Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Расстройства аутистического спектра (далее – РАС) представляют собой сложные нарушения развития, характеризующиеся стойкими трудностями в социальном взаимодействии и коммуникации, а также ограниченными, повторяющимися моделями поведения, интересов и деятельности. Такие нарушения проявляются в раннем детском возрасте и оказывают значительное влияние на различные сферы жизнедеятельности ребенка, в том числе на его поведение.
Дети с РАС младшего школьного возраста часто демонстрируют широкий спектр поведенческих проблем, таких как агрессия, самоагрессия, стереотипии, импульсивность, тревожность, страхи и другие.
Нарушения поведения не только создают значительные трудности в процессе обучения и социальной адаптации ребенка, но и негативно сказываются на его эмоциональном благополучии и качестве жизни в целом, поэтому своевременная диагностика и коррекция нарушений поведения у детей с РАС младшего школьного возраста является важной и актуальной задачей.
Изучение особенностей поведения детей с РАС, а также разработка эффективных методов его коррекции представляют значительный научный и практический интерес.
В последние годы в отечественной и зарубежной психологии и специальной педагогике накоплен значительный опыт в данной области, однако многие вопросы остаются недостаточно изученными.
Несмотря на наличие ряда исследований, посвященных особенностям поведения детей с РАС, до сих пор недостаточно изучены факторы, влияющие на формирование поведенческих нарушений у данной категории детей.
Существует необходимость в разработке и научном обосновании комплексных программ коррекции нарушений поведения, учитывающих специфику развития детей с РАС младшего школьного возраста.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью углубленного изучения особенностей поведения детей с РАС младшего школьного возраста, а также разработки эффективных методов психолого-педагогической коррекции нарушений поведения у данной категории детей.
Цель исследования – изучение особенностей нарушений поведения у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра и разработка программы их коррекции.
Объект исследования – нарушения поведения у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования – диагностика и коррекция нарушений поведения у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению нарушений поведения у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
2. Изучить особенности поведения детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
3. Разработать и апробировать программу коррекции нарушений поведения у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов по коррекции нарушений поведения у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Теоретико-методологической основой исследования выступают фундаментальные положения отечественной и специальной психологии и педагогики, раскрывающие закономерности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройствами аутистического спектра (Л.С. Выготский [18], К.С. Лебединская [15], О.С. Никольская [17], Е.Р. Баенская [1] и др.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение за поведением детей с РАС в различных ситуациях; беседы с родителями и педагогами, работающими с детьми с РАС; формирующий эксперимент, направленный на апробацию программы коррекции нарушений поведения у детей с РАС; психодиагностическое обследование детей с РАС (использование стандартизированных методик для оценки особенностей поведения, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) Выявлены особенности нарушений поведения у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра, а также факторы, влияющие на их формирование.
2) Разработана и апробирована комплексная программа коррекции нарушений поведения у детей младшего школьного возраста с РАС, учитывающая специфику их развития.
3) Разработаны методические рекомендации для педагогов по коррекции нарушений поведения у детей младшего школьного возраста с РАС.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении научных представлений об особенностях поведения детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра, а также в обосновании эффективных подходов к коррекции нарушений поведения у данной категории детей.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации программы коррекции нарушений поведения у детей младшего школьного возраста с РАС, а также в подготовке методических рекомендаций для педагогов, работающих с данной категорией детей.
Результаты исследования могут быть использованы в практике психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в образовательных организациях, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Положения, выносимые на защиту:
1. Нарушения поведения у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра характеризуются широким спектром проявлений, включающим агрессию, самоагрессию, стереотипии, импульсивность, тревожность, страхи и другие.
2. Разработанная и апробированная программа коррекции нарушений поведения у детей младшего школьного возраста с РАС, основанная на поведенческом подходе и использовании визуальной поддержки, способствует снижению выраженности поведенческих проблем, развитию социально-коммуникативных навыков и повышению адаптивности детей.
3. Методические рекомендации для педагогов по коррекции нарушений поведения у детей младшего школьного возраста с РАС, включающие рекомендации по организации предметно-пространственной среды, взаимодействию с детьми и вовлечению родителей в процесс коррекции, способствуют повышению эффективности психолого-педагогической работы с данной категорией детей.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 Теоретические аспекты изучения нарушений поведения у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра
1.1 Особенности поведения детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра
Дети с РАС младшего школьного возраста демонстрируют широкий спектр поведенческих особенностей, которые существенно отличают их от сверстников с нормативным развитием [2, с. 45; 3, с. 87; 11, с. 23].
Одной из наиболее характерных особенностей поведения детей с РАС является наличие стереотипных, повторяющихся действий и ритуалов.
Эти стереотипии могут проявляться в виде раскачивания, кружения, повторяющихся движений руками, пальцами, головой, а также в виде вербальных стереотипий – повторение одних и тех же слов, фраз, песен [2, с. 47; 17, с. 124].
Стереотипии часто усиливаются в ситуациях стресса или при нарушении привычного хода событий и могут служить для ребенка способом саморегуляции и снижения тревожности [3, с. 90; 11, с. 25].
Импульсивность и агрессивные реакции также являются типичными поведенческими проявлениями у детей с РАС младшего школьного возраста.
Дети могут проявлять агрессию по отношению к окружающим (бить, кусать, толкать) или направлять ее на себя (самоповреждающее поведение) [5, с. 112; 16, с. 178]. Такие реакции часто возникают в ответ на сенсорные раздражители, изменения в привычной среде или социальные требования, которые ребенок не в состоянии адекватно воспринять и переработать [3, с. 92; 11, с. 27].
Выраженные трудности в социальном взаимодействии и коммуникации у детей с РАС проявляются в отсутствии или нарушении зрительного контакта, неадекватных реакциях на обращение к ним, сложностях в понимании эмоциональных состояний других людей [4, с. 6; 17, с. 128].
Дети могут избегать совместных игр со сверстниками, предпочитая одиночные занятия, или, напротив, пытаться взаимодействовать, но делать это неадекватным образом [5, с. 115; 9, с. 45].
Тревожность и страхи также характерны для детей с РАС младшего школьного возраста.
Они могут испытывать сильный дискомфорт и страх в ситуациях, которые для других детей не представляют угрозы – громкие звуки, новые люди, незнакомые предметы [1, с. 67; 17, с. 130].
Эти страхи и тревожность нередко лежат в основе агрессивных и самоагрессивных реакций ребенка [3, с. 94; 11, с. 29].
Таким образом, для детей с РАС младшего школьного возраста типичны такие поведенческие проявления, как стереотипии, импульсивность, агрессия, трудности социального взаимодействия и коммуникации, тревожность и страхи.
Данные особенности поведения обусловлены спецификой развития детей с РАС и оказывают значительное влияние на их обучение, социальную адаптацию и качество жизни в целом [6, с. 15; 12, с. 78; 18, с. 34].
Своевременная диагностика и комплексная коррекционно-развивающая работа, направленная на преодоление поведенческих нарушений, являются важными условиями успешной социализации детей с РАС младшего школьного возраста [8, с. 42; 13, с. 58; 19, с. 76].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) / Е. Р. Баенская. – Москва: Теревинф, 2020. – 112 с.
2.Богдашина, О.Б. Аутизм: определение и диагностика / О. Б. Богдашина. – Донецк: Лебедь, 2019. – 184 с.
3.Гилберг, К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг, Т. Питерс. – Санкт-Петербург: КАРО, 2017. – 272 с.
4.Гончарова, Е.Л. Ребенок с особыми образовательными потребностями / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2002. – № 5. – С. 4.
5.Горячева, Т. Ю. Психологическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра / Т. Ю. Горячева, Е. В. Мальцева. – Москва: Генезис, 2019. – 224 с.
6.Дуброва, Т. А., Афанасьева, Е. А., Белецкая, О. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с расстройстваи аутистического спектра // КПО. – 2023. – №1 (33).
7.Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – Москва: Просвещение, 2019. – 272 с.
8.Загуменная, О. В., Скробкина, О. В., Солдатенкова, Е. Н. Организация сопровождения психологом и дефектологом детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2010. Том 8. – № 3. – С. 40–49.
9.Иванова, А. В. Психолого-педагогические особенности развития младших школьников с расстройствами аутистического спектра // Теория и практика современной науки. – 2021. – №1 (67).
10.Исаева, Т. Н. Формирование профессиональной культуры дефектолога в процессе подготовки к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – Том 21. – № 3. – С. 62–69.
11.Клинические рекомендации. Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация. Общественная организация «Российское общество психиатров». 2020.
12.Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 22–24 ноября 2017 года. – Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2017. – 456 с.
13.Конева, И. А., Фирсова, О. А. Междисциплинарный подход к коррекции нарушений психофизического развития детей с расстройствами аутистического спектра // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №72-3.
14.Купчаева П.Е., Христолюбова Л.В., Цыганкова А.В. Проблемы организации тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзивного образования // Специальное образование. – 2022. – №1 (65).
15.Малофеев, Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом: в 2 ч. / Н. Н. Малофеев. – Москва: Печатный двор, 2018. – Ч. 1. – 320 с.; Ч. 2. – 320 с.
16.Морозов, С. А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра / С. А. Морозов. – Москва: Теревинф, 2019. – 312 с.
17.Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – Москва: Теревинф, 2018. – 288 с.
18.Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстойством аутистического спектра в инклюзивном пространстве: учебное пособие / составители Г. П. Джамелова [и др.]. – 2-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2018. – 88 с.
19.Пустовойтова, О. В., Чунтонова, А. А., Сунагатуллина, И. И., Яковлева Л.А. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом // Современное педагогическое образование. – 2019. – №12.
20.Смаилова, А. И. Использование информационных технологий в специальном образовании / А. И. Смаилова // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2008. – № 11. – С. 267-268.
21.Хаустов А. В., Богорад П. Л., Загуменная О. В., Козорез А. И., Панцырь С. Н., Никитина Ю. В., Стальмахович О. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. – М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 125 с.