Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В банковской системе нашей страны Центральный банк Российской Федерации (ЦБР, Банк России) является основным банком страны и кредитором последней инстанции. Он находится в собственности государства и отвечает за общее регулирование деятельности всех коммерческих банков в рамках единой денежно-кредитной системы. Центральный банк координирует их работу в соответствии с общей экономической стратегией и выполняет ключевую роль в государственной денежно-кредитной политике, при этом предпочитая использовать экономические методы управления, прибегая к административным только в случае необходимости.
Тема данной работы актуальна и чрезвычайно важна. Банк России выполняет функции регулятора банковской деятельности и надзорного органа. Основная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Без Центрального банка России сложно представить функционирование банковской системы страны.
Выполняя функцию «банка банков», Банк России хранит кассовые резервы коммерческих банков, предоставляет им кредитную поддержку, выступая в роли кредитора последней инстанции.
Центральный банк является главным регулятором платежной системы Российской Федерации, координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных и клиринговых систем в стране.
Банк России организует межбанковские безналичные расчеты через свои структуры, выступая в качестве расчетного центра банковской системы.
Как и центральные банки других стран, Банк России выполняет роль банкира, финансового консультанта и агента Правительства. На его счетах хранятся средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Без взимания комиссий, Банк России обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, проводя расчеты по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, отвечающих за исполнение бюджетов.
Центральный банк может предоставлять краткосрочные кредиты Правительству России для покрытия кассовых разрывов государственного бюджета под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если это не противоречит Федеральному закону о федеральном бюджете. Банк России не имеет права предоставлять прямые банковские кредиты Правительству для финансирования бюджетного дефицита и приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, кроме случаев, предусмотренных законом. Также Банк не имеет права предоставлять кредиты для покрытия дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Банк России консультирует Министерство финансов по вопросам выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга, учитывая их влияние на состояние банковской системы и приоритеты единой государственной денежно-кредитной политики.
Центральный банк осуществляет операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и проводит операции с золотовалютными резервами.
Цель работы – изучить Центральный банк России и его операции.
Задачи работы:
изучить функции, цели и задачи Центрального Банка РФ;
раскрыть роль Центрального Банка России на рынке банковских операций;
рассмотреть виды операций, осуществляемых Центральным банком;
охарактеризовать политику ЦБ РФ на современном этапе.
Объект исследования - Центральный банк России.
Предмет исследования – операции Центрального банка России.
В рамках исследования рассматриваются законы и нормативные акты, устанавливающие правовой статус и определяющие деятельность Центрального банка России, включая изданные им нормативные акты в рамках его полномочий, судебные решения по соответствующим вопросам, а также зарубежное законодательство.
Методология и источниковедческая база исследования включают использование общенаучных методов, таких как диалектический, формально-логический, системный, а также анализ и синтез. В дополнение к ним применялись специфические научные методы, среди которых сравнительно-правовой и формально-юридический.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Характеристика деятельности Центрального Банка России
1.1 Функции, цели и задачи Центрального Банка РФ
Статья 75 Конституции Российской Федерации закрепляет особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, предоставляя ему исключительное право на эмиссию денег (часть 1) и возлагая на него основную функцию по защите и обеспечению устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели, функции и полномочия Банка России также определены Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Согласно статье 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение стабильности рубля; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; поддержание стабильности финансового рынка Российской Федерации [15, c. 23].
Важнейшим аспектом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России является особым публично-правовым институтом, обладающим монопольным правом на эмиссию денег и организацию денежного обращения. Банк России не относится к органам государственной власти, но его полномочия по своей правовой природе соотносятся с функциями государственной власти, так как их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет самостоятельно от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России подтверждена в статье 75 Конституции Российской Федерации и статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Законодательные полномочия Центрального Банка Российской Федерации подразумевают его исключительное право издавать нормативные акты, обязательные для всех федеральных органов власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также для юридических и физических лиц по вопросам, предусмотренным Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, статья 104, Центральный Банк РФ не обладает правом на законодательную инициативу, тем не менее, его участие в законодательном процессе обеспечивается, кроме издания собственных нормативных актов, и тем, что проекты федеральных законов и нормативных правовых актов органов исполнительной власти, касающиеся его функций, направляются Банку России для получения заключения [10, c. 55].
Центральный Банк Российской Федерации является юридическим лицом. Его уставный капитал и иное имущество находится в федеральной собственности, однако сам банк обладает имущественной и финансовой независимостью. Он сам управляет своим имуществом, включая золотовалютные резервы, в рамках целей и порядка, установленных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Без согласия Банка России и в отсутствии специальных указаний федерального закона изъятие или обременение его имущества запрещены. Финансовая автономия Банка России заключается в покрытии своих расходов за счет собственных доходов. Банк также может отстаивать свои интересы в суде, включая международные и иностранные судебные инстанции, а также арбитраж.
Государство не несет ответственности по обязательствам Банка России, равно как Банк России не несет ответственности по обязательствам государства, если иное не предусмотрено федеральными законами либо если обязательства не были приняты сторонами. Также, Банк России не отвечает по обязательствам кредитных и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда он сам принимает на себя такие обязательства. Аналогично, кредитные и некредитные финансовые организации не несут ответственности по обязательствам Банка России, если не приняли на себя такие обязательства.
В своей работе Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума). Именно Государственная Дума назначает и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ, а также членов Совета директоров Банка России по предложению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ. Депутаты направляют и отзывают своих представителей в Национальном финансовом совете согласно установленной квоте, а также рассматривают и принимают решения по основным направлениям государственной денежно-кредитной политики и годовому отчету Банка России. По предложению Национального финансового совета, Государственная Дума может инициировать проверку Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, включая его структурные подразделения и учреждения. Также Государственная Дума проводит парламентские слушания по деятельности Банка России с участием его представителей и заслушивает доклады Председателя Банка России о работе Банка при представлении годового отчета и основных направлений денежно-кредитной политики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. О банках и банковской деятельности: федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru.
2. Аганбегян А. Г. Финансы, бюджет и банки в новой России / А.Г. Аганбегян. – М.: Дело, 2021. – 400 с.
3. Алексеева Д. Г. Современная банковская система РФ / Д. Г. Алексеева. – М.: Юрайт, 2022. – 290 с.
4. Алексеева Д. Г. Банковское право / Д. Г. Алексеева. – М.: Юрайт, 2021. – 410 с.
5. Банковское дело в 2 ч. Часть 1 / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова, Н. В. Сергеева; под редакцией Н. Н. Мартыненко. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 217 с.
6. Банковское дело в 2 ч. Часть 2 / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова, Н. В. Сергеева. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 368 с.
7. Банковское дело в 2 ч. Часть 1 / В. А. Боровкова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 375 с.
8. Банковское дело в 2 ч. Часть 2 / В. А. Боровкова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 189 с.
9. Банки и банковское дело в 2 ч. Часть 1 / под редакцией В. А. Боровковой. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 375 с.
10. Банки и банковское дело в 2 ч. Часть 2 / под редакцией В. А. Боровковой. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 189 с.
11. Гамза, В. А. Основы банковского дела: безопасность банковской деятельности / В. А. Гамза, И. Б. Ткачук, И. М. Жилкин. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 455 с.
12. Ларина, О. И. Банковское дело. Практикум / О. И. Ларина. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 234 с.
13. Пеганова, О. М. Банковское дело / О. М. Пеганова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 495 с.
14. Пеганова, О. М. Банковское дело / О. М. Пеганова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 574 с.
15. Тарханова, Е. А. Банковское дело. Тесты / Е. А. Тарханова. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 40 с.
16. Официальный сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. cbr.ru.