Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы
В современном мире, где образование играет ключевую роль в формировании интеллектуального потенциала нации, эффективное управление персоналом образовательной организации становится критически важным фактором для обеспечения высокого качества обучения и воспитания подрастающего поколения.
Актуальность темы обусловлена возрастающей ролью личности работника, знанием его мотивационных установок, умением их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед образовательными учреждениями.
От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения и его социальный статус.
Практическая значимость для организации и/или региона, и/или социальной сферы, образования и культуры РФ
Практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных результатов для оптимизации системы управления персоналом в образовательных организациях, что позволит повысить качество образовательных услуг, обеспечить эффективное использование кадрового потенциала и способствовать развитию человеческого капитала в регионе и стране в целом.
Цель выполнения работы
Целью данной курсовой работы является раскрытие особенностей управления персоналом в образовательном учреждении, выявление ключевых проблем и разработка предложений по их решению.
Задачи, которые необходимо решить в работе
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты управления персоналом, систему управления персоналом в образовательном учреждении.
2. Рассмотреть особенности управления системой адаптации в образовательном учреждении.
3. Рассмотреть основные задачи и теории мотивации персонала к труду, а также выяснить причины пассивности работника.
4. Охарактеризовать аттестацию персонала в образовательном учреждении.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является персонал образовательного учреждения. Предметом исследования выступает процесс управления персоналом в образовательном учреждении.
Методы исследования
В работе будут использованы методы анализа научной литературы, сравнительного анализа, обобщения практического опыта, а также методы социологических исследований (анкетный опрос, интервьюирование).
Уровень разработанности подходов к решению исследуемой проблемы
Проблема управления персоналом в образовательных учреждениях активно изучается отечественными и зарубежными исследователями. Однако, несмотря на наличие значительного количества научных работ, многие аспекты остаются недостаточно разработанными, особенно в контексте современных вызовов и требований к системе образования.
Степень практической значимости работы
Практическая значимость работы заключается в возможности применения предложенных рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом в образовательных учреждениях, что позволит повысить эффективность их деятельности и качество предоставляемых образовательных услуг.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, методы исследования, уровень разработанности подходов к решению исследуемой проблемы, степень практической значимости работы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы управления персоналом в образовательном учреждении, включая систему управления персоналом, особенности управления системой адаптации, задачи и теории мотивации персонала, а также аттестацию персонала.
Во второй главе проведён анализ системы управления персоналом на примере конкретной образовательной организации, выявлены основные проблемы и предложены пути их решения.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации.
Список использованных источников содержит перечень научной литературы, нормативно-правовых актов и других материалов, использованных при написании работы.
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом в образовательном учреждении
1.1 Система управления персоналом в образовательном учреждении
Управление персоналом — это комплекс мероприятий, направленных на наиболее эффективное использование человеческих ресурсов организации для достижения ее целей.
В контексте образовательного учреждения управление персоналом включает в себя планирование, подбор, обучение и развитие сотрудников, а также мотивацию, оценку и контроль их деятельности.
Основные принципы управления персоналом в образовательном учреждении включают в себя системность, интеграцию, динамичность, и согласованность с целями учреждения.
Системность подразумевает всеобъемлющий подход к управлению, учет всех взаимодействующих факторов и уровней управления. Интеграция предполагает взаимосвязь различных функций и процедур, направленных на эффективное использование человеческих ресурсов.
Динамичность подчеркивает необходимость гибкости и адаптивности в управлении, способность к быстрой реакции на изменения внешней и внутренней среды. Согласованность с целями учреждения предполагает, что все кадровые мероприятия и решения должны способствовать достижению стратегических и тактических целей образовательного заведения.
Цели и задачи управления персоналом в образовательном учреждении
Цели управления персоналом в образовательном учреждении могут быть подразделены на стратегические и тактические. Стратегические цели включают создание эффективной организационной культуры, формирование профессиональной команды сотрудников и обеспечение устойчивого развития учреждения.
В свою очередь, тактические цели могут включать обеспечение качественного и своевременного подбора кадров, развитие профессиональных навыков и повышение квалификации сотрудников, а также поддержание высокой мотивации и удовлетворенности трудом.
Задачи управления персоналом включают:
1. Подбор и расстановка кадров: Обеспечение наличия квалифицированных специалистов на всех должностях, создание условий для их оптимальной работы.
2. Организация обучения и профессионального развития: Проведение мероприятий по повышению квалификации, обучению и развитию персонала.
3. Мотивация персонала: Разработка и внедрение системы мотивации, включающей материальные и нематериальные стимулы.
4. Оценка и контроль результатов деятельности: Регулярный анализ работы сотрудников, проведение аттестаций и оценок с целью выявления сильных и слабых сторон.
5. Управление трудовыми отношениями: Обеспечение правовой и социальной защиты работников, урегулирование трудовых споров и конфликтов.
6. Организационная культура и климат: Формирование благоприятной рабочей атмосферы, поддержка корпоративных ценностей и норм.
Субъекты и объекты управления персоналом
Субъектами управления персоналом в образовательном учреждении выступают те, кто принимает решения и осуществляет управленческие функции. К ним относятся:
o Руководитель образовательного учреждения: отвечает за общую стратегию управления персоналом, принятие ключевых решений и контроль их исполнения.
o Заместители руководителя: ведут конкретные направления кадровой политики, такие как учебный процесс, воспитательная работа и административно-хозяйственные вопросы.
o Кадровая служба: Специалисты по кадрам занимаются подбором, адаптацией, обучением и развитием сотрудников, а также ведут кадровый документооборот.
o Методические объединения и наставники: участвуют в процессе профессионального развития и адаптации новых сотрудников.
Объектами управления персоналом являются сами сотрудники образовательного учреждения — педагоги, административный и технический персонал.
Их профессиональные и личностные качества, трудовая деятельность и результаты работы находятся в фокусе управленческих воздействий. Эффективное управление предполагает учет индивидуальных особенностей работников, создание условий для их профессионального роста и личностного развития.
Таким образом, система управления персоналом играет ключевую роль в обеспечении эффективного функционирования и развития образовательного учреждения, способствуя достижению его поставленных целей и выполнению социально-образовательных задач.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андропова, Т. Ю. Организация и управление образовательными системами / Т. Ю. Андропова. – Москва: Юрайт, 2018. – 416 c.
2. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом. Учебник / Т. Ю. Базаров. – 7-е изд., стер. – Москва: Юнити-Дана, 2019. – 479 c.
3. Виханский, О. С. Управление персоналом: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 6-е изд. – Москва: Гардарики, 2015. – 608 с.
4. Герчикова, И. И. Менеджмент: учебник / И. И. Герчикова. – 9-е изд. – Москва: Юнити-Дана, 2017. – 512 с.
5. Долгова, Т. Н. Управление персоналом. Учебное пособие / Т. Н. Долгова. – Москва: Финансы и статистика, 2016. – 320 с.
6. Егоршин, А. П. Управление персоналом: учебник / А. П. Егоршин. – Нижний Новгород: Растр-НН, 2017. – 800 с.
7. Зайцева, Н. Ю. Человеческий капита́л и управление персоналом в условиях образовательных реформ / Н. Ю. Зайцева. – Санкт-Петербург: Питер, 2020. – 240 с.
8. Кибанов, А. Я. Управление персоналом. Учебное пособие / А. Я. Кибанов. – 9-е изд. – Москва: Юрайт, 2018. – 428 с.
9. Королёв, А. С. Эффективное управление персоналом в образовательных учреждениях: монография / А. С. Королёв. – Москва: Альфа-М, 2019. – 352 с.
10. Мескон, М. Х. Основы менеджмента: учебник / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – 11-е изд. – Москва: Вильямс, 2020. – 672 с.
11. Мильнер, Б. З. Теория организации: учебник / Б. З. Мильнер. – 8-е изд. – Москва: ИНФРА-М, 2016. – 521 с.
12. Пугачёв, В. П. Менеджмент: учебное пособие / В. П. Пугачёв. – Москва: Маркет-ДС, 2017. – 496 с.
13. Руденко, Г. Е. Управление персоналом: современный подход / Г. Е. Руденко. – Москва: Проспект, 2019. – 389 с.
14. Сергеев, С. С. Стратегический менеджмент в образовательных организациях / С. С. Сергеев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2021. – 368 с.
15. Ульянкина, Э. А. Управление человеческими ресурсами в образовательной сфере / Э. А. Ульянкина. – Москва: Академический проект, 2018. – 310 с.