Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что при цифровизации экономики сотрудники предприятия имеют доступ к огромным объёмам информации, которые имеют ценность для предприятия. В условиях использования технических средств, увеличение объёма информации, необходимость формирования баз данных, расширение круга пользователей, возросли возможности для преднамеренного доступа к информации. Коммерчески ценная информация, называемая коммерческой тайной, должна быть защищена для сохранения конкурентоспособности предприятия и сохранения его интеллектуальной собственности.
Теории и практики правового регулирования конфиденциальной информации посвятили свои работы такие исследователи, как А.Л. Бердашкевич, А.А. Виноградова, Р.Г. Галифанов, Д.В. Головкина, В.А. Дозорцева, В.И. Еременко, Р.Р. Иванченко, Л.А. Забегайло, И.А. Зенина, А.Б. Кончаков, Н.Я. Коняхин, П.А. Кошель, Н.Ф. Кузовлева, Н.Н. Куняев, В.Н. Лопатина, А.Н. Максимов, М.В. Мацегора, С.Р. Мухаметьянова, М.А. Обухов, А.Н. Попова, К.В. Пронина, В.В. Рачковского, В.В. Розенберга, А. Ю. Сапожников, Г.К. Сафаралиева, В.А. Северин, Э.Я. Соловьева, А.Г. Степанова, П.Г. Фёдоров, М.А. Цукахина и др.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования конфиденциальной информации в России.
Предметом исследования выступают нормы законодательства, относящиеся к правовому регулированию конфиденциальной информации в России.
Цель исследования – на основе действующего законодательства и с учетом существующих в научной юридической литературе подходов проанализировать и определить сущность, особенности деятельности конфиденциальной информации в России.
Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:
1. Рассмотреть понятие конфиденциальной информации.
2. Изучить нормативное обеспечение защиты конфиденциальной информации в России.
3. Проанализировать защиту конфиденциальной информации в России.
4. Выявить особенности защиты конфиденциальной информации путем подписания соглашения о неразглашении.
5. Раскрыть проблемы правового регулирования защиты конфиденциальной информации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.) и частнонаучные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ и др.) методы юридического познания.
В качестве теоретической основы исследования определены статьи, монографии, другие научные труды разнообразных ученых-правоведов по вопросам, которые являются предметом данного исследования.
На основании цели, задач и при учете особенностей темы исследование содержит введение, две главы, подразделенные на параграфы, заключение, библиографический список.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИИ
1.1 Понятие конфиденциальной информации
В интересах любой компании - сохранение конфиденциальности в отношении своей деятельности, производственных и организационных вопросов, дальнейших планов, расчетов и т. д. Эта информация, как правило, сохраняется в тайне от конкурентов с целью увеличения доходов, привлечения клиентов и занятия выгодного положения на рынке товаров и услуг.
Поиск, получение, передачу и распространение информации любым не запрещенным законодательством способом, является одной из гарантий, предусмотренных в Основном законе страны. Законодатель поощряет и защищает свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, гарантирует охрану объектов интеллектуальных прав.
В научной литературе исторически неоднократно предпринимались попытки, сформулировать определение понятия «информация», в котором обозначить основополагающие признаки, характеризующие данную категорию.
Понятно, что категория «информация» является одной их основополагающих сфер бытия человеческого социума, такой же, как и энергия, материя, время, пространство. Поэтому, четкое понимание сущности информации представляется крайне важным .
Законодатель неоднократно предпринимал попытки дать определение понятию «информация» как правовой категории. После перехода в рыночной экономике, это впервые было определено на законодательном уровне. Обозначенный подход был воспринят и, по сути, продолжен при регламентации понятия «информация» в действующем сегодня ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ .
В данном акте информация рассматривается как сведения (сообщения, данные) о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления, пригодного для характеристики любых видов информации.
Вместе с тем, из этого абсолюта свободной передачи информации, могут быть сделаны ограничения в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности, что прямо закреплено в ст. 55 Конституции РФ .
Таким образом, гарантии свободы сталкиваются с гарантиями ограничений, с приоритетом последних.
Поэтому, для достижения целей защиты, обозначенных выше интересов, исключительно в случаях, предусмотренных законом, допускается ввести в оборот конфиденциальный режим оборота информации. С лингвистической точки зрения, конфиденциальный (от лат. confidentia – уверенность, надежность) означает не подлежащий оглашению либо секретный .
В Законе об информации, законодатель также сформулировал определение «конфиденциальности информации» - это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя (п. 7 ст. 2).
Таким образом, информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Разновидности информации возможно систематизировать по различным основаниям. Например, статья 5 Закона об информации по уровню доступности делит информацию на два вида - общедоступная и ограниченного на уровне федерального закона доступа.
Целями ограничения доступа к информации является защита основ конституционного строя, обеспечение обороны страны и безопасности государства, защита прав и законных интересов других лиц, нравственности и здоровья граждан.
При ограничении доступа безусловным элементом является соблюдения процедуры конфиденциальности.
Всю ограниченную по доступу информацию условно можно разделить на две группы:
- информация, которая прямо в федеральном законе и от правообладателя дополнительных самостоятельных действий по ее сохранности не требуется.
К ней относятся государственная, налоговая, банковская, врачебная, адвокатская тайна, персональные данные и т. п.;
- информация, для ограничения которой от обладателя требуется введения особого режима обращения и конфиденциальности. К ней можно отнести коммерческую и служебную тайны.
Также одной из классификаций разновидностей информации, является критерий в зависимости от способов и процедуры ее предоставления или распространения. По этому критерию различают информацию:
- свободную в обороте;
- распространяемую исключительно по соглашению участвующих лиц;
- которая должна быть предоставлена или распространена в случаях, прямо определенных федеральным законом;
- оборот которой в Российской Федерации прямо ограничен или запрещен.
В научной литературе и в правоприменительной деятельности высказываются различные мнения о соотношении категорий информации сведения, имеющих конфиденциальный характер. В целом ученые сходятся во мнении, что сведения конфиденциального характера - понятие, которое охватывает все ограниченные сведения. При этом, к понятию «конфиденциальной информации» относят не только коммерческую тайну, а также и иные сведения ограниченного характера, указанные в законе (персональные данные гражданин, врачебная, нотариальная, адвокатская тайна и др.) .
В 1997 г. Указом Президента на нормативном уровне был определен перечень сведений конфиденциального характера, в который включены сведения:
- первая группа - это сведения в сфере частной жизни физических лиц, которые позволяющие идентифицировать гражданина как личность. В этой сфере принят и действует федеральный закон о персональных данных, который детально определяет перечень сведений, относимых к таковым, а также правила их получения, обработки и обращения;
- вторая группа - это сведения, которые образуются в связи с осуществлением следствия и судопроизводства, и направлены на охрану интересов защищаемых лицах, а также при реализации мер государственной защиты. Это область общественных отношений детально регулируется процессуальным законодательством, а также специальными законами и иными нормативными актами;
- третья группа - это сведения, к которым ограничен доступ в целях неразглашения конфиденциальной информации, обрабатываемой органами государственной власти. В этих случаях речь идет о служебной тайне. В прежней редакции ст. 139 Гражданского кодекса РФ определялось, что к информации ограниченного доступа может относится служебная или коммерческая тайна, обладатель которой реализует меры по ее охране. Это правовая позиция получила свое развитие в ч. 4 ст. 9 Закона об информации, который также определяет условия отнесения информации к сведениям, составляющим служебную тайну;
- четвертая группа - это сведения, в сфере профессиональной деятельности, прямо определенных в федеральном законодательстве должностных лиц. Целями ограничения доступа к информации об их профессиональной деятельности является защита интересов, указанных в ст. 55 Конституцией РФ. Среди таких сфер профессиональных видов деятельности можно указать: нотариальную, адвокатскую, врачебную тайны, тайны переписки и связи и иные тайны. Оборот сведений в каждой их вышеуказанных тайн определяется специальным федеральным законом и принятыми в его развитие подзаконными актами (ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ; ст. 102 Налогового кодекса РФ ; ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» ; ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и иные законы);
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // "Российская газета", N 49, 13.03.1993.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
8. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
9. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // "Собрание законодательства РФ", 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
10. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О коммерческой тайне" // "Собрание законодательства РФ", 09.08.2004, N 32, ст. 3283.
11. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 22.04.2024) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024) // "Собрание законодательства РФ", 10.06.2002, N 23, ст. 2102.
12. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О персональных данных" // "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451.
13. Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об архивном деле в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 25.10.2004, N 43, ст. 4169.
14. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.08.2024) "О государственной тайне" // "Собрание законодательства РФ", 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235.
15. Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 12.12.2016, N 50, ст. 7074.
16. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // "Собрание законодательства РФ", 15.05.2017, N 20, ст. 2901
17. Апелляционное определение Московского городского суда от 14.05.2019 по делу № 33–20378/2019.
18. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 31 октября 2018 г. по делу № А56-92673/2016.
19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 52 // Российская газета 2006. 29 ноября.
20. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 июня 2020 г. по делу № А40-83833/2019.
21. Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26 октября 2020 г. по делу № А45-18365/2020.
22. Баранова Е.М., Борзенкова С.Ю., Кузьмин И.Е. Совершенствование процесса определения категорий объектов критической информационной инфраструктуры // Научно-технический вестник Поволжья. 2021. № 10. С. 117-120.
23. Баранова Е.М., Варывдин В.А. Информационная система для классификации и кластеризации инцидентов внутри организации // Интеллектуальные и информационные системы. интеллект - 2019. Труды Всероссийской научно-технической конференции. 2019. С. 271-276.
24. Богданова А.М. Защита конфиденциальных данных, как способ поддержания информационной безопасности // Вопросы студенческой науки. 2020. № 5 (45). С. 102-106.
25. Глущенко И.С., Баранова Е.М., Баранов А.Н., Борзенкова С.Ю. Современные информационные системы анализа и управления рисками в сфере информационной безопасности//Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2021. № 2. С. 311-316.
26. Корякин В. М., Тарадонов С. В. Гражданское право в схемах. Общая часть: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2020. - 288 с.
27. Коробкова О.К. Коммерческая тайна: правовые вопросы режима конфиденциальной информации. – Science. Research. Practice. –СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2023. С.72–74.
28. Напалкова Д.В. Коммерческая тайна в цифровую эпоху. Правовой механизм обеспечения защиты коммерческой информации // Молодой учёный. – 2023. – №13 (460). – С. 263-266.
29. Цифровая экономика: концептуальные основы правового регулирования бизнеса в России: монография / отв. ред. В. А. Лаптев, О. А. Тарасенко. Москва: Проспект. 2020. 288 с.