Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная работа посвящена анализу учения Апостолов о спасении. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку, в частности, Послания св. Апостолов содержат душеполезные истины, которые необходимы человеку в процессе его нравственного, морального, духовного возрастания. Зачастую в обыденном сознании само понятие спасения обретает неверные смыслы, в частности, многие считают, что спасение – это то, что уже свершилось благодаря Христу, тем не менее, полностью игнорируют морально-нравственные правила и не производят внутренней работы над собой, не совершают добрых дел. И учение Апостолов прямо учит нас – а как же достигать спасения. Послания святых апостолов являются совершенно уникальным источником. Эти послания апостолы создавали для людей, целых обществ, чтобы укрепить в вере, показать путь правильного нравственного совершенствования. При изучении проблемы происхождения посланий следует обязательно учитывать условия развития Церкви на раннем этапе. Апостолам, которые взяли на себя сложную миссию проповедования учения, постоянно переезжали с места на место, ими двигал не только Святой Дух, ведь все проповеди были именно богодухновенными, немаловажным фактором служили постоянные гонения на христианство. И несмотря на то апостолы продолжали выполнять свою высокую и сложнейшую миссию. Основная задача Апостольского послания – укрепление в вере, распространение истин веры. Начальный этап распространения христианства связан был с активизацией ересей, появлением лжеучителей. Апостолы были вынуждены защищать христианскую веру.
Послания апостолов были направлены на то, чтобы максимально приблизить и укрепить в вере, поддержать людей в борьбе за веру и учение, кроме того, значимая для апостолов задача – это защитить христианскую веру от разного рода ересей.
Некоторые послания были сугубо утешительными, а некоторые и обличительными. Все зависело от того, какая была поставлена задача. Непременно апостолы обращались к ученикам с любовью, благодарностью.
Эту тему мы будем рассматривать на примере Посланий Апостолов Петра и Павла.
Цель работы – изучение и анализ учения Апостолов о спасении.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
1. Изучить Послания апостолов в сотериологическом аспекте.
2. Рассмотреть Послания апостолов с позиции понимания Личности Спасителя.
Глава 1. Общие понятия Спасения (избрание, покаяние, возрождение, освящение)
В первую очередь, мы рассмотрим проблему избрания в контексте учения о Спасении.
Избрание имеет особый смысл, поскольку само по себе избрание состоялось еще до Искупительной Жертвы, более того, избрание является началом благих отношений между Богом и человеком. А значит, именно избрание мы и можем рассматривать в качестве первого шага в спасении каждого из нас.
Что касается последующих этапов в применении Господом спасения к человеческим жизням, то они представлены евангельским призывом, который слышит человек, рождением свыше Святым Духом; нашим ответом Богу, который репрезентуется посредством веры и покаяния; прощением нас Богом и дарованием нам права войти в Его семью, кроме того, Господь дарует нам уникальную возможность роста в христианской жизни, этот рост, в свою очередь, сопряжен с верностью Христу на протяжении нашей жизни.
Конец земного бытия – это смерть и отправление в Божье присутствие, после пришествия Христа мы снова получаем свои тела, а сам процесс спасения завершается.
Разными богословами эти события определялись различными терминами. Несмотря на различия в определениях, все убеждены в том, что эти события являются частью нашего спасения .
Это ordo salutis, которое, собственно, и означает «порядок спасения».
Порядок спасения состоит, таким образом, из:
1. Избрания (выбора тех людей, которые обретут спасение),
2. Евангельского призыва (речь идет о том, что провозглашается Благая весть),
3. Рождения свыше (нового рождения).
4. Обращения (веры и покаяния).
5. Оправдания (обретения состояния, именуемого как праведность).
6. Усыновления (принятия в семью Бога).
7. Освящения (здесь мы говорим о правильном образе жизни).
8. Неотступности (стойкости в вере и любви к Богу).
9. Смерти (речь идет об уходе к Господу).
10. Прославления (получения воскрешенного тела) .
Отметим, что существует частичная взаимосвязь пунктов 2—6 и частично 7 с христианским бытием человека. Пункты 7 и 8 в большей степени связаны с земной жизнью христианина, 9 — с завершением жизни, а 10 — со вторым пришествием Христа.
В контексте рассматриваемой темы особый акцент нужно сделать на избрании. В обсуждении этой проблематики также часто используется термин «предопределение». Тем не менее, предопределение есть более широкое понятие, представленное как избранием (верующих), так и осуждением (неверующих).
Также Апостольские послания содержат конкретные аспекты обретения спасения во Христе, а именно, речь идет о покаянии, возрождении души через веру, добродетели (в частности, добродетель любви), освящении. Спасение было даровано нам Христом, совершившим Искупление, Воскресшим.
В апостольских посланиях содержится мысль о необходимости покаяния. Приход Спасителя в наш мир избавляет человечество от греха, от необходимости принесения жертв. Но без покаяния человек не может обрести подлинное спасение. То есть, христианин должен осознать степень своей греховности, стремиться к совершенствованию и желать преодолеть собственную греховную природу. Через покаяние человек получает не только прощение грехов, но и Божественную благодать. Божественная благодать выступает как условие спасения, жизни вечной во Христе. Во время покаяния человек проделывает огромную сложную работу над собой, порой весьма длительную и болезненную, он должен вспомнить все прегрешения, запомнить их, раскаяться, а затем запомнить эти грехи ради смирения и неповторения их в будущем.
Христианская жизнь, берущая свое начало в слове Божьем («словесное молоко» в 1Петр. 2:2), под которым ап. Петром подразумевается проповеданное учение, выражается в любви и является путем к спасению (1 Петр. 1:22-2:3).
Важным аспектом спасения становится возрождение человека. Есть особый феномен преображения, оживления человеческого духа, когда человек приходит ко Христу, если человек не верует, то он, конечно же, жив, тем не менее, он пребывает в состоянии бунта против Бога, что указано неоднократно в Священном Писании: Сигон, царь Есевонский (Втор. 2:30), или Навуходоносор (Дан. 5:20), или израильский народ (Пс. 77:8). Когда Павел говорит: «…Дух жив для праведности» (Рим. 8:10), он, судя по всему, имеет в виду, «жив для Бога», но он не подразумевает, что наш дух был совершенно «мертв» прежде; он говорит лишь, что дух жил вне общения с Богом и в этом смысле был мертв. Точно так же мы, как личности в целом, были «мертвы» в «преступлениях и грехах» (Еф. 2:1), но Бог оживил нас, и теперь нам следует считать себя «мертвыми для греха, живыми же для Бога» (Рим. 6:11). Здесь не имеется в виду, что оживлена была лишь одна часть нашего существа (которая