Фрагмент для ознакомления
2
Изучив философские источники, по проблеме познавательных способностей выяснилось, что познавательные способности человека определяются как природные способности к познанию, которые являются уникальными характеристиками каждого индивида.
К этим способностям относятся: чувственные восприятия, образные представления, восприятие, разум, воля, умственные способности, талант, интуиция, память, воображение, дедуктивное мышление, индуктивное мышление, аналогические сопоставления, анализ, синтез [1].
Разнообразие познавательных способностей указывает на то, что не существует универсальных, независимо от целей познания, способностей.
Выбор подходящего способа познания зависит от целей и задач, которые ставятся перед субъектом познания, и усложняется, учитывая разнообразие самых способов познания: оно может быть научным или бытовым, проводиться в различных областях знаний – от естественных до гуманитарных и технических, быть теоретическим или экспериментальным и так далее.
А.В. Петровский в своих исследованиях подчеркивает, что познавательные способности индивида представляют собой «индивидуально-психологические характеристики личности, которые служат основой для успешного освоения требуемых знаний, умений и навыков, и проявляются в различиях в скорости их усвоения» [20, с.210].
Психолог А.Г. Маклаков рассматривает умственные качества человека через призму их применимости в практической работе. Он предлагает определение, по которому умственные способности представляют собой уникальные черты личности, которые обеспечивают успешность в одной или множестве видов деятельности [17]. Однако Маклаков также признает, что не существует универсального определения умственных способностей, и предлагает рассмотреть дополнительные три определения этого понятия, из которых одно из наиболее распространенных и традиционных гласит: «Способности – это набор разнообразных психических процессов и состояний» [17, с.147].
Другой взгляд на умственные способности и способности в общем принадлежит В.Д. Шадрикову. Его определение общих способностей звучит так: «Способности – это характеристики функциональных систем, которые обеспечивают выполнение отдельных психических операций, и которые имеют индивидуальную степень выраженности, проявляясь в успешном и уникальном освоении и осуществлении деятельности» [26, с.31].
Автор утверждает, что способности человека не что иное, как фундаментальное состояние его психики. Они дают человеку возможность организовывать идеи и формировать общие представления о реальности.
Осознание этих способностей осуществляется через ряд познавательных действий: концентрацию внимания, восприятие, мышление, память, воображение, которые вместе составляют познавательную деятельность. Автор утверждает, что способности и познавательные процессы являются двумя сторонами одного и того же психического процесса, который происходит в рамках биологической системы индивида.
В.Д. Шадриков предложил следующую систему классификации познавательных процессов:
- процесс ощущения и процесс восприятия. Эти процессы обеспечивают отражение объектов, событий и явлений реальности через воздействие на зрительные, слуховые, вкусовые и тактильные органы чувств.
- процесс внимания. Этот механизм позволяет человеку фокусировать свои умственные усилия на конкретном предмете, событии или явлении в окружающем мире;
- процесс запоминания. Человек благодаря этой функции способствует сохранению, фиксации и последующему извлечению важной информации;
- процесс мышления. Этот процесс включает в себя абстрагирование, объединение, разложение и конкретизацию восприятия объектов, действий и явлений в их взаимосвязях и систематизации;
- процесс речи. Речевая активность является уникальной чертой человеческого бытия, обеспечивающей возможность общения;
- процесс воображения. Этот процесс открывает двери для создания новых образцов, основанных на уже существующих представлениях [27].
Э.С. Костылева выделяет ключевые аспекты в структуре познавательной деятельности:
1) содержательный аспект;
2) активный аспект;
3) мотивационный аспект.
Содержательный аспект познавательной деятельности отражает степень освоения учениками знаний, умений и компетенций. Ключевые показатели ЗУК включают глубину усвоения знаний, их обобщенность и связность.
Активный аспект познавательной деятельности отражает уровень развития учащихся способностей к применению изученных знаний в практической деятельности.
Мотивационный аспект познавательной деятельности измеряет степень позитивной склонности к обучению и стабильность интереса к школьным дисциплинам [12].
Н.А. Половникова выделяет в структуре познавательной деятельности два аспекта: содержательный и технический компоненты самостоятельного познания [цит. по 21].
Г.Я. Шишмаренкова делит познавательную деятельность учеников на несколько элементов:
- содержательный элемент, отражающий уровень базовых знаний;
- технический элемент, описывающий умственные операции и процессы познания;
- технологический элемент, включающий в себя методы, приемы и технологии умственной работы [цит. по 21].
Исследования Л.О. Крайновой предполагают рассмотрение структуры познавательной деятельности с точки зрения её внутренних и внешних аспектов.
Внутренняя сторона определяется как индивидуальный аспект, отражающий уровень развития мотивационных и волевых характеристик личности. В то же время, внешняя сторона описывается как процедурный элемент, в состав которого входят направленность, содержание и динамика процесса [цит. по 13].
С.В. Митрохина в своем исследовании выделяет три ключевых компонента познавательной деятельности: мотивационный, содержательный и процедурный [цит. по 8].
А.К. Субанаков в своем анализе указывает на следующие составляющие познавательной деятельности:
- мотивационный компонент, включающий в себя стремление к знаниям, интерес к изучению, любознательность и активность в учебе;
- деятельностный компонент, охватывающий различные навыки, в том числе теоретические, экспериментальные и практические;
- рефлексивный компонент, отображающий процесс самоанализа и самопознания [цит. по 8].
Н.В. Баранник отмечает, что познавательные способности тесно связаны с познавательной активностью. Познавательная активность - это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата. Это деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [5].
Аргументировано обосновывает А.Г. Асмолов, что именно активность учащегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учеником в процессе познавательной, исследовательской деятельности [3].
В процессе формирования познавательных способностей учащихся начальной школы выделяют следующие уровни:
– элементарный – на нем возникает открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к интересным явлениям, фигурирующим в информации, находящейся на поверхности отдельных фактов;
– средний – интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, более глубокую и часто невидимую их внутреннюю сущность, требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями;
– высокий – связан с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением и усовершенствованием способов обучения [26].
Таким образом, несмотря на достаточно пристальное исследование феномена познавательных способностей в современной науке, единого определения данного термина сегодня нет. Исходя из теории познавательных способностей автора В.Д. Шадрикова, мы понимаем познавательные способности как составляющую общих способностей. Познавательные способности реализуются через познавательные процессы в познавательную деятельность.
Младший школьный возраст является сензитивным для развития познавательной сферы ребенка. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки - создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Проанализируем особенности познавательных способностей детей младшего школьного возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акиф Г.Л.М. Проблема формирования познавательной активности учащихся в современной психолого-педагогической литературе // Вестник ТГПУ. – 2012. – № 5 (120). – С. 67-75.
2. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: «Наука», 2009. – 184с.
3. Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. Феноменология неадаптивной активности в культурно-исторической парадигме // Культурно-историческая психология. – 2008. – № 1. – С. 37-47.
4. Ахметвалиева М.Г. Развитие познавательных способностей младших школьников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. – Саратов, 2001. – 19 с.
5. Баранник Н.В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. –2015. – № 24 (104). – С. 916-919.
6. Варламова В.А., Сидорова Е.Э. Развитие познавательных способностей у младших школьников посредством интеллектуальных игр // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 235-236.
7. Воспитание и развитие школьника / Под ред. проф. И.П. Прокопьева и проф. П.Т. Фролова. – Белгород: Белгородский государственный педагогический университет имени М.С. Ольминского, 1995. – 280 с.
8. Гродская Н. В. Изучение эффективности учебных действий у младших школьников как условие развития их познавательной активности // Формирование познавательной активности школьников: сб. науч. ст. / под ред. В. И. Лозовой. – Харьков, 2011 – С. 43-49
9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 368с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.
11. Иванова Е.В., Попова Т.А. Динамика учебной мотивации, самооценки и стилей адаптации первоклассников// Начальная школа. – 2018. – № 9. – С. 28-33.
12. Костылева Э.С. Развитие познавательной самостоятельности старшеклассников в процессе обучения гуманитарным дисциплинам (на примере изучения литературы, истории и мировой художественной культуры): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Челябинск, 2004. – 22 с.
13. Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. – СПб.: Питер, 2006 – 190 с.
14. Кукубаева А.Х., Садвакасова А.Б. Формирование познавательных способностей младших школьников // НИР/S&R. – 2021. – №4 (8). – С. 94-98.
15. Лаврик О.В. Об определении познавательных способностей в зарубежной и отечественной науке // Развитие познавательных способностей младших школьников: Материалы IХ научно-практической конференции, Москва, 23 октября 2021 года / Под общей редакцией Н.Ю. Клюевой. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2022. – С. 76-82.
16. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. – М.: Институт практической психологии, 1997. – С. 227-259.
17. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2023. – 592с.
18. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. – М.: Академия, 2014. – 158 с.
19. Немов, Р.С. Психология.— М.: Владос, 2002. – 608 с.
20. Петровский В.А. Психология. – М.: Проспект, 2012. – 479с.
21. Пустовойтов В.Н. Природа и механизмы познавательной активности и самостоятельности учащихся в образовательном процессе: учебно-методическое пособие. – Новозыбков: ООО "Контур", 2009. – 64 с.
22. Семухина О.Ф, Подковко Е.Н. Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности (на примере проекта «Самый читающий класс») // Вестник науки и образования. – 2020. – №1-1 (79). – С. 64-72.
23. Султанова, М. Терминологическая основа исследования: понятие «познавательные способности» в психологии и педагогике. Общество и инновации. – 2022. – № 3, 11/S. – С. 229–234.
24. Талызина Н.Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 172 с.
25. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избран. труды. – М.: Педагогик, 1985. – Т. 1. – С. 15-41.
26. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. – М.: ЛОГОС, 1996. – 320 с.
27. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. – Москва: Просвещение, 1990 – 142 с.