Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная образовательная система требует постоянного обновления методик и технологий, способствующих повышению эффективности усвоения учебного материала. Одной из актуальных тенденций сегодняшнего времени является использование интерактивных средств для изучения различных дисциплин, включая биологию. Введение инновационных подходов в этот предмет становится необходимым ввиду его важности для формирования научной картины мира у учащихся.
В последние годы стремительное развитие технологий дало мощный толчок для преобразования образовательного процесса. Биология, как наука, играющая ключевую роль в понимании основ жизни, требует детального восприятия информации и ее глубокого анализа. Интерактивные средства обучения, такие как цифровые лаборатории, симуляции, мультимедиа-программы и онлайн-курсы, предоставляют уникальные возможности для вовлечения школьников в процесс изучения сложных биологических процессов и явлений.
Актуальность изучения педагогических и методических условий использования этих средств продиктована потребностью образовательных учреждений в повышении качества знаний, доступности обучения и индивидуализации образовательного процесса. На фоне роста интереса к наукам о жизни и их значимости для устойчивого развития человечества, важно выявить и описать условия, при которых интерактивные средства могут быть максимально эффективными.
Известные ученые, такие как Джон Дьюи, заложившие основы современного понимания активного обучения, и более поздние исследователи, например, Сеймур Паперт, акцентировавшие внимание на значимости конструктивистского подхода в образовании, внесли значительный вклад в развитие теоретической базы применения интерактивных инструментов в учебном процессе. «Учение происходит через опыт, и технологии способны изменить наше восприятие этого опыта», — отмечал Паперт, подчеркивая роль цифровых технологий в образовании.
Таким образом, изучение педагогических и методических условий применения интерактивных средств обучения в биологии является важным шагом на пути к улучшению качества образования. Оно открывает новые горизонты для развития образовательного процесса, позволяя не только повысить эффективность усвоения материала, но и подготовить учащихся к жизни в высокотехнологичном мире.
Целью настоящего исследования является анализ и разработка педагогических и методических условий, способствующих эффективному применению интерактивных средств в обучении биологии.
Объектом исследования выступает процесс обучения биологии в образовательных учреждениях.
Предметом являются интерактивные средства и условия их применения в рамках данного процесса.
Задачи:
1. Изучить историю развития и использования интерактивных средств обучения
2. Рассмотреть определение, классификация и виды интерактивных лекций
3. Проанализировать методические аспекты организации обучения биологии при помощи интерактивных средств обучения
4. Сделать анализ применения учителями биологии интерактивных средств обучения
5. Разработать методические условия применения интерактивных лекций при обучении биологии в 9 классе
Методами исследования, используемыми в работе, являются анализ научной и методической литературы, педагогическое наблюдение, а также экспериментальные методы, включающие внедрение интерактивных технологий в учебный процесс и оценку их воздействия на результаты обучения.
Структура работы предусматривает традиционное разделение на введение, теоретическую часть, где рассматриваются педагогические основы и методические приемы использования интерактивных средств, практическую часть с анализом экспериментальных данных, а также заключение, в котором подводятся итоги исследования и формулируются рекомендации для педагогов.
Глава 1. Педагогические и методические условия применения интерактивных средств при обучении биологии
1.1 История развития и использования интерактивных средств обучения
История развития и использования интерактивных средств обучения уходит своими корнями в концепции, которые начали формироваться задолго до появления современных технологий. Еще в античные времена Сократ применял метод диалогов, вынуждая учеников активно участвовать в процессе познания. Именно это интерактивное вовлечение и стало предшественником современных обучающих технологий, которые стремятся использовать активное участие обучаемого для повышения усвояемости материала.
Термин «интерактивное обучение» появился относительно недавно в начале 1990-х гг., когда в пространстве педагогики стали интенсивно осваиваться смежные науки. Данное определение произошло от термина «интерактивность», заимствованного из социологии. Появление термина «интерактивные технологии» или «интерактивное обучение» связано с различными версиями [1].
Концептуальной основой интерактивного обучения является теория интеракционистской ориентации (символического интеракционизма, ролевых теорий и теорий референтной группы), которая сформировалась в 1930-х гг. Большое влияние на интерактивное обучение оказывала концепция гуманистической психологии и психотерапии (1950– 1960-е гг.), а также социально-перцептивного когнитивизма (1960-е гг.).
Существует другая точка зрения – что интерактивное обучение появилось в недрах термина «активное обучение» (Action Learning), который был предложен в 1930-х гг. английским ученым Регом Ревансом. Доказательством этого выступает тот факт, что в педагогической литературе термины “интерактивные технологии обучения» (до 1960-х), «интерактивные методы обучения» и «интерактивное обучение» (до 1990-х гг.) не использовались, а вместо них использовались термины «технология активного обучения», «активные методы обучения», «активное обучение». Интерактивные технологии начинают свою историю с 1960 г. В эти годы в средствах массовой информации происходили значительные изменения в характере общения. Четкого понятия интерактивных методов и средств тогда не было.
Под интеракцией понималось взаимодействие пользователя и программ, базы данных с субъектами управления этими программами. «Исследовательское обучение» развивает самостоятельность мышления, умение творчески мыслить. Преимущества этого очевидны. Однако в школах до 1960 г. доминировал репродуктивный тип обучения (до 70% времени учитель излагает материал и он воспроизводится школьниками). Помимо этого на развитие интерактивных технологий обучения, существенное влияние оказала теория программированного обучения, соответствующая человеко-компьютерному взаимодействию (1960–1970-е гг.) и теория дистанционного обучения (середина ХХ в.).
В 1970 г. впервые компьютерные программы начали выполнять функцию электронного учителя. С появлением более сложных систем компьютер стал выполнять функции представления знаний. В самом начале 1980-х гг. в СССР педагоги на практике начинают осваивать и использовать активные (интерактивные) методы обучения, главная идея которых – групповые диалоговые формы познания. Однако официальное разделение методов обучения было только на традиционные и активные.
В то же время начинают появляться экспертные системы. Основной проблемой при создании экспертных систем являлась невозможность точно смоделировать образ мышления человека [2].
В двадцатом веке, с развитием технологий и педагогических методов, появились первые попытки интеграции интерактивных элементов в образовательный процесс.
Первые значительные технологические прорывы в области интерактивного обучения появились с развитием аудиовизуальных средств в середине двадцатого века. В 1960-х годах начали использоваться обучающие программы, такие как PLATO (Programmed Logic for Automatic Teaching Operations), созданные для повышения эффективности преподавания с помощью компьютера. PLATO стал первой платформой, предложившей такие возможности, как обучение на расстоянии и обсуждение в реальном времени, предвосхищая многие современные онлайн-обучающие системы.[2]
С развитием информационных технологий к концу двадцатого века интерактивные средства вышли на новый уровень. Появление интернета и персональных компьютеров открыло путь для массового внедрения цифровых образовательных платформ. Одним из пионеров в этом направлении стал британский ученый Тим Бернерс-Ли, заложивший основы Всемирной паутины и тем самым предоставивший доступ к огромному массиву информации в интерактивном формате.[14]
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1.Александров, И.П. Современные образовательные технологии: опыт и перспективы. — Москва: Академия, 2019. — 234 с.
2.Баранов, С. П. Инновационные методы преподавания биологии в школе / С. П. Баранов. — М.: Просвещение, 2018. — 256 с.
3.Белов, И. В. Интерактивные методики в образовательном процессе / И. В. Белов, Ю. К. Андреев. — СПб.: Питер, 2020. — 312 с.
4.Белоусова, Н.В. Интерактивные методы обучения в средней школе. — Санкт-Петербург: Питер, 2020. — 312 с.
5.Васильев, А. И. Формирование предметных знаний в процессе интерактивного обучения / А. И. Васильев // Педагогика. — 2019. — № 7. — С. 45-52.
6.Васильев, Л.П. Биология для 9 класса: учебное пособие для учителей. — Екатеринбург: Уральский университет, 2018. — 198 с.
7.Герасимов, Н. П. Использование интерактивных технологий в биологии / Н. П. Герасимов. — Новосибирск: СО РАН, 2017. — 198 с.
8.Громов, А.В., и Левченко, О.С. Интерактивные лекции как инновационный метод обучения. — Новосибирск: НГУ, 2021. — 145 с.
9.Давыдова, Т.Л. Мультимедиа в образовательном процессе. — Казань: Казанский федеральный университет, 2022. — 267 с.
10.Егорова, Ю.М. Применение интерактивных технологий в обучении. — Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2023. — 194 с.
11.Жуков, Е. В. Интерактивные лекции: теория и практика / Е. В. Жуков. — М.: Академкнига, 2021. — 224 с.
12.Зайцева, А.И. Теория и практика интерактивного обучения. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. — 264 с.
13.Захарова, Л. Д. Интерактивное обучение и его роль в современном образовании / Л. Д. Захарова. — Владивосток: Дальневосточный университет, 2022. — 198 с.
14.Иванова, Т. Ю. Практикум по биологии с элементами интерактива для 9 класса / Т. Ю. Иванова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2019. — 176 с.
15.Калинин, В. М. Педагогические технологии в обучении биологии / В. М. Калинин. — Казань: Казанский университет, 2020. — 320 с.
16.Корнилова, А. Е. Методологические аспекты применения интерактивных лекций / А. Е. Корнилова // Вопросы образования. — 2021. — № 2. — С. 33-40.
17.Лебедев, И. Н. Современные технологии образования в старшей школе / И. Н. Лебедев. — Челябинск: Урал ЛТД, 2018. — 290 с.
18.Лукина, И.Н. Психология и педагогика интерактивного обучения. — Москва: Владос, 2020. — 238 с.
19.Мартынов, О. С. Образовательные интерактивные технологии для преподавания биологии / О. С. Мартынов. — Воронеж: ВГУ, 2023. — 162 с.
20.Николаева, К. В. Интерфейсы взаимодействия в интерактивных системах обучения / К. В. Николаева. — Пенза: Пензенский университет, 2022. — 208 с.
21.Попов, Д. Ф. Интерактивные технологии в обучении: подходы и решения / Д. Ф. Попов. — Саратов: Научная книга, 2021. — 344 с.
22.Сидорова, М. А. Активное обучение и интерактивные лекции / М. А. Сидорова, П. В. Смирнов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. — 210 с.
23.Фролова, Е. А. Применение интерактивных методов в школьном образовании / Е. А. Фролова. — Томск: ТГУ, 2020. — 184 с.
24.Щербакова, О.П. Организация учебного процесса с использованием интерактивных технологий. — Челябинск: Издательство ЧелГУ, 2020. — 182 с.