Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной Российской Федерации, несмотря на шаги стремительного социально – экономического развития, увеличивается количество детских домой: сегодня их более 2000 и воспитание и/или реабилитацию в них проходят более 100 000 воспитанников. Они (воспитанники указанных учреждений) являются исключительно особенной социальной группой, в работе с которой необходимо применять особенные педагогических технологии. Прежде всего, это связано с тем, что данная категория детей воспитывается в условиях учреждения закрытого типа.
ГЛАВА 1. Психическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей: теоретический аспект
1.1. Общие особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
Общие особенности развития ребёнка, оставшегося без попечения родителей – это насущная тема современной педагогики в части её проявления социально – психологической направленности. Ключевой особенностью является то, что подобные дети развиваются своими замедленными темпами, нежели дети и подростки, которые воспитываются в семьях. Причём данная особенность проявляется на всех этапах в соответствии с периодизацией детей и юношества.
Согласно работам ряда исследователей (Г.С.Красницкая, Г.В.Семья, В.Н.Ослон) в подростковый период дети, оставшиеся без попечения родителей, способны переживать психологически сложные состояния, которые связаны с актуализацией «призраков крови». Это может стать прямой или косвенной причиной для появления основательных конфликтов с замещающими родителями и оказывать воздействие на их идентичность [23, с. 24].
Первично возникающие трудности основаны на том, что ребёнок, который воспитывается в интернате или в детском доме, обладает синдромом отверженного или приёмного ребёнка. Последствиями такого синдрома является не только низкая успеваемость, но и проблема в общении с социумом.
Дети и подростки, которые лишены родителей, заранее негативно относятся к своему прошлому и к своим биологическим родителям. С психологической точки зрения такая позиция является своеобразной защитной реакцией. Только замещающая семья способна окружить заботой и от собственной личностной позиции у подростка может формироваться позиция «мы», основанная на семейной общности и семейных ценностях. Данный факт также является одной из психологических особенностей описываемой группы детей и подростков.
И.Л.Иванчикова выяснила, что подросткам, оставшихся без попечения родителей, присущи: психологическая зависимость от взрослых, ощущение беспомощности, избирательность в общении, эмоциональная незрелость, искажение образа «Я» и картины мира. Как правило, эти характеристики формируются в общении со сверстниками в учреждении, где проживает подросток, в силу ограниченности его социального круга и отсутствия возможности получить новый позитивный опыт. Для подростков этой категории также характерны такие черты, как зависимость и непонимание материальных аспектов жизни [8].
В период жизни в условиях детского дома или школы – интерната подросток полностью находится на попечении государства. Такой образ жизни постепенно становится привычной нормой и самим подростком обесценивается. Подросток как бы априори предполагает и искренне думает, что все окружающее должны ему помогать.
Несомненно, сироты имеют большие и выгодные льготы со стороны государства. Подобная требовательность, которая становится образом жизни, вгоняет подростка в позицию жертвы. Занимать такую позицию также помогает сформировавшийся комплекс сироты. Такие подростки склонны не только к поиску новых острых ощущений, но и обесцениваю простых человеческих ценностей [23, с. 24].
Психологические особенности детей, воспитывающихся в детских домах, домах ребенка, школах-интернатах, и особенности их коммуникативной деятельности взаимосвязаны. Коммуникативное развитие детей во многом определяется тем, как его организуют и осуществляют взрослые. Взаимодействуя со взрослыми, дети должны овладеть соответствующими возрасту формами общения и их содержанием. Как правило, дети, лишенные родительской опеки, при благоприятных условиях могут относительно быстро изменить свое развитие в силу своих коммуникативных потребностей.
1.2. Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей
Дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся в психологическом напряжении, так как в их жизни произошла значительная утрата – утрата биологической семьи. Иначе говоря, они находятся в состоянии депривации. Сам термин депривация является достаточно ёмким и многоструктурным. Он подразумевает лишение того, без чего человек не может благополучно и полноценно существовать в течении обыденной жизни. Данный термин применяется как в психологии, так и в медицине.
На данный момент в психологической науке и практике разработана целая классификация видов депривации, которые существенно влияют на благополучное развитие ребёнка. В пределах настоящего параграфа необходимо рассмотреть каждый из видов [6].
Материнская депривация. Нормальное развитие ребенка в первые несколько лет жизни связано с постоянной заботой хотя бы одного взрослого. В идеале эту заботу должна обеспечивать мать. Однако если материнская забота невозможна, присутствие другого человека, ухаживающего за младенцем, также положительно сказывается на его психическом развитии. Нормальным явлением в развитии любого ребенка является формирование привязанности к заботливому взрослому.
Такую форму привязанности зачастую в психологической науке называют материнской привязанностью. Качество материнской привязанности всегда оказывает значительное влияние на формирование психики ребёнка. Одним из показателей деструктивной материнской привязанности является факт того, что ребёнок, с одной стороны, воспитывался в семье с мамой, но ему всё равно не хватало внимания с её стороны.
Физический контакт ребенка с матерью, например, возможность побыть на руках, ощутить тепло и запах материнского тела, крайне важен для формирования привязанности и чувства безопасности. Психологи заметили, что у детей, которые живут в антисанитарных условиях и часто испытывают голод, но поддерживают постоянный физический контакт с матерью, не развиваются физические расстройства.
Даже если в детском учреждении созданы самые лучшие условия для пребывания ребёнка, но, при этом ребёнок лишён общения с мамой, у него, непременно, возникают физические отклонения любого типа. Материнская привязанность, с одной стороны, крайне важна, с другой, может являться деструктивным фактором, влияющим на развитие психики ребёнка [10, с. 59].
ГЛАВА 2. Исследование личностных особенностей детей, оставшихся без попечения родителей: практический аспект
2.1. Обоснование выбора методов и организации исследования
Исследование в рамках данной работы проводилось с целью обнаружения личностных особенностей у детей, воспитывающихся в детских домах. В нем приняли участие дети, которые воспитываются в детских домах …области, в возрасте от 12 до 17 лет, 32 человека (18 мальчиков и 14 девочек), а также обучающиеся СОШ № …. , в возрасте от 12 до 16 лет (15 мальчиков, 15 девочек).
В процессе исследования были использован детский вариант индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик и подростковый вариант методики многофакторного исследования личности Кэттелла 14 PF.
Рассмотрим специфику индивидуально-типологического детского опросника (ИТДО), разработанного Л.Н. Собчик (2002). Типология индивидуальности Л.Н. Собчик основывается на целостном восприятии личности с точки зрения теории главенствующих тенденций, которые пробирают все уровни социальной активности ребенка.
Оценка личности с точки зрения концепции ведущих тенденций представлена схемой атрибута «интроверсия-экстраверсия» плюс противоположные атрибуты «неуверенность-агрессия» и «чувствительность-инициативность». Иными словами, наряду с четырьмя главными тенденциями авторы выделили еще четыре важнейшие тенденции.
Таким образом, опросник позволяет оценить степень выраженности индивидуально-типологических черт ребенка в эмоциональных паттернах и стилях поведения, таких как экстраверсия, интроверсия, тревожность, спонтанность, чувствительность и агрессивность. Каждая личностно-типологическая черта оценивается по балльной шкале, в соответствии с которой личностные черты исследуемого оцениваются как нормативные (гармоничный характер), умеренно выраженные (акцентуированные черты) или чрезмерно выраженные (дезадаптивные черты).
2.2. Результаты исследования личностных особенностей
По результатам проведения методики «Индивидуально-типологический опросник» (ИТО) были получены средние показатели (∑) по каждому фактору. Сводный график средних показателей результатов по методике ИТО продемонстрирован на рис.1.
Интерпретация результатов была проведена по степени выраженности факторов у респондентов:
• от 0 до 2 баллов – низкая степень самопонимания или неоткровенность при обследовании;
• 3–4 балла – показатели в пределах нормы, гармоничная личность;
• 5 баллов – заостренные, акцентуированные, черты;
• 6 баллов – выраженные избыточно-дезадаптирующие свойства [3].
Обобщенные результаты методики ИТО показаны в табл. 1 и 2.
В результате расчета данных по U-критерию Манна–Уитни установлено, что в зоне значимости (p≤0.05) находятся факторы: А («шизотимия-аффектотимия»), I («реализм-сензитивность»), J («неврастения, фактор Гамлета»), Q4 («степень внутреннего напряжения»).
Фактор G («степень принятия моральных норм») находится в зоне неопределенности. По остальным факторам различия признаков в сравниваемых группах статистически незначимы (р>0,05).
По среднему значению (∑) был выполнен расчет коэффициента корреляции по t-критерию Стьюдента.
Результат: tЭмп = 0.9
Критические значения (tКр):p≤0.05=2.06; p≤0.01=2.8.
Полученное эмпирическое значение t (0.9) находится в зоне незначимости.
В соответствии с полученными исследовательскими результатами, мы можем сказать о том, что в отличии от девочек, у мальчиков наблюдается более конструктивное поведение и реальный взгляд на обыденные жизненные ситуации. Становится понятной и видимой причина в разнице поведения и принятия решений.
Однако, мальчики могут быть импульсивными, слабо контролировать свои эмоции и поведение, выражать протест против социальных норм. Мальчики гораздо больше девочек не ориентированы на своё будущее, то есть у них слабо сформирована жизнестойкость, что сказывается на их девиантном поведении в моменте.
Мальчики часто осуществляют протесты против режимных моментов и присутствующего социального контроля. Они жестокие и проявляют склонность к мстительности. У них практически отсутствует коммуникативная гибкость.
Девочки же проявляют в характере упрямство и излишнюю требовательность. В конфликтных ситуациях опираются на собственное мнение и очень редко идут на компромисс. Излишняя эмоциональность делает девочек крайне ранимыми.
В процессе привлечения к себе внимания, девочки идут на контакт для того, чтобы работать в группах. При этом появление эмоций может способствовать проявлению депрессивного состояния. Девочки сильно подвержены общественному влиянию, под которым они стремятся избежать ответственность. Девочки также могут создавать протесты против социальных норм и режимных требований.
Как девочки, так и мальчики могут показывать своё завышенное эмоциональное состояние в проявлении неконструктивной агрессии. С одной стороны, агрессия неконструктивна, с другой – являет собой недостаток внимания со стороны взрослых.
Зависимые переменные были измерены в порядковой шкале, поэтому при осуществлении статистического анализа был использован непараметрический критерий Манна-Уитни. Различия на уровне статистической значимости обусловили следующие выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В учреждениях интернатного типа большинство воспитанников являются подростками. После выпуска из детского дома контингент воспитанников вступает во взрослую жизнь, в которой их ждёт большая ответственность за принятие уже самостоятельных решений. Именно в период, когда начинается полноценная социализация, бывший подросток, который был без попечения родителей, формирует свою личность.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абдулаева М.А. Нравственное воспитание в процессе формирования личности младшего школьника // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. - 2016. - С. 70-72.
2. Базарова Е.Б. Проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Е.Б. Вестник бурятского государственного университета. 2014. №5. С.120-123
3. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология». Самара: Универс-групп, 2003. 52 с
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968, 480 с.
5. Ветошкина С. А. Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот: основные подходы к исследованию //Современная зарубежная психология. – 2015. – Т. 4. – №. 1. – С. 15-25.
6. Гапеенкова С. М. Особенности развития детей, оставшихся без попечения родителей, и их учёт в деятельности службы сопровождения //Известия Пензенского государственного педагогического университета им. ВГ Белинского. – 2010. – №. 20.
7. Дорохова, Т. С. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, к замещающей семье // Инновационная направленность обучения и воспитания в системе образования Екатеринбурга: материалы XVII городских педагогических чтений / под общ. ред. А. А. Симоновой, Н. А. Лопатюк. - Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский дом учителя», 2011. - 77 с.
8. Иванчикова И.Л. Особенности взаимоотношений с миром взрослых подростков, оставшихся без попечения родителей. [Режим доступа]: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-vzaimootnoshenii-smirom-vzroslykh-podrostkov-ostavshikhsya-bez-popecheniyarodi#ixzz5Oe8teva3 Дата доступа:12.09.2024.
9. Киселева Н. А., Ковалевская Е. В. Психологические и психофизиологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей //Наука Красноярья. – 2013. – №. 6 (11). – С. 178-192.
10. Конева О. Б. Психологические особенности социально-эмоциональных нарушений личности детей-сирот //Психология. Психофизиология. – 2009. – №. 30 (163). – С. 59-65.
11. Куваева А. А. Психолого-педагогические особенности социального развития детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома //Целостное развитие личности в системе образования. – 2017. – С. 69-76.
12. Ларин А.Н., Коноплева И.Н. Современные проблемы детей-сирот [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 2. С. 5–10. doi:10.17759/jmfp.2015040201 (дата обращения: 05.09.2024).
13. Латышев О. Ю. Психофизиологические особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей //ББК 28.903 я43. – С. 136.
14. Любушкина Л. А., Павлов А. Ф. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ //Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. – 2016. – С. 319-322.
15. Магомедова М. Р., Шарбузова Х. З., Халилова А. А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ //Мировая наука. – 2018. – №. 3 (12). – С. 79-81.
16. Методические рекомендации: Психолого-педагогические аспекты воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интернатных учреждений – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2018. - 102 с.
17. Николаева Т.Н., Атаманова Г.И. Духовно-нравственное развитие и воспитание, как основа формирования личности младшего школьника // В сборнике: Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность. - 2016. - С. 98-104
18. Панова Н. В. Проблема агрессивного поведения детей-сирот //Академия профессионального образования. – 2016. – №. 11. – С. 20-27.
19. Пономарев П. А., Орлова А. О. Особенности психосоциального развития детей, оставшихся без попечения родителей //Интеграция наук. – 2018. – №. 5. – С. 68-69.
20. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2016_n2/81681 [Личностные особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома, как критерий формирования активной жизненной позиции и успешной социальной адаптации // Психология и право — 2016. Том 6. № 2]
21. Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. Психология сиротства. Дети без семьи / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М., 2005. - 400 с.
22. Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / Отв. ред. А. В. Махнач, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – 670 с.
23. Семья Г.В. психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей в условиях институализации и замещающей семьи / Г.В. Семья психологическая наука и образование, 2009, №3. С 24-32.
24. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы: учб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Ю.В. Василькова . - 3-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 208 с.
25. Старкова Д.В. Особенности формирования личности воспитанника детского дома [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2013. № 12. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/12/2628 (дата обращения: 05.09.2024).
26. Фурманов, И.А., Фурманова, Н.В. Психология депривированного ребенка. Пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. - М.: Владос, 2009. - 357 с.
27. Чижова К. И. Психологические особенности эмоциональной сферы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей //Наука и образование в современной конкурентной среде. – 2016. – №. 1. – С. 84-88.