме, создающие благоприятные предпосылки для совершенствования скоростно-силовых способностей.
В 11-12 лет у школьников наблюдается наиболее интенсивный прирост показателей вертикальных и горизонтальных прыжков, что обусловлено ускоренным развитием мышечной системы и нервно-мышечной координации [10, 17].
Вместе с тем, следует отметить, что уровень развития прыгучести у современных школьников, в том числе занимающихся волейболом, зачастую не соответствует требованиям, предъявляемым к физической подготовленности учащихся, что обусловливает необходимость поиска эффективных средств и методов развития данного физического качества на уроках физической культуры.
Таким образом, прыгучесть является важным компонентом физической подготовленности школьников, определяющим успешность их двигательной деятельности, в том числе в игровых видах спорта.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алхасов, Д. С. Организационно-методические основы физкультурно-спортивной работы: учебник для вузов / Д. С. Алхасов. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 144 с.
2. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 4. – С. 2-7.
3. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 2019. – 288 с.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2021. – 332 с.
5. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. – Минск: Народная асвета, 2019. – 88 с.
6. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2021. – 384 с.
7. Карпман, В. Л. Тестирование в спортивной медицине / В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. – М.: Физкультура и спорт, 2020. – 208 с.
8. Коц, Я. М. Спортивная физиология / Я. М. Коц. – М.: Физкультура и спорт, 2019. – 240 с.
9. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. – М.: ТВТ Дивизион, 2021. – 290 с.
10. Маньшин, Б. Г. Исследование развития прыгучести у волейболисток 11-12 лет в условиях общеобразовательной школы / Б. Г. Маньшин, О. С. Крутских // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 7(161). – С. 179-184.
11. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2020. – 543 с.
12. Махов Станислав Юрьевич Комплексный контроль в управлении тренировочным процессом // Наука-2020. – 2020. – №6 (42).
13. Никитушкин, В.Г. Теория и методика физического воспитания. Оздоровительные технологии: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Г. Никитушкин, Н. Н. Чесноков, Е. Н. Чернышева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 279 с.
14. Физическая культура: учебное пособие для вузов / Е. В. Конеева [и др.]; под редакцией Е. В. Конеевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 609 с.
15. Фомин, Е.В. Физическое развитие и физическая подготовка юных волейболистов / Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина, Л.В. Силаева. – Москва: Спорт, 2019. – 192 с.
16. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2022. – 480 с.
17. Щетинина С.Ю., Кривошеева Д.А. Развитие прыгучести в тренировочном процессе волейболистов // Ученые записки университета Лесгафта. – 2020. – №2 (180).