Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Современное административное право является важным элементом правового государства. Исследование этой области способствует формированию и укреплению правовых институтов, которые обеспечивают законность и справедливость в обществе.
Актуальность исследования современного административного права России обусловлена его динамичным развитием, значением для правозащитной деятельности и необходимостью адаптации к меняющемуся обществу и технике.
С развитием цифровых технологий возникает необходимость в пересмотре административных процедур и норм. Исследования в этой области помогают выявить проблемы и возможности, связанные с цифровизацией государственного управления.
Постоянные изменения в законодательстве, социально-экономические преобразования и продолжающаяся реформа системы органов исполнительной власти способствуют постоянному расширению сферы общественных отношений, регулируемых административным правом. Актуальность исследования заключается в том, что современное административное право подвержено постоянным изменениям и требует постоянного анализа и изучения. Существенные изменения в политической, экономической и социальной сферах жизни общества могут оказывать влияние на административное право, а, следовательно, и на практику его применения. В связи с этим, важно проводить анализ особенностей современного состояния и тенденций развития административного права, выявлять актуальные проблемы и вызовы, а также предлагать пути их решения.
В последнее время в России активно происходят изменения в области административного права, включая новые законы и поправки. Эти изменения требуют глубокого анализа и понимания их последствий для правоприменительной практики. Например, в 2019 г. был принят новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) , который направлен на упрощение и оптимизацию процедур административного судопроизводства. Значимость этого документа сложно переоценить, так как появление данного кодекса должно содействовать снижению нагрузки на судебную систему и сделать процесс более доступным для граждан.
Степень разработанности проблемы. Изучением вопросов, посвящённых административному праву, занимались такие учёные, как Волков А.М., Давыдов К.В., Дугенец А.С., Ординина О.И., Старилов Ю.Н. и другие. Например, Давыдов К.В. в своих работах исследует ключевые тенденции реформирования таких главных элементов системы административного права России, как позитивное публичное управление, административно-деликатное право, административное судопроизводство. В свою очередь, Старилов Ю.Н исследует теоретико-прикладные вопросы реализации Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, опубликованной в 2019 году.
Объектом исследования является административное право Российской Федерации.
Предметом исследования – тенденции развития современного административного права РФ.
Цель курсовой работы состоит в анализе современных тенденций развития административного права РФ.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и функции административного права;
- рассмотреть принципы административного права;
- проанализировать реформы современного административного права России;
- выявить проблемы совершенствования современного административного права России.
Методы исследования. Методами исследования являются анализ действующих нормативных правовых актов, регулирующих административные правоотношения; анализ научной литературы, преимущественно отечественной; изучение основных тенденций и направлений развития административного права в России.
1. Теоретические подходы к исследованию понятия «административное право»
1.3. Понятие и функции административного права
Из области юридических наук, которая исследует основные аспекты права - государственное, гражданское, уголовное и административное, - наука административного права прошла сложный и изменчивый путь. Процесс ее зарождения начался около трехсот лет назад под именем науки полицейского права и закончился на рубеже ХIХ–ХХ веков оформлением в самостоятельную науку под именем административного права.
Административное право — это отрасль публичного права, которая занимается взаимоотношениями человека с административными органами. Административное право имеет дело с организацией и полномочиями административных и квазиадминистративных учреждений. Системообразующим источником административного права является Конституция, регулирующая взаимоотношения человека с государством .
Несмотря на прогресс в развитии системы источников административного права, который происходит на фоне значительных изменений в правовой системе России, вызванных социальными, политическими и экономическими реформами, научный анализ этих процессов не осуществляется. В этой ситуации актуально проводить научные исследования в области административного права, которые помогут выявить факторы, влияющие на формирование системы источников административного права.
Административное право является развивающейся отраслью, поэтому существует несколько подходов к определению сути данного понятия. Его также трудно определить с научной точки зрения, поскольку точного определения административного права до сих пор не появилось. Многие юристы пытались дать определение административному праву, но ни одно из этих определений полностью не отражает природу, сферу применения и содержание административного права. Определения административного права также могут меняться в зависимости от времени, что доказывает динамичность данной отрасли права.
В юридической науке административное право анализируется с позиции трех точек зрения - как научная дисциплина, как специализация российского права и как учебный курс.
Административное право в качестве науки представляет собой важную часть общей юридической науки. Оно исследует происхождение и эволюцию административного права, а также нормы государственного управления, законы и регламенты, которые регулируют отношения в области государственного управления и различных социальных сфер жизни общества . Административное право в качестве отрасли российского законодательства представляет собой совокупность юридических норм и правил, регулирующих поведение субъектов права при реализации их прав и обязанностей в сфере административного регулирования. Учебная дисциплина «административное право» включает в себя изучение истории административного права, его предмета, методов, системы, принципов, субъектов и других аспектов.
На наш взгляд, наиболее полным представляется определение административного права, сформулированного А.М. Волковым и А.С. Дугенцем. В соответствии с их взглядами административное право – это отрасль права, регулирующая не только общественные отношения в сфере государственного управления, но и подразумевает ответственность за правонарушения в данной сфере .
В рамках административного права действуют три основных государственных органа: законодательная, исполнительная и судебная власти. Несмотря на различия в их функциях, эти столпы государственного управления взаимосвязаны через разделы административного права. Во-первых, законодательная власть, которая принимает законы. Она создает или модифицирует новые правила, исходя из меняющихся потребностей и устремлений страны.
Затем идет исполнительная власть, лидер группы. Эта ветвь власти претворяет в жизнь законы, принятые законодательной властью. На примере можно показать специфику деятельности этих ветвей власти. Так, если законодательная власть говорит: «Нам нужно правило, согласно которому каждый должен перерабатывать отходы», то исполнительная власть - это тот, кто обеспечивает доступность мусорных баков и информирует людей о том, зачем и как их использовать.
И, наконец, судебная власть. Эта ветвь власти анализирует законы и решает, как их применять в конкретных случаях, обеспечивая соблюдение верховенства закона и отправление правосудия.
В целом, трио – законодательная, исполнительная и судебная власти – играют свою особую роль и работают слаженно, чтобы обеспечить бесперебойное управление.
Административное право охватывает широкий спектр деятельности, включая полномочия министерств, государственных департаментов, всех других служб, проверяющих и прочих органов, осуществляющих свои полномочия в соответствии с законом. В этом контексте административное право включает в себя как саму власть и полномочия, переданные административным органом, так и процедуры реализации этих полномочий. Министерские полномочия в отношении иммиграции, полномочия служб по экологии, и полномочия местных властей в области образования - лишь некоторые из примеров вопросов, затрагиваемых административным правом в этом контексте.
К основным функциям административного права относятся:
1) регулирование отношений между организованными властями и простыми людьми;
2) изучение структур, которые воплощают государственную политику правительства;
3) определение отношений между административными учреждениями, например, между министром и местными властями;
4) осуществление контроля и регулирование деятельности министерства по своему усмотрению;
5) обеспечение прозрачности и открытости в управлении;
6) обеспечение эффективной системы рассмотрения жалоб граждан.
Таким образом, несмотря на то, что в юридической науке однозначного понятия административного права еще не удалось разработать, все же на основе проведенного анализа, можно сделать некоторые выводы. Административное право — это отрасль права, которая регулирует деятельность органов государственной власти и управления, а также правовые отношения, возникающие в процессе осуществления административных функций. К функциям административного права относятся: регулирование деятельности государственных органов; защита прав и свобод граждан; обеспечение законности и соблюдения правопорядка; регулирование административных отношений; обеспечение эффективного функционирования государственного аппарата.
1.2. Принципы административного права
Административное право — это правовая основа того, как государственные органы должны взаимодействовать с людьми. Оно гарантирует, что эти органы ведут честную игру, следуют правилам и не злоупотребляют своей властью. Это означает, что учреждения должны действовать честно и в рамках закона при принятии решений, затрагивающих граждан. Административное право направлено на то, чтобы держать правительство в узде, позволяя ему при этом выполнять свою работу должным образом. Все дело заключается в обеспечении справедливого баланса между полномочиями правительства и правами отдельных лиц.
К базовым принципам административного права относятся: верховенство закона, разделение властей, принципы естественной справедливости.
Верховенство закона — это базовый принцип, который гласит, что все, включая лиц, находящихся у власти, должны соблюдать правила. В этом контексте можно выделить еще ряд важных моментом. Во-первых, справедливость для всех, что означает, что никто не получает особого обращения только из-за того, кто он или какая у него работа. Независимо от