Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….... 3
§1. Акцентуация характера личности и ее основные виды …................... 5
§2. Специфика социометрического статуса подростка ……..................... 9
§3. Анализ влияния акцентуаций характера на социометрический статус подростка ................................................................................................ 17
§4. Рекомендации по повышению социометрического статуса подростка ............................................................................................................ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 29
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одним из важных и значимых понятий в психологии, характеризующих структуру личности, является характер, который рассматривается как скелет личности.
В нем собраны только наиболее ярко выраженные и тесно взаимосвязанные черты личности, которые ярко проявляются в различных видах деятельности. Но, по мнению известного немецкого психиатра К. Леонхарда, от 30 до 50 процентов людей настолько обострены (акцентированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к аналогичным конфликтам и нервным срывам.
Преувеличенное развитие отдельных черт характера он называл акцентуацией и считал, что акцентуации характера подчиняются классификации, то есть типологии. В нашей стране давно утвердились две наиболее известные акцентные типологии, одна из которых спонсируется К. Леонхардом, а другая - отечественным психиатром А.Е. Личко.
Определение характера акцентуации персонажа - важная практическая задача. Характер акцентуации указывает на слабые стороны характера и, таким образом, позволяет прогнозировать факторы, которые могут спровоцировать явления декомпенсации или психогенные реакции, приводящие к дезадаптации. Это открывает перспективы для консультационной и профилактической работы.
Этот аспект особенно актуален, поскольку и родители, и учителя, и психологи отмечают резкий рост в последние годы числа подростков, чье нормальное поведение отличается от "нормального". Психологи говорят об увеличении числа индивидуализированных личностей в подростковом возрасте, которые действительно могут отличаться некоторой "выпуклостью" обычных черт или черт личности.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия влияния акцентуаций характера на социометрический статус подростка.
Объектом исследования являются особенности влияния акцентуаций характера на социометрический статус подростка.
Предметом исследования являются акцентуации характера и социометрический статус подростка.
Цель исследования: выявить эффективные условия влияния акцентуаций характера на социометрический статус подростка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть акцентуацию характера личности и ее основные виды.
2. Описать специфику социометрического статуса подростка.
3.Проанализировать влияние акцентуаций характера на социометрический статус подростка.
4. Разработать рекомендации по повышению социометрического статуса подростка.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Акцентуация характера личности и ее основные виды
В ряде жизненных ситуаций нам приходится устанавливать степень адекватной реакции окружающих нас людей на многие явления окружающей действительности. В этих случаях мы пытаемся понять, где проходит грань между общепринятой моделью поведения и несомненной патологией человеческой психики. В данном случае мы обращаемся к вопросу о подчеркивании специфичности личности, понимаемой как "крайняя степень клинической нормы, граничащая с патологией".
Специальный психологический термин "акцентуация" (от лат. "акцент" (стресс) и производные от него термины "акцентуация характера" и "личностная черта" используются для оценки поведения человека, которое (поведение) предполагает его присутствие в клиническом стандартном формате и указывает на некоторые ярко выраженные личностные качества человека [12].
Хотя акцентуация не классифицируется как психическое расстройство личности, она, тем не менее, указывает на проявление некоторых пограничных черт личности с психическим расстройством. Термин "акцентуированная личность" впервые получил научную реализацию в одноименной монографии немецкого психиатра Карла Леонхарда (1904-1988), который заметил, что акцентуация - это, по сути, те же черты личности, но с тенденцией к переходу в патологическое состояние.
Однако этот ученый отметил, что личности, которые мы называем акцентуированными, не являются патологическими. По словам А.Е. Личко, акцентуации характера - это крайние варианты его нормы, при которых определенные черты характера чрезмерно усиливаются, что приводит к избирательной восприимчивости к определенным типам психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к ним.
Согласно установившейся научной традиции, акцент на характере выражается как чрезмерное проявление отдельных черт личности, причем акцент понимается как признак дисгармонии и неуравновешенности внутреннего мира человека.
При проведении условного "водораздела" между личностной акцентуацией и расстройством личности необходимо обратить внимание на некоторые различия между этими явлениями психического свойства:
1. Во-первых, акцент на воздействии на определенную сферу жизни проявляется в определенных стрессовых и кризисных ситуациях, которые влияют на одну сферу жизни, в то время как расстройство личности влияет на все сферы жизни человека;
2. Во-вторых, акцент характера в отношении фактора временного порядка чаще всего проявляется в подростковом возрасте, а иногда и во взрослом возрасте, а развитие тяжелых психических расстройств обычно может проявляться в более позднем и позднем взрослом возрасте;
3. В-третьих, что касается проблемы социальной адаптации, то при расстройстве личности проявляется эффект социальной адаптации, то есть частичная или полная утрата индивидом способности адаптироваться к условиям социальной среды, при этом акцент, в отличие от расстройства личности, не препятствует социальной адаптации. человек не успевает адаптироваться к обществу и стать его полноправным членом, а если и "выводит" его из привычного образа жизни, то ненадолго [15].
Подводя итог вышесказанному, представляется необходимым отметить: акцентуации характера могут привести к формированию психопатии только в том случае, если травмирующие факторы и влияния являются слишком сильными и продолжительными. Кроме того, отмеченное негативное влияние может вызвать у человека бурные эмоциональные реакции и нервозность.
Рассматривая специфические особенности акцентирования характера личности, следует обратиться к типологии характеров, предложенной известным немецким ученым К. Леонхардом и основанной на оценке стиля общения индивида с окружающими его людьми. Краткое описание К. Леонардом двенадцати типов акцентуации представляется необходимым отразить следующим образом:
1. Гипертонический: тип акцентуации, вызванный хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями, который проявляется повышенным артериальным давлением у людей (от 5 до 10% всех случаев гипертонии являются вторичными, вызванными осложнениями других заболеваний; остальные являются первичными, в форме эссенциальной (эссенциальной) формы артериальной гипертензии). Этот тип акцентуации личности отличается своей активностью, общительностью, инициативностью, конфликтностью и раздражительностью.
2. Отстраненный: этот тип акцентуации обычно серьезен, добросовестен, справедлив, пассивен, медлителен, пессимистичен.
3. Циклоидальный тип личности (от английского "циклоид"): этот тип акцентуации характеризуется резкими и циклическими перепадами настроения, от депрессии до состояния приподнятого настроения. Когда настроение падает, такие люди проявляют повышенную чувствительность к обвинениям, не терпят публичного унижения и склонны распространять информацию. Однако во время выздоровления они активны, веселы и общительны.
4. Возбудимый тип личности: тип акцентуации, основными психологическими параметрами которого являются цельность, вдумчивость, медлительность, властность, раздражительность, вспыльчивость, ориентация на инстинкты.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие [Текст] / Г.С. Абрамова. М.: Проект, 2014. 624 с.
2.Алексеева Е.А., Выбойщик И.В., Паршукова Л.П. Акцентуация характера: учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – 47 с.
3.Алешкин, Н.С. Личностные особенности учащихся с трудностями в общении: дисс. к.п.н. [Текст] / Н.С. Алешкин. СПб.: ЛГУ, 2010. 168 с.
4.Арон, И.С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития [Текст] / И.С. Арон // Конфликтология. 2013. № 2. С. 168-175.
5.Беганцова, И.С. Влияние социального статуса подростков на установление межличностных отношений [Текст] / И.С. Беганцова, О.И. Гусева // Молодой ученый. 2014. №21.1. С. 69-71.
6.Бодалев, А.А. Психология межличностных отношений [Текст] / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 89-91.
7.Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога [Текст] / И.В. Вачков. М.: Ось-89, 2012. 224 с.
8.Волков, Б.С. Психология подростка [Текст] / Б.С. Волков. М.: Педагогическое общество России, 2010. 160 с.
9.Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Эксмо, 2015. 1136 с.
10.Гамезо, В.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие [Текст] / В.М. Гамезо, Е.А. Петрова, Е.М. Орлова. М.: Педагогическое общество России, 2009. 512 с.
11.Глушкова, Н.И. Психологическая помощь подросткам в ситуации кризиса межличностного взаимодействия [Текст] / Н.И. Глушкова // Успехи современного естествознания. 2007. № 4. С. 62-63.
12.Гогицаева, О.У. Динамика межличностных отношений подростков / О.У. Гогицаева [Текст] // Вестник ТГУ. 2014. № 4. С. 38-41.
13.Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие [Текст] / Дарвиш О.Б.; под ред. В.Е. Клочко. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. 264 с.
14.Диагностика межличностных отношений подростков: метод. рек. [Текст] / авт. Л.В. Сгурская, Г.С. Тамарский. Калининград: КГУ, 2013. 44 с.
15.Долгова, В.И. Психолого-педагогическая коррекция межлич-ностных отношений у подростков [Текст] / В.И. Долгова, Е.В. Попова, А.В. Молоканов // Концепт. 2015. №. 31. С. 91-95.
16.Дорошина, И.Г. Изучение социометрического статуса подростков [Текст] / И.Г. Дорошина // Социосфера. 2010. №1-2. С. 68.
17.Друк, А.И. Программа развития межличностных отношений подростков / А.И. Друк [Текст] // Научное сообщество. 2015. № 6. С. 219-226.
18.Дубровина Л.А., Кошутина Е.В., Константинова А.С. Ценностные ориентации подростков и старшеклассников // Обучение и воспитание: методики и практика 2013/2014 учебного года. – 2013. – № 10. – С. 19-22.
19.Дубровина Л.А., Никитина А.Ю., Чернова А.А. Представление об идеальном лидере у современных подростков и старшеклассников // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 3-й международной научно-практической конференции, 21 февраля / НИЦ «Апробация». – Махачкала: ООО «Апробация», 2014. – С. 91-95.
20.Дубровина, Л.А. Связь черт характера подростков с социально-психологическим статусом в группе сверстников [Текст] / Л.А. Дубровина, А.А. Максименко, А.О. Сальникова // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. № 14. С. 92-96.
21.Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений в работе практического психолога образования. Учебное пособие [Текст] / С.В. Духновский. Курган.: КГУ, 2016. 190 с.
22.Зимина, М.А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников [Текст] / М.А. Зимина // Молодой ученый. 2016. №10. С. 1354-1357.
23.Ивашкин В.С., Онуфриева В.В. Исследование групповой сплочѐнности детского коллектива. Методическое руководство. – Владимир: ВГПИ 1991. – 8 с.
24.Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2013. 576 с.
25.Киричук, А.В. Проблемы общения и воспитания [Текст] / А.В. Киричук. ч. 2. Тарту, 1974. 375 с.
26.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова. М.: Академия, 2011. 176 с.
27.Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: науч.-метод. пособие [Текст] / Я.Л. Коломинский. М.: АСТ, 2010. 448 с.
28.Корякина, И.В. Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение [Текст] / И.В. Корякина // Молодой ученый. 2015. №11.1. С. 40-43.
29.Куимова, Н.Н. Особенности взаимосвязи рефлексии и социометрического статуса подростков [Текст] / Н.Н. Куимова, И.А. Иванова // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12. С. 1259-1262.
30.Кукаркина, С.К. Социометрическое исследование межличностных отношений студентов в академической группе [Текст] / С.К. Кукаркина, О.А. Макарова // Концепт. 2015. №. 26. С. 356-360.
31.Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина. М.: Трикста, 2011. 420 с.
32.Леонгард К. «Акцентуированные личности» // Официальный сайт «Научный центр психического здоровья». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://web.archive.org/web/20101128232203/http://www.psychiatry.ru/lib_show.php?id=37.
33.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
34.Лысянченко, А.В. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков [Текст] / А.В. Лысянченко, О.М. Мишагина // Международный научный вестник. 2016. № 5. С. 260-261.
35.Макаров, М.С. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков [Текст] / М.С. Макаров // Воспитание школьников. 2006. № 2. С. 68-70.
36.Мерцалова, Н.С. Психологические особенности подростков с разным социометрическим статусом [Текст] / Н.С. Мерцалова, А.Е. Метелица // Человеческий капитал. 2017. № 4 (100). С. 64-67.
37.Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. М.: МОДЭК, 2011. 400 с.
38.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. М.: Юрайт, 2014. 460 с.
39.Остапова, А.В. Психологические особенности подросткового возраста [Текст] / А.В. Остапова // Евразийский Научный Журнал. 2015. №7. С. 109-110.
40.Петровский, А.В. Общая психология [Текст] / А.В. Петровский. М.Г. Ярошевский. М.: Педагогика, 2001. 526 с.
41.Сенникова, А.А. Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности с социометрическим статусом в подростковой группе [Текст] / А.А. Сенникова // Научный альманах. 2016. № 2-4(16). С. 204-207.
42.Ситникова, Л.Р. Взаимосвязь межличностного взаимодействия с социометрическим статусом подростков [Текст] / Л.Р. Ситникова, Т.Е. Валеева // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1. С. 122.
43.Слободчиков, Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.: ПСТГУ, 2013. 384 с.
44.Смирнова, Т.С. Психолого-педагогические условия оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками [Текст] / Т.С. Смирнова, Д.С. Ивановская // Молодой ученый. 2014. №21.1. С. 129-131.
45.Хажеева, Р.А. Особенности взаимоотношений подростков с различным социометрическим статусом в классном коллективе [текст] / Р.А. Хажеева // Научные труды Нижневартовского государственного университета. Вып. 12. Нижневартовск: НГУ, 2015. 220 с.
46.Хухлаева, О.В. Психология подростка: Учеб. пособие [текст] / О.В. Хухлаева. М.: Академия, 2015. 160 с.
47.Цыпнятова, К.М. Психолого-педагогические особенности детей младшего подросткового возраста [текст] / К.М. Цыпнятова, С.Г. Суханова // Молодой ученый. 2014. №4,- С. 1129-1132.