Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Восприятие - один из важнейших процессов, определяющих жизнь и общественную деятельность человека. Оно всегда было и будет предметом исследований в различных научных кругах. Поскольку восприятие - это, прежде всего, «сложный психофизиологический процесс, который формирует перцептивный образ». Оно направлено на ознакомление с системой действий, которые затрагивают органы чувств, а именно с ощущениями от наблюдения и исследовательской деятельности. Особенности этого процесса были охарактеризованы учеными-психологами: Б.Г. Ананьевым, В.П. Зинченко, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, В.В. Виноградовым и др.
Восприятие также рассматривается в трудах философов. Поэтому М. Мерло-Понти в своей работе 1945 года «Феноменология восприятия» писал, что первичное восприятие формирует основу различных значений и значимостей. По мнению ученых, восприятие сосредоточено на определенных объектах, и эти объекты в конечном итоге становятся основой всего опыта, который есть или может быть у людей.
Феномен, который формирует перцептивный опыт, - это язык. Точно так же, как А.Н. Леонтьев указывал, что для того, чтобы создать образ мира, который человек мог бы осознавать, необходимо сделать чувственный образ осмысленным. Когда они отражаются в значении языка, это и есть то, как они реализуются.
Идеальная форма, преобразованная и свернутая по вопросам языка, существования объективного мира, его природы, связей и взаимосвязей, раскрываемая через общую социальную практику, является вторым по значимости компонентом человеческого сознания (после сенсорной организации).
Язык - это инструмент, который может выражать чувства и впечатления, формирующиеся на основе информации, получаемой людьми через органы чувств, и в то же время подробно описывать процесс восприятия. Кроме того, языковая единица, слово, может вовлекать человека в перцептивный опыт, который он переживает снова и снова, и создавать особую семантическую ауру вокруг предмета.
Лингвисты также внесли большой вклад в развитие теории восприятия. Восприятие является одной из важнейших систем человека, а модель, используемая для описания восприятия, определяет характеристики восприятия. различные языковые единицы, выражающие перцептивную семантику.
Серия работ, посвященных компонентам восприятия в языке, посвящена категории восприятия. В работе A.В. Бондаренко это рассматривается как скрытая категория, связанная с функционально-семантическими категориями своевременности, перспективности, локативности, субъективности и объективности.
Продолжением научных исследований, связанных с использованием слова «категория» для изучения возможности интерпретации языкового восприятия, стала концепция О.Ю. Авдевной. У исследователей есть основания выделять перцептивную категорию, которая понимается как совокупность перцептивных значений (репрезентантов восприятия), выражающихся с помощью разных уровней языковых средств.
Также необходимо отметить, что объектом исследования становится не только работа с языковыми единицами и категориями, эти работы объясняют результаты восприятия в языке, но и восприятие как процесс. Например, научный интерес представляет восприятие языка и многоязычных структур. Такие исследования носят междисциплинарный характер, в частности, они сочетают достижения лингвистики.
Предмет исследования: семантические и грамматические особенности устойчивых сочетаний с компонентами «взгляд» и «взор».
Объект исследования: семантические и грамматические особенности устойчивых сочетаний.
Цель исследования: проанализировать структуру семантических и грамматических особенностей устойчивых сочетаний с компонентами «взгляд» и «взор» в русском языке по данным Национального корпуса русского языка.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и классификация устойчивых сочетаний.
2. Изучить особенности семантики и прагматики устойчивых сочетаний.
3. Привести характеристику устойчивых сочетаний с «взгляд» и «взор».
4. Проанализировать семантические особенности устойчивых сочетаний с «взгляд» и «взор».
5. Раскрыть грамматические особенности устойчивых сочетаний с «взгляд» и «взор».
6. Привести методику и принципы анализа.
7. Охарактеризовать результаты анализа устойчивых сочетаний с «взгляд».
8. Рассмотреть результаты анализа устойчивых сочетаний с «взор».
Методы исследования: сравнительный метод, метод дедукции, метод сопоставления, исторический метод.
Информационная база исследования. В работе использованы учебники по теме, учебные пособия, научные статьи, правовые акты, электронные ресурсы.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников.
1. Теоретические основы изучения устойчивых сочетаний в русском языке
1.1. Понятие и классификация устойчивых сочетаний
Термин «устойчивое сочетание» является одним из общих терминов науки о языке и используется в различных лингвистических дисциплинах (лексика, словосочетания, синтаксис).
Однако из-за своей универсальности этот термин имеет широкое и неопределенное содержание.
Большинство ученых относят к устойчивому сочетанию воспроизводимые языковые единицы (В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, С.Г. Гаврин), ограничивающие выбор переменных и имеющие тонкие ограничения на совместимость (В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, С.Г. Гаврин), различные собственные комбинации с ограничениями на композиционность (И.А. Мельчук). Фразовая единица (ФЕ) обладает теми же свойствами, и в результате происходит смешение и сочетание этих двух явлений.
Поэтому лингвисты часто считают устойчивость главным свойством, но определяют это понятие по-разному. Можно выделить его узкую и широкую трактовки. Первый из них представлен в работах В.В. Виноградова и Н.М. Шанского, они склонны отождествлять устойчивость с воспроизводимостью, которая рассматривается как простая повторяемость единства формы и содержания. В отличие от свободно сочетающихся слов, словосочетания - это сочетания слов, которые кажутся устойчивыми, повторяемыми, существующими по форме, целостными по своему смыслу и устойчивыми по своему составу и структуре.
Ранее аналогичная точка зрения была высказана в работе В.В. Виноградова. Он писал, что словесное выражение относится к завершающей единице языка, копируется в практике общения в соответствии с традиционными словами и имеет строго определенные значения.
Представители широкого понимания устойчивого развития выдвигали различные интерпретации, которые не ассоциировались у них с убеждениями. Поэтому С.Г. Гаврин указал на то, что разработанная В.В. Виноградовым семантическая классификация, несмотря на свою ценность и необходимость, имеет определенные ограничения: она не охватывает все единицы в русском языке [2].
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1.Авдевнина О. Ю. Перцептивная семантика: закономерности формирования и потенциал художественной реализации. Саратов : Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2020. - 340 с.
2.Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. – 2020. - N 1. - С. 37-67.
3.Бабенко Л. Г. Толковый идеографический словарь русских глаголов (с английскими эквивалентами): концепция, структура и основные лексикографические параметры // Толковый словарь русских глаголов: идеографическое описание. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2020. - С. 12-22.
4.Бондарко А. А. Варианты перцептивности // Теория значения в системе функциональной грамматики: на материале русского языка. - М. : Яз. слав. культуры, 2022. - С. 273-285.
5.Васильев Л. М. Системный семантический словарь русского языка : Предикаты свойства, поведения и звучания. - Уфа : Башк. ун-т, 2020. - 146 с.
6.Вишнякова Е. П. Семантическая категория перцептивности как основа языкового моделирования мира в новелле Г. Уэллса «The Country of the Blind» // European Social Studies Journal. – 2023. - Т. 2, № 10 (37). - С. 147-153.
7.Горбачева А. В., Берлин Хенис А. А. Зрительное внимание у судебных экспертов и неэкспертов при восприятии и понимании поликодовых текстов // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2024. - Т. 21, № 3. С. 158-175.
8.Горбачева А. В., Берлин Хенис А. А. Сложность восприятия демотиваторов и мемов: экспериментальное исследование // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2022. - Т. 20, № 2. С. 74-86.
9.Дмитриева О. И. Динамическая модель русской внутриглагольной префиксации / под ред. О. Ю. Крючковой. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2022. - 222 с.
10.Доброва С. И., Матыцына А. А. Типология и репрезентация функций глаз и взгляда в текстах быличек и бывальщин // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2022. - № 3 (288). - С. 146-151.
11. Земичева С. С. Перцептивная картина мира диалектной языковой личности. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2020. - 207 с.
12.Зинченко В. П. Восприятие // Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М. : АСТ, 2020. - С. 98-100.
13. Кубрякова Е. С., 2003. Глаголы действия через их когнитивные характеристики // Логический анализ языка. - М. : Индрик, 2020. - С. 439-446.
14. Кузнецова С. С. Вербализация чувственного восприятия как отражение перцептивной картины мира диалектной языковой личности : автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Томск: Наука, 2020. - 27 с.
15.Кустова Г. И. О семантическом потенциале слов энергетической и экспериенциальной сферы // Вопросы языкознания. – 2020. - N 3. - С. 53-79.
16.Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М. : Смысл, 2021. - 511 с.
17. Лутфуллина Г. Ф. Сложноподчиненные предложения, выражающие ситуацию восприятия в русском языке // Сибирский филологический журнал. – 2023. - № 2. - С. 247-253.
18.Муравьева Н. Ю. Семантическая категория перцептивности и средства ее выражения в русской грамматике // Русский язык: система и функционирование. - Минск : Изд. центр БГУ, 2020. - C. 57-62.
19.Нагорная А. В. Лингвосенсорика как перспективное направление современных лингвистических исследований : аналит. обзор / отв. ред. Э. Б. Яковлева. - М. : ИНИОН, 2022. - 86 с.
20.Падучева Е. В. К структуре семантического поля «восприятие» (на материале глаголов восприятия в русском языке) // Вопросы языкознания. – 2020. - N 4. - С. 23-44.
21.Падучева Е. В. Глаголы восприятия: опыт выявления структуры тематического класса // Проблемы функциональной грамматики: семантическая инвариантность. - СПб. : Наука, 2020. - С. 75-100.
22.Пучкова А. Н., Лебедева М. Ю. «Цифровое поколение» осваивает чтение: влияние лингвистических параметров текста на глазодвигательные характеристики учеников 1-3-го классов // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2020. - Т. 21, N 3. - С. 116-131.
23.Улуханов И. С. Мотивация и производность (о возможностях синхронно-диахронического описания языка) // Вопросы языкознания. – 2022. – N 2. - С. 5-20.
24.Урысон Е. В. Языковая картина мира vs. обиходные представления (модель восприятия в русском языке) // Вопросы языкознания. – 2020. - С. 3-21.
25.Харченко В. К. Лингвосенсорика: фундаментальные и прикладные аспекты. - М. : URSS : Либроком, 2020. - 216 с.
Электронные ресурсы:
26. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. URL: www.slova.ru/book toc/1.html.
27. Пословицы и поговорки. URL: http://pogovorki.net/cat21/p3.html.
28. Пословицы и поговорки. URL: http://allforchildren.ru/kidfun/proverb all.php.
29. Русские пословицы и поговорки. URL: http://www.prosv.ru/ebooks/lib/2 Poslovici/index.html.
30. Справочник по фразеологии/ сост. ред. портала «Грамота.ру». URL: http://www.gramota.ru/spravka/phrases.