Фрагмент для ознакомления
2
Социально-психологические деформации, происходящие в настоящее время в нашем обществе, привели к росту различных форм девиантного поведения и вовлечению все большего числа несовершеннолетних в противоправную деятельность. В сознании многих молодых людей стирается грань между нормальностью и девиантностью, происходит все большее смещение ценностей в сторону несоциальной деятельности, противоправного поведения и криминального образа жизни в целом.
Рост числа и форм девиантного поведения детей и подростков оказывает негативное влияние не только на общество, но и на самих подростков, угрожая их психическому и физическому здоровью и нередко приводя к смерти. Рост различных видов девиантного поведения, в основе которого лежит процесс социальной дезадаптации детей и подростков, становится все более распространенной и серьезной социальной проблемой, требующей глубокого научного осмысления.
Исследования в сфере правонарушений подростков проводят прямую связь между тенденциями роста противоправного поведения детей и подростков и увеличением семейного неблагополучия.
Так, согласно сведениям НИИ семьи, в семьях несовершеннолетних правонарушителей в 80% случаев прослеживалась абсолютная безучастность родителей к судьбам своих детей, в 70% семей один из родителей (чаще отец) злоупотреблял алкоголем, до 40% подростков воспитывались в конфликтных семьях, в 15 % семей родители свели свои родительские обязанности к удовлетворению базовых физических потребностей своих детей.
В связи со всем вышесказанным все более актуальными становятся исследования причин подростковой девиантности, факторов, способствующих ее преодолению, а также форм и методов социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением.
Разработанность проблемы исследования:
– проблема девиантного поведения получила освещение как среди зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, Э. Дюркгейми др.), так и среди отечественных исследователей (Я.И. Гилинский, Е.В. Каган и др.);
– вопросы коррекции отклоняющегося поведения молодежи можно найти в исследованиях А.А. Осиповой, И.В. Дубровиной и др.;
– проблему профилактики девиантного поведения детей и подростков в своих трудах анализировали И.А. Фурманов, Е.В. Змановская и др.
Кроме того, резко меняющиеся социальные условия, стремительное увеличение числа конфликтных, не умеющих владеть собой подростков, демонстрирующих различные виды девиантного поведения, определяют важность рассмотрения проблемы профилактики девиантного поведения с новых аспектов. Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы в социальной работе обусловили выбор темы исследования: «Профилактика девиантного поведения подростков в школе»
Объект исследования – девиантное поведение подростков в школе.
Предмет исследования – профилактика девиантного поведения подростков в школе.
Цель исследования – изучение содержания профилактики девиантного поведения подростков в школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность девиантного поведения подростков.
2. Определить факторы, обуславливающие возникновение девиантного поведения подростков.
3. Провести диагностику девиантного поведения подростков.
4. Разработать методические рекомендации по профилактике девиантного поведения подростков в школе.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение, анализ и обобщение социального опыта, наблюдение, тестирование.
Теоретической базой исследования послужили труды следующих исследователей: Блясовой И.Ю., Галаузовой М.А., Каиповой Ж.А., Куприяновой М.В., Миронова Д.Д., Холмогоровой А.Б. и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут найти применение при подготовке бакалавров различных специальностей в вузе, а также в системе повышения квалификации преподавателей вузов.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
1 Теоретические аспекты профилактики девиантного поведения подростков в школе
Понятие и сущность девиантного поведения подростков
Важное положение методологии исследования связано с определением основных понятий исследования. Это связано с тем, что концепция, как основная форма восприятия действительности, образует логическую основу для построения любой научной теории [5, с. 98].
Проблема социальной девиантности тесно связана с понятием нормативного поведения. Поведение является нормативным, если оно соответствует нормативным требованиям, чем бы оно ни было обусловлено - соответствием интересов человека нормативным требованиям, привычками, интересами, страхом наказания и т. д. В глазах одних людей поступок будет оцениваться негативно, в то время как другие будут одобрять этот же поступок.
Фрагмент для ознакомления
3
Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 264 с.
Блясова, И.Ю. Теоретико-методологические основы профилактики девиантного поведения подростков в социокультурной среде региона [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / И.Ю. Блясова. - Челябинск, 2016. - 523 с.
Волков Б. С. Психология подросткового возраста: учебник / Б .С. Волков. – 4-е изд., перераб. и доп. М. : КНОРУС, 2016. 266 с.
Галагузова, М.А. Понятийные проблемы диссертационных исследований по педагогике [Текст] / М.А. Галагузова // Методология педагогики: понятийный аспект: монограф. сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - М.: ИЭТ, 2014. - С. 116-122.
Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля// Социология. Этнология. 2014.№4. С.98.
Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенин, с. 214
Змановская, Е.В. Девиантология: учеб.пособие для студентов / Е. В. Змановская. - Москва, 2006.
Каипова Ж. А., Кабет Ж. М., Суеркулов Е. Ч. ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО //Вестник науки. – 2023. – Т. 3. – №. 9 (66). – С. 218-224.
Кенсаринова М. В. Девиантное поведение как психологическая проблема // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1 (часть 2). С. 264-266.
Клейнберг, Ю. А.Психология девиантного поведения: учебное пособие / Ю. А Клейнберг. - Москва, 2001.
Коробанова Ж. В., Полевая М. В. Девиантное поведение личности: социальные и психологические особенности // Социальногуманитарные знания. 2020. №1. С. 145-154
Куприянова М. В., Богданова Т .М. Девиантное поведение у подростков. Профилактические мероприятия в медицине // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. С. 12-19.
Майсак, Н. В. Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением [Текст] : монография/ Н. В. Майсак. – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет, 2009. – 167 с.
Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник для бакалавров [Текст] / Л.В. Мардахаев. -6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 817 с. - (Бакалавр. Академический курс).
Миронов Д. Д. Сущность понятия «девиантное поведение подростков» //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2016. – №. 10. – С. 70-74.
Современный психологический словарь [Текст]: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 634 с.
Солоницына М. А., Питайкина А. А., Лимонченко Р. А. Диагностическая информативность методики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению»(АН Орел): проблемы практического применения //PEM: Psychology. Educology. Medicine. – 2016. – №. 2. – С. 199-231.
Тагирова, Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками: учебное пособие / Г. С Тагирова. - Иркутск, 2003.
Табачкова, А. С. Девиантное поведение подростков как одна из социальных проблем современной школы / А. С. Табачкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68644/ (дата обращения: 12.09.2024).
Тарутина Д. А., Хабибулин Р. Г. Девиантное поведение: причины, виды и формы проявления // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL : https://scienceforum.ru/2020/article/2018021894 (дата обращения: 02.09.2024).
Фокина Е. С. Факторы оказывающие влияние на формирование девиантного поведения у подростков //ББК 1 Н 34. – С. 851.
Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. – М., 2004. – С. 90-93
Холмогорова А. Б. Роль идей Л. С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурноисторическая психология. 2018. Т. 11. № 3. С. 25 - 43.
Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б Шнейдер. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. - 336 с.
Штинова, Г.Н. Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова; под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 447 с.