Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе информация играет ключевую роль в формировании мировоззрения, ценностей и поведения людей, особенно детей и подростков. Однако с развитием технологий и распространением интернета возникла проблема доступа к информации, которая может нанести вред здоровью и психическому развитию детей. В связи с этим правовое регулирование в данной области становится особенно актуальным. Защита детей от негативного влияния информации требует комплексного подхода, включающего как законодательные меры, так и просветительскую работу среди родителей и педагогов.
Актуальность данной темы обусловлена не только увеличением случаев негативного влияния информации на детей, но и недостаточной эффективностью существующих правовых механизмов. В условиях глобализации и быстрого развития цифровых технологий необходимо постоянно адаптировать законодательство к новым вызовам. Это создает необходимость в исследовании существующих норм и механизмов, направленных на защиту детей от вредной информации, а также в выявлении пробелов и недостатков в правоприменительной практике.
Целью данной курсовой работы является анализ правового регулирования борьбы с информацией, вредящей здоровью и развитию детей, а также выработка рекомендаций по улучшению существующей системы защиты. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и виды информации, причиняющей вред детям.
2. Проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую защиту детей от вредной информации.
3. Рассмотреть механизмы, используемые для защиты детей от негативного влияния информации.
4. Выявить проблемы и недостатки в реализации законодательства.
Объектом исследования являются правовые нормы и механизмы, направленные на защиту детей от вредной информации. Предметом исследования выступают конкретные аспекты правового регулирования, включая законодательные инициативы, практику применения норм и роль различных институтов в данной сфере.
В качестве методов исследования используются анализ и синтез, сравнительный метод, а также методы правового анализа и интерпретации. Эти методы позволят глубже понять существующие проблемы и механизмы правового регулирования.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по улучшению законодательства и практики защиты детей от вредной информации, что, в свою очередь, будет способствовать более безопасному информационному пространству для подрастающего поколения.
Глава 1. Теоретические основы правового регулирования защиты детей
1.1 Понятие и виды информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей
В современном обществе информация играет ключевую роль в формировании мировоззрения и поведения индивидов, особенно детей и подростков. Понятие информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, охватывает широкий спектр данных, которые могут негативно влиять на психическое и физическое состояние молодого поколения. Это определение включает в себя как явные, так и скрытые формы информации, которые способны причинить ущерб.
Информация, причиняющая вред, представляет собой любые данные или сообщения, которые могут негативно сказаться на здоровье, психическом состоянии или социальном развитии детей. Важно отметить, что вредоносная информация может быть как прямой, так и косвенной[ Бачило, И. Л. Информационное право. Основы практической информатики : учеб. пособие / И. Л. Бачило. - М., 2023. - С. 342.]. Прямой вред может проявляться в виде явных призывов к насилию, саморазрушению или употреблению наркотиков, тогда как косвенный вред может быть связан с формированием искаженных представлений о мире, социальных нормах и ценностях.
Законодательство выделяет несколько типов информации, которая может быть признана вредной[ Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Рос. газ. - 2021. - № 297.]. К ним относятся материалы, содержащие призывы к насилию, порнографические изображения, а также информация, способствующая формированию у детей негативных стереотипов и предвзятостей. Важным аспектом является также ответственность за распространение такой информации, что подчеркивает необходимость соблюдения правовых норм как со стороны государственных учреждений, так и со стороны частных лиц.
Запрещенная информация включает в себя контент, который по своей природе представляет явную угрозу для здоровья и безопасности детей. К таким материалам относятся:
1.Информация, побуждающая к опасным действиям: Это может быть контент, который пропагандирует самоубийство, саморазрушительное поведение или насилие. Например, видео или статьи, которые описывают методы самоубийства, могут оказать разрушительное влияние на уязвимые психические состояния подростков, способствуя имитации таких действий.
2.Информация, вызывающая страх или панику: Новости о катастрофах, террористических актах или других трагических событиях могут вызывать у детей сильный стресс и тревогу. Постоянное воздействие подобной информации может привести к развитию фобий и тревожных расстройств.
3.Информация, содержащая жестокость или уничижительные изображения: Контент, демонстрирующий насилие, пытки или унижение людей, может формировать у детей искаженное восприятие норм поведения и социальных отношений. Исследования показывают, что дети, регулярно сталкивающиеся с таким контентом, могут начать воспринимать насилие как норму.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Банщикова, С.Л., Гольтяпина, И.Ю. Обязанности родителей по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних детей и административная ответственность за неисполнение обязанности // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2018. - № 1 (25). - С. 95-100.
2.Бачило, И. Л. Информационное право. Основы практической информатики : учеб. пособие / И. Л. Бачило. - М., 2023. - С. 342.
3.Белякова Е.Г., Загвязинская Э.В., Березен-цева А.И. Информационная культура и информационная безопасность школьников // Образование и наука. 2019. Т. 19. № 8. С. 147-162.
4.Бердник, М.В., Новикова, Е.Ф., Филиппенко, Д.Р. Разработка программного комплекса родительского контроля, в интуитивно-понятной форме фиксирующего активность несовершеннолетнего в интернет-пространстве // Электронный сетевой политематический журнал "Научные труды КубГТУ". - 2020. - № 6. - С. 571-576.
5.Бородин Клим Викторович Правовое обеспечение безопасности несовершеннолетних в сети Интернет // Вестник ЧелГУ. 2019. №25 (380). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-obespechenie-bezopasnosti-nesovershennoletnih-v-seti-internet (дата обращения: 09.09.2024).
6.Власенко М.С. Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет: современное состояние и совершенствование правового регулирования // Вестник ВУиТ. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-informatsionnoy-bezopasnosti-nesovershennoletnih-v-seti-internet-sovremennoe-sostoyanie-i-sovershenstvovanie-pravovogo (дата обращения: 09.09.2024).
7.Гольтяпина И.Ю., Мухаметова Д.Ф. Нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности детей. // Инновационная экономика и общество. 2021. № 3 (17). С. 71-79.
8.Гольтяпина Ирина Юрьевна Законодательство России в области обеспечения информационной безопасности детей // Эпоха науки. 2019. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelstvo-rossii-v-oblasti-obespecheniya-informatsionnoy-bezopasnosti-detey (дата обращения: 09.09.2024).
9.Гольтяпина Ирина Юрьевна Правовое регулирование защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью // Национальные приоритеты России. 2018. №3 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-zaschity-detey-ot-informatsii-prichinyayuschey-vred-ih-zdorovyu (дата обращения: 09.09.2024).
10.Дадаева М.С. Государственная система кибербезопасности и предупреждение экстремизма среди несовершеннолетних // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 1. № 5 (22). С. 183-185.
11.Ефимова Л.Л. Кочерга С.А. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт. Монография. - Москва.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2022. - 239 с.
12.Лопатин, В. Н. Информационная безопасность России. Человек. Общество. Государство : монография / В. Н. Лопатин. - СПб. : Университет, 2020. - С. 145, 237.
13.Солдатова, Г. Интернет: возможности, компетенции, безопасность : метод. пособие для работников системы общего образования / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева, В. Шляпников. - Москва. : Гутенберг, 2021. - С. 165.
14.Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» // Рос. газ. - 2023. - № 148.
15.Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Рос. газ. - 2022. - № 165.
16.Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Рос. газ. - 2021. - № 297.
17.Филиппов Владимир Михайлович, Насонкин Владимир Владиславович, Папачараламбоус Чарис Права и интересы детей в информационной сфере: реформирование законодательства // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prava-i-interesy-detey-v-informatsionnoy-sfere-reformirovanie-zakonodatelstva (дата обращения: 09.09.2024).
18.Чеботарева, А.А. Обеспечение информационной безопасности личности: роль международной информационной безопасности и стратегического партнерства // Вестник Академии права и управления. - 2019. - № 42. - С. 48-51.