Фрагмент для ознакомления
2
В культурном содружестве, любительский театр выполняет существенную функцию. Его вклад состоит в сохранении моральных и эстетических ценностей, а также обычаев, которые характерны для нашей культуры. Одновременно, любительский театр способствует формированию стремления к бескорыстному преданному служению и развитию интереса к любимому занятию.
Актуальность исследования - заключается в анализе мотивов и действий актеров-любителей, чья деятельность основывается исключительно на личном интересе к театральному искусству. Включение в такую деятельность не имеет практической необходимости, а определяется исключительно собственными предпочтениями и стремлением к саморазвитию.
Актеры-любители по своей собственной воле отдают свое время этому занятию, наслаждаясь процессом и результатом своей работы. Однако стоит отметить, что актерская работа в рамках любительского театра ограничена по времени и обычно осуществляется в свободное от основных обязательств время.
Проблема - в процессе профессиональной деятельности у каждого руководителя формируется собственная методика для организации и проведения репетиций. Тем не менее, важно иметь понимание основных принципов и условий репетиционного процесса, чтобы каждый руководитель любительского театрального коллектива мог выбрать или адаптировать те приемы, методы и формы работы, которые соответствуют его индивидуальному творческому стилю.
Накопленный опыт играет важную роль в разработке общих и специфических методик репетиционной работы, к которому должен обращаться каждый руководитель любительского театрального коллектива.
Предмет исследования - процесс репетиционной работы с любительским коллективом и его отдельными участниками.
Цель исследования - дать целостную картину организации репетиционной работы с любительским творческим коллективом и отдельными исполнителями.
Гипотеза исследования - предположим что режиссер - организатор репетиционного процесса, но и он сам - часть этого процесса; прислушиваясь к тому, что актер привносит в роль, по ее мере создания, сравнивая, сомневаясь, режиссер должен почувствовать препятствие, стоящее на пути «выращивания» актером своей роли, дать верный камертон поиску природы чувств.
Задачи исследования:
изучить методы репетиционной работы в театральном коллективе; выявить специфику организации репетиционной работы с любительским театральным коллективом;
раскрыть особенности работы режиссера с любительским театральным коллективом;
изучить различные методики работы режиссера с актером любительского театрального коллектива;
апробировать репетиционную работу с любительским творческим коллективом;
апробировать репетиционную работу с отдельными исполнителями любительского творческого коллектива.
Методы исследования - теоретические: анализ, синтез, абстрагирование, классификация, индукция, дедукция литературы, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики; практические методы: наблюдение и описание репетиционной работы с отдельными участниками коллектива в спектакле по пьесе У. Гибсона «Сотворившая чудо».
Репетиция - это сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая определенный уровень подготовки участников. Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с любительским театральным коллективом. По репетиции можно судить об уровне творческой деятельности коллектива, его эстетической направленности и характере исполнительских принципов, а также об уровне подготовки и самого руководителя.
Практическая значимость исследования - данная курсовая работа может быть использована участниками любительских театральных коллективов, студентами среднего и высшего профессионального образования и смежных творческих специальностей для повышения образовательного уровня при изучении профессиональных вопросов мастерства актера и режиссера.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕПЕТИЦИЙ И РАБОТЫ С АКТЕРАМИ В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ТЕАТРЕ
1.1. Методы репетиционной работы в театральном коллективе
Репетиция-это сложный художественно-педагогический процесс, основанный на коллективной творческой деятельности, предусматривающий определенный уровень подготовки участников. Репетиция является основным звеном всей педагогической, организационной, методической, воспитательной и воспитательной работы с коллективом. По образцу можно судить об уровне творческой активности коллектива, его эстетической направленности и характере принципов работы, а также об уровне подготовки руководителя [9].
Репетиция может быть представлена как коллективный урок художественного, инженерного и технического проектирования, развития произведений искусства, а также эстетической целостности и оригинальности.
На занятиях изучаются партии, роли, движения на сцене и танцы, которые в дальнейшем сводятся в единое целое - танец, песня, перформанс, музыкальное или хоровое произведение. Следует отметить, что разделение занятий на репетиции и обучение и исполнение является условным. Овладевая текстом, часто во время репетиций обнаруживается техническая сторона исполнения. Большая часть обучения в художественной самодеятельной группе трансформируется и включается в начальный этап репетиции.
Ряд факторов оказывает существенное влияние на метод репетиционной работы в самодеятельном творческом коллективе:
степень подготовки коллектива в техническом и художественном отношениях;
уровень сложности работы, выбранной для обучения;
условия, время, количество образцов, отведенных для обучения новой работе;
настроение участников, опыт руководителя.
Каждый руководитель разрабатывает свой собственный метод построения и проведения пробных занятий. Однако необходимо знать основные принципы и условия выборки, на основе которых каждый руководитель может выбирать или подбирать приемы и формы работы, соответствующие его индивидуальному творческому типу.
В различных любительских коллективах-хоровом, оркестровом, танцевальном, драматическом - репетиции начинаются с начальной подготовки участников. В танцевальных коллективах будут проводиться разминки, которые позволят исполнителям разогреться и подготовиться к длительным тренировкам и репетициям. Участники поют в народных и академических хорах. Тщательное пение обеспечивает хорошее дыхание, ровный голос и хорошие слова. Условия работы певцов во многом зависят от правильной настройки звука и постоянных специальных упражнений. В оркестрах духовых инструментов и народных инструментов Перед началом репетиций музыкальные инструменты тщательно настраиваются. Чистота звучания инструмента и структура всего оркестра зависят от ситуации.
Фрагмент для ознакомления
3
Актерский тренинг : Мастерство актера в терминах Станиславского. – Москва : АСТ, 2010. – 512 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
Альшиц, Ю. Л. Тренинг forever! / Ю. Л. Альшиц. – Москва : РАТИ–ГИТИС, 2009. – 256 с.
Бажанова, Р. К. Феномен артистизма и его театральные разновидности / Р. К. Бажанова // Обсерватория культуры. – 2010. – № 4. – С. 42–49.
Барбой, Ю. М. К теории театра / Ю. М. Барбой. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГАТИ, 2009. – 240 с.
Бочкарева, Н. В. От упражнения – к спектаклю : учебное пособие / Н. В. Бочкарева, Е. Р. Генелин. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГАТИ, 2007.– 85 с.
Венецианова, М. А. Актерский тренинг. Мастерство актера в терминах Станиславского / М. А. Венецианова. – Москва : АСТ, 2010. – 512 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
Владимиров, С. В. Действие в драме. – 2 изд., доп. – Санкт-Петербург : Изд-во СПб ГАТИ, 2007. – 124 с.
Вокруг актера : сб. ст. победителей Пятого Всероссийского конкурса студенческих работ / отв. ред. Г. А. Лапкина, А. А. Чепуров ; редколлегия Г. А. Лапкина [и др.]. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГАТИ, 2002.– 200 с.
Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учеб.пособие / Б. Е. Захава. – 5-е изд. – Москва : РАТИ–ГИТИС, 2008. – 432 с.: ил.
Кнебель, М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. – Москва : ГИТИС, 2005. – 576 с.
Кнебель, М. О. Слово в творчестве актера / М. О. Кнебель. – Москва : РАТИ–ГИТИС, 2009. – 160 с.
Станиславский, К. С. Актерский тренинг. Работа актера над ролью / К. С. Станиславский. – Москва : АСТ, 2009. – 480 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
Станиславский, К. С. Актерский тренинг. Работа актера над собой в творческом процессе переживания : Дневник ученика / К. С. Станиславский. – Москва : АСТ, 2009. – 478 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
Станиславский, К. С. Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства / К. С. Станиславский. – Москва : АСТ, 2009. – 448 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).
Станиславский, К. С. Искусство представления / К. С. Станиславский. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2010. –192 с.
Станиславский, К. С. Работа актера над собой. М. А. Чехов. О технике актера : антология. – Москва :АРТ, 2008. – 496 с.
Теоретические основы создания актерского образа. – Москва : ГИТИС, 2002. — 180 с.
Хрестоматия по истории русского актерского искусства конца XVIII - первой половины XIX веков: учебное пособие. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2005. – 600 с.
Чехов, М. А. Тайны актерского мастерства. Путь актера / М. А. Чехов. – Москва : АСТ, 2009. – 560 с. – (Золотой фонд актерского мастерства).