- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Условия формирования экологической воспитанности младших школьников при изучении окружающего мира.
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Педагогика
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Условия формирования экологической воспитанности младших школьников при изучении окружающего мира. "?42 страницы
38 источников
Добавлена 08.08.2025 Опубликовано: studservis
3050 ₽
6100 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
§1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ»……………………………………………………………. 5
§2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ …………………………………………….............................................................12
§3. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.....................................................................................................18
§4. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………..…………………………………...24
§5. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА……………………………………………….....32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…….………………………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЯ…..……………………………………………………………...43
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность проблемы исследования. На современном этапе экологические проблемы имеют поистине глобальный характер и оказывают прямое влияние на судьбу человечества в целом. В связи с этим вопрос экологической воспитанности приобретает особую остроту. Это обуславливает необходимость акцентирования внимания на формировании экологической воспитанности подрастающего поколения.
§1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ»
При рассмотрении такой педагогической категории, как «экологическая воспитанность», в первую очередь укажем, что она являет собой результат экологического воспитания.
Исследователи С.Н. Глазачев и А.Н. Захлебный под экологической воспитанностью понимают единство знаний норм, а также правил поведения индивида в природе; его умение объективным образом оценивать явления и факты экологической действительности, наконец, его активности непосредственно в экологической деятельности [Глазачев С.Н. Экологическое воспитание: Методическое пособие / С.Н. Глазачев, Л.И. Егоренкова. – М.: ООО «Дом 21 век», 2017. – 288 с.; 19].
С точки зрения А.Г. Гогоберидзе и Н.С. Дежниковой под экологической воспитанностью следует понимать проявление доброго, правильного, отношения подрастающего поколения к объектам природы, выражающееся как через положительные, так и через отрицательные эмоции, через поступки и поведение детей. При этом высказывания, а также эмоции детей обязательно должны сочетаться с их практическими действиями [Гогоберидзе А.Г. Теория и методика воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Монография / А.Г. Гогоберидзе, Н.С. Дежникова. – М.: Академия, 2015. – 316 с.; 200].
А.С. Глушкова экологическую воспитанность понимает в качестве интегральной характеристики личности, которая человеку позволяет жить именно в гармонии как с окружающей природной, так и социальной средой. Это его поведение, которое отвечает всем принципам экологических ценностей [Глушкова А.С. Формирование экологической воспитанности: учебное пособие. – Севастополь, 2014. – 290 с.; 76 ].
Т.А. Маркова [Маркова Т.А. Экологические игры в детском саду и начальной школе: учебное пособие. – М.: Школьная Пресса, 2018. – 128 с.; 65] полагает, что экологическая воспитанность находит свое выражение именно в гуманно-ценностном отношении индивида к природе, основными проявлениями которого выступают следующие: 1) эмоциональная отзывчивость на состояние живых существ; 3) доброжелательность по отношению к ним; 4) искренний интерес к природным объектам; 5) активное стремление осуществлять с различными живыми существами позитивное взаимодействие, при этом в обязательном порядке учитывая их особенности как представителей живой природы; 6) стремление и умение заботиться обо всем живом, умение формировать необходимые для жизни условия.
Л.С. Глушковой [Глушкова Л.С. Формирование экологической воспитанности школьников: автореф. дис. кан. пед. наук. – URL: /http://www.dissercat.com/(дата обращения: 14.09.2024)] были предложены уровни экологической воспитанности: 1) внутренний уровень, который характеризуется поступками детей, а также их отношением и деятельностью; 2) внутренний уровень, который выражается в ценностях, чувствах, потребностях и мотивах.
В.И. Панов [Панов В.И. О предмете психологии экологического сознания // Прикладная психология, 2010. – № 6. – С. 8, 13; c. 8] полагает, что экологическая воспитанность – это именно та область человеческой жизни, в которой необходимо выявлять необходимые решения на экологические сложности, потому в ее фундаменте заложены основные смысложизненные или же ценности, носящие общечеловеческий характер. При этом специфику особенностей взаимодействия индивида непосредственно с окружающей средой показывает уровень воспитанности и культуры, носителем которого он, собственно, и выступает.
§2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ
Проанализировав точки зрения таких психологов как С.Н. Лысекова [Лысенкова С.Н. Экологическое образование в начальной школе: учеб. пособие. – М.: Академия, 2017. – 255 с.; 55], И.Ю Кулагина и В.Н. Колюцкая [Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – Москва: «Сфера», 2017. – 462 с.; 143], философа А.А. Горелова [Горелов А.А. Социальная экология. – М.: Флинта, 2012. – 608 с.; 254] и других авторов и психологов, мы выявили, что основное формирование экологической воспитанности происходит в первые десять лет жизни индивида. В связи с этим начальный этап обучения в школе выступает в качестве значимого периода для экологического воспитания подрастающего поколения. В обозначенный период имеющиеся до этого относительно стихийные знания детей о культуре взаимоотношений с природой углубляются, корректируются, систематизируются, а также обобщаются.
Важным в этом отношении, по мнению С.Н. Лысенковой [Лысенкова С.Н. Экологическое образование в начальной школе: учеб. пособие. – М.: Академия, 2017. – 255 с.; 55], является то, что младший школьный возраст – весьма благоприятен для эмоционального взаимодействия с природой, поэтому он важен и для формирования у ребенка элементарной экологической воспитанности.
С точки зрения И.Ю. Кулагиной и В.Н. Колюцкого, предметом изменений становится сам школьник. Он выполняет деятельность, поворачивающего его на самого себя, которая требует рефлексии, оценки того, «чем Я был» и «чем Я стал». Школьник начинает постепенно обретать самосознание – то есть видит себя субъектом взаимоотношений, старается тщательно контролировать свое поведение [Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – Москва: «Сфера», 2017. – 462 с.; 143].
С точки зрения С.Д. Дерябо и В.А. Левина [Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология: учеб. пособие / С.Д. Дерябо, В.А. Левин. – Ростов н/Д.: Феникс,1996. – 478 с.; 231] у младших школьников происходит некоторая степень осмысления мира. Кроме этого, у них постепенно наблюдается переход от эмпирически формирующейся культуры взаимодействия индивида со средой обитания и разными ее представителями до вполне осознанного философского понимания такого рода взаимодействия.
Без сомнения, в этом возрасте, как указывает А.А. Горелов [Горелов А.А. Социальная экология. – М.: Флинта, 2012. – 608 с.; 254], дети усваивают только первые элементы такого рода знания, но и это очень важно. Результатом экологического воспитания младших школьников должно стать то, что к завершению начального обучения у них может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой.
А.Н. Захлебный [Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации. – М.: Речь, 2017. – 113 с.; 68] полагает, что данная готовность в себя должна включать: эмоциональную готовность – то есть восприимчивость ребенка к миру природы, чувство восторженности, удивления, а также эмоционально–положительное отношение к ее объектам, наконец, мотивы поведения; деловую готовность – то есть возможность свои знания реализовать в разного рода нестандартных учебных, а также вне учебных ситуациях, стремление принимать участие в альтруистической деятельности, наличие у ребенка зачатков своего рода «внутренних» мотивов поведения в качестве предпосылки эмпатии и бескорыстия; интеллектуальную готовность – определенный уровень информированности младших школьников о природе, возрастной уровень их эрудиции и сформированности у них познавательных интересов, наконец, осознание себя в качестве носителя экологической культуры. У человека уровень экологической воспитанности прослеживается не в том, что он может сказать о правилах поведения непосредственно в природной среде, а именно тем, каким образом и насколько четко он эти правила выполняет.
По мнению В.П. Горощенко и П.А. Степанова [Горощенко В.П. Методика преподавания природоведения: учеб. пособие / В.П. Горощенко, П.А. Степанов. - М.: Просвещение, 1994. – 160 с.; 43], психологические особенности учащихся начальной школы таковы, что для него являются более актуальными именно эмоциональные переживания, которые напрямую связаны с процессом общения с тем или иным объектом природы, а вовсе не сведения о нем, которые были получены от взрослого либо же заимствованы из книг. Это обуславливает важность увеличения на уроках «Окружающего мира» именно естественнонаучных знаний, своего рода «интеллектуализирования» процесс экологического воспитания детей. Экологическое воспитание следует начинать с такой информации, которая апеллирует вовсе не к разуму младшего школьника, а именно к его чувству. В качестве таковой информации, к примеру, выступают сведения об особом значении объекта для определенного индивида, а также в целом для природы.
§3. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Особенность школьного предмета « Окружающий мир» заключается в том, что он, обладая ярко выраженным интегрированным характером, в себе в равной степени соединяя обществоведческие, природоведческие, а также исторические знания и дает учащимся материал социально- гуманитарных и естественных и наук, котрый важен для системного и целостного видения мира в общем, а также его важнейших взаимосвязей. Оличительная особенность данного курса также прослеживается в том, что в нем имеется содержательная основа для весьма широкой реализации межпредметных связей практически всех дисциплин, изучаемыъ в рамках начальной школы.
Кроме этого. учебный предмет « Окружающий мир» выстраивает фундамент для большей части предметов ужее основной школы, а именно: обществознания, химии, физики, истории, биологии, наконец, географии. Это практическ единственный школьный предмет с максимально широкой палитрой общественных и природных явлений.
Основы школьного курса «Окружающий мир» заложены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее по тексту – ФГОС НОО). При этом призван обеспечивать:
1) единство образовательного пространства РФ;
2) обязательную преемственность основных образовательных программ в РФ. Это предусматривает, что на предыдущей ступени
обучения каждый обучающийся получает все знания, которые необходимы ему для перехода на следующую ступень.
Первое поколение ФГОС, принятые в 2004 г. ставили в качестве базовой цели не личностный, а именно предметный результат. Внимание акцентировалось на объем и набор информации, являющейся для изучения обязательной. В нем подробным образом освещалось содержание образование: то есть темы, а также дидактические единицы.
В свою очередь второе поколение ФГОС, которое разрабатывались в период 2009-2012 годов, особое внимание уделяет развитию универсальных учебных действий. Иными словами, способности обучающихся на самостоятельном уровне добывать информацию с коммуникаций и различных технологий. В этом случае акцент смещается на личность обучающегося. Немалое внимание уделяется внеурочной и проектной деятельности.
В сравнении с минимумом содержания первого стандарта во втором программа намного развёрнута и подробна. При этом обе части программы (то есть «Человек и природа» и «Человек и общество») между собой сопоставимы по объёму.
Наконец, третье поколение ФГОС (с 2021 года) [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – Москва: Просвещение, 2021. – 31 с.] акцент делает именно на вариативность одновременно с ориентиром на углубленное изучение предмета «Окружающий мир». В новом стандарте неизменно сочетаются как ценность базовых знаний, так и необходимость формирования у обучающихся следующих трех
групп результатов, а именно: предметных, метапредметных, а также личностных. Содержательными линиями являются: «Человек и природа», «Человек и общество», а также «Правила безопасной жизни»
В качестве отдельных отличия требований к школьному учебному предмету «Окружающий мир» во ФГОС НОО второго и третьего поколения можно указать следующие:
1) Как уже указывалось, во ФГОС второго поколения внимание акцентируется на развитии у обучающихся универсальных учебных умений, формирование у них способности добывать необходимую информацию самостоятельно. Повышенное внимание уделено внеурочной и проектной и деятельности;
2) В качестве основной задачи в ФГОС третьего поколения выступает конкретизация требований к обучающимся. В нем четким образом прописаны обязательства перед учениками и родителями образовательного учреждения. Внимание акцентируется на развитие личностных и метапредметных навыков. Весьма подробно обозначен перечень как предметных, так и межпредметных навыков, которыми обладать должен обучающийся непосредственно в рамках «Окружающего мира». Также расписан формат работы в рамках «Окружающего мира» в целях развития данных навыков. Обозначены еще и контрольные точки с определенными результатами учеников. Наконец, строго обозначено, какие именно темы должны быть освоены обучающимися в конкретный год обучения, при этом содержание тем менять местами не рекомендовано.
3) Кроме того, в предметные результаты по «Окружающему миру» во ФГОС третьего поколения включены еще и элементы финансовой грамотности.
§4. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Экологическая воспитанность выступает в качестве цели и одновременно результата экологического воспитания младших школьников. При этом экологическое воспитание, по мнению В.П. Чижовой, Е.Г. Петровой и А.В. Рыбаковой [Чижова В.П. Экологическое образование / В.П. Чижова, Е.Г. Петрова, А.В. Рыбаков. – СПб.: СПбГИПСР, 2018. – 198 с.; 35], подразумевает формирование необходимых условий для привития ребенку экологической воспитанности, которая выработана обществом. В педагогической науке на современном этапе под экологическим воспитанием, по мнению Т.С. Елесиной [Елесина Т.С. Экологическое воспитание в начальных классах // Нач. шк. – 2011. –№9 – С. 13-15; 14], необходимо подразумевать непрерывный процесс воспитания, обучения, а также развития личности, ориентированный на формирование у индивида системы как научных, так и практических знаний и умений, соответствующих ценностных ориентаций, деятельности и поведения, которые обеспечивают ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде. Поэтому наличие у детей младшего школьного возраста экологической воспитанности связано со сформированностью у них отдельных ценностных ориентаций, готовностью детей к деятельности по защите и сохранению природы на базе экологических знаний и умений, наконец, природосообразных действий в процессе самостоятельного общения с природой.
Большинство педагогов, объектом изучения которых выступают вопросы экологического воспитания (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Л.П. Симонова, И.Т. Суравегина и др.) склоняются к мнению, что формирование экологической воспитанности – это весьма сложный комплексный процесс, зависящий во многом от возможностей и возрастных особенностей учащихся. При этом в качестве первого возрастного этапа обучения выступает именно начальная школа. В.А. Гончарова [Гончарова В.А. Экологическое воспитание младших школьников // Нач. шк. – 2012. – № 3 – С. 7-12; 9] полагает, что основная цель экологического воспитания детей младшего школьного возраста сформулирована может быть может быть на следующим образом: это становление эмоционально-нравственного, научно-познавательного, а также практически-деятельностного отношения к окружающей среде, отношение к здоровью на базе единства чувственного, а также рационального познания природного и социального окружения индивида.
Б.Т. Лихачёв [Лихачёв Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 2003 – №2. – С. 19-21; 20] в этом отношении считает, что экологическое сознание неизменно требует подкрепления чувством, глубоко нравственным, эмоционально целостным, отношением к природе, обществу в целом, отдельным людям. Экологическая культура индивида не может мыслится вне его практического отношения к действительности, формирующейся на основе совместных усилий учащихся и педагогов.
Новая, школьная ступень развития ребёнка напрямую связывается с приобретением учеником экологически ориентированного личного опыта. Это происходит, по мнению Л.А. Бесединой [Беседина Л.А. Системно-деятельностный подход в экологическом образовании // Актуальные проблемы преподавания биологии, химии и экологии. – М., 2017. – С. 36-40; 37], за счет следующего: 1) осуществления наблюдений разных состояний окружающей среды, которые обязательно сопровождающихся разъяснениями учителя; осуществления первоначальных оценок деятельности различных людей (то есть это происходит на уровне хорошо – плохо); 2) выполнения учениками начальной школы предложенных учителем правил поведения; обязательное обращения с представителями растительного и животного мира и определенных эмоциональных переживаний; 3) через эстетическое наслаждения младшими школьниками красотой природы, а также последующего творческого воплощения детьми своих впечатлений в рисунках, устных рассказах и т.д.; 4) наблюдения детьми за деятельностью взрослых, направленной на улучшение окружающей среды, а также своего посильного в ней участия.
Важно указать, что в качестве начальной ступени формирования экологической воспитанности младших школьников выступает привитие им экологической грамотности. И.Н. Пономорёва [Пономарева, И.Н. Школьный учебник как система целей и содержания биологического образования. – Красноярс: Изд-во КГПУ, 2018. – 86 с.; 32] в этом отношении работу с младшими школьниками, связанную с формированием у них экологической грамотности, предлагает организовывать по следующим основным направлениям: 1) «учиться знать» – то есть познавать природу (подразумевает формирование у младших школьников экологических знаний и умений, а также их осмысления); 2) «учиться делать» – то есть создание детьми собственных творческих продуктов, а также это реализация различных учебных экологических проектов в рамках урочной и внеурочной деятельности; 3) «учиться жить» – то есть сохранение среды обитания; 4) «учиться быть» – помощь ученикам в выборе жизненного пути, в самореализации в процессе осуществления экологической деятельности.
Л.М. Ханипова [Ханипова Л.М. Воспитание любви к природе младших школьников на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО // Старт в науке. – 2019. – № 3-2. – С. 306-307; 306] указывает, что в числе основных принципов осуществления экологического воспитания учащихся начальной школы выступают следующие: обеспечение в данном процессе как можно больше наглядности; максимальная заинтересованность детей; наконец, обязательное практическое взаимодействия детей рассматриваемого возраста с различными объектами окружающего мира.
ЕФ. Цагараева, З.П. Оказова [Цагараева Е.Ф. Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности / ЕФ. Цагараева, З.П. Оказова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – № 2. – С. 3-27; 6] подчеркивают, что существенную роль в процессе развитии познавательного интереса младших школьников к природе играет художественная литература. Важно вести специальные экологические беседы, просмотр презентаций и видеороликов, наконец, проводить чтение экологических сказок.
§5. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА
Цель исследования – определить уровень сформированности экологический воспитанности у учащихся 2 класса.
Задачи исследования:
1. Определить критерии и показатели и на их основе подобрать методы исследования, для определения уровня сформированности экологический воспитанности младших школьников.
2. Подобрать диагностические методики для определения уровня сформированности экологической воспитанности младших школьников.
3. Сделать выводы.
Для реализации цели использовались следующие методы исследования:
1.Методика «Интенсивность субъективного отношения к природе» (авт. Л.И. Макаровой).
2.Методика «Диагностика экологических знаний» (модификация методики О. Соломенниковой).
3.Методика «Экологический светофор» (на основе методики Л.А. Коноплёвой).
4.Методика «Экологическая деятельность» (авт. Е.Н. Жидарева).
На основе отобранных методик были разработаны критерии экологический воспитанности младших школьников (табл. 4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «экологическая воспитанность» выработали следующее определение: экологическая воспитанность – это сложное интегральное качество личности, которое заключается в наличии согласованности между экологическими знаниями, поведением, находящее свое выражение в гуманно-ценностном отношении к природе. В качестве компонентов экологической воспитанности взяли, на основе позиции Б.Т. Лихачева, следующие: аксиологический, мотивационный, когнитивный, деятельностный и личностный.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Алексеев С.В. Экологический практикум школьника: метод. пособие для учителя / С.В. Алексеев. – Самара: Учеб. лит., 2017. – 117 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002790352 (Дата обращения: 14.02.2025)
2. Ахмадуллин Н.Р. Формирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания: дис. … канд. пед. наук / Н.Р. Ахмадуллин. – Казань : Казан. гос. пед. ун-т, 2004. – 242 c. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-ekologicheskoi-kultury-mladshikh-shkolnikov-sredstvami-fizicheskogo-vospitaniya (Дата обращения: 14.02.2025)
3. Беседина Л.А. Системно-деятельностный подход в экологическом образовании / Л.А. Беседина // Актуальные проблемы преподавания биологии, химии и экологии. – М., 2017. – С. 36-40. Режим доступа: https://old.herzen.spb.ru/uploads/files/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA2015.pdf (Дата обращения: 14.02.2025)
4. Булашевич Т.С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешним миром / Т.С. Булашевич // Журн. практич. психолога. – 2007. – №6. – С.123-126. Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/index.php?url=/notices/index/IdNotice:410589/Source:default (Дата обращения: 14.02.2025)
5. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова. – М.: Начальная школа, 2007. – 254 с.
6. Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания: дис. … д-ра пед. наук / А.В. Гагарин. – М., 2004. – 497 с. Режим доступа: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002635998.pdf (Дата обращения: 14.02.2025)
7. Глазачев С.Н. Экологическое воспитание: Методическое пособие / С.Н. Глазачев, Л.И. Егоренкова. – М: ООО «Дом 21 век», 2017.– 288 с.
8. Глушкова А.С. Формирование экологической воспитанности: учебное пособие / А.С. Глушкова. – Севастополь, 2014. – 290 с.
9. Глушкова Л.С. Формирование экологической воспитанности школьников: автореферат дис. кан. пед. наук / С.Н. Глушкова. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-ekologicheskoi-vospitannosti-shkolnikov (Дата обращения: 14.02.2025)
10. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: монография / А.Г. Гогоберидзе, Н.С. Дежникова. – М.: Академия, 2015. – 316 с. Режим доступа: https://savchenkova.ucoz.ru/foto/kartinki/gogoberilze.pdf (Дата обращения: 14.02.2025)
11. Голубев И.Р. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся / И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_001266206/ (Дата обращения: 14.02.2025)
12. Гончарова В.А. Экологическое воспитание младших школьников / В.А. Гончарова // Начальная школа. – 2012. – № 3 – С. 7-12.
13. Горощенко В.П. Методика преподавания природоведения: учебное пособие / В.П. Горощенко, П.А. Степанов. – М.: Просвещение, 1994. – 160 с. Режим доступа: https://vk.com/wall-94378522_13067 (Дата обращения: 14.02.2025)
14. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология: учебное пособие / С.Д. Дерябо, В. А. Левин. – Ростов н/Д.: Феникс,1996. – 478 с. Режим доступа: https://studfile.net/preview/9323155/ (Дата обращения: 14.02.2025)
15. Елесина Т.С. Экологическое воспитание в начальных классах / Т.С. Елесина // Начальная школа. – 2011. – №9 – С. 13-15.
16. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации / А.Н. Захлебный. – М.: Речь, 2017. – 113 с.
17. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования / И.Д. Зверев. – М.: Педагогика, 2018. – 124 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000997512 (Дата обращения: 14.02.2025)
18. Золотухина О.А. Возможности начального экологического образования в реализации государственного образовательного Стандарта (второго поколения) / О.А. Золотухина // Опыт как важнейшая составляющая социализации субъектов образовательного процесса: материалы междунар. науч.-практич. конференции (28-29 апр. 2010 г.): в 2 т. – Саратов: «Наука», 2010. – С. 205-208.
19. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова. – М.: Речь, 2004. – 304 с. Режим доступа: https://megavtogal.com/dokumentaciya/ivanova-n-v-vozmozhnosti-i-specifika-primeneniya-proektnogo-metoda-v-nachalnoj-shkole.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (Дата обращения: 14.02.2025)
20. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе / Т.С. Иванова. – М.: ЦГЛ, 2016. – 196 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001855838 (Дата обращения: 14.02.2025)
21. Кривских О.Г. Экологическая картина мира как продукт современной эпохи / О.Г. Кривских // Философия и наука: материалы IV-й всерос. науч. – практ. конф. аспирантов и соискателей, Екатеринбург, 11 мая 2005 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – С. 96 - 100. Режим доступа: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003383942.pdf (Дата обращения: 14.02.2025)
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2017. – 462 с. Режим доступа: https://vk.com/wall-161325037_673 (Дата обращения: 14.02.2025)
23. Лихачёв Б.Т. Экология личности / Б.Т. Лихачёв // Педагогика. – 2003. – №2. – С. 19-21. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000608091 (Дата обращения: 14.02.2025)
24. Лысенкова С.Н. Экологическое образование в начальной школе: учебное пособие / С.Н. Лысенкова. – М.: Академия, 2017. – 255 с.
25. Макарова Л.М. Экологическая психология и педагогика: учебное пособие / Л.М. Макарова. – Самара: СГУ, 2016. – 123 с. Режим доступа: https://m.eruditor.one/file/2031847/ (Дата обращения: 14.02.2025)
26. Маркова Т.А. Экологические игры в детском саду и начальной школе: учебное пособие / Т.А. Маркова. – М.: Шк. Пресса, 2018. – 128 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007354699 (Дата обращения: 14.02.2025)
27. Медведев В.И. Экологическое сознание: учебное пособие / В.И. Медведев. – М.: Логос, 2017. – 98 с. Режим доступа: https://vk.com/wall-215870163_111314 (Дата обращения: 14.02.2025)
28. Моисеева Л.В. Экологическая картина мира младших школьников: образ и познавательная модель / Л.В. Моисеева. – Екатеринбург: УрГПУ, 2015. – 168 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01009001384 (Дата обращения: 14.02.2025)
29. Мокиевская Н.Е. Проблемы формирования экологической культуры школьников / Н.Е. Мокиевская, Н.А. Въюнова //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2015. – Т. 2. – № 11 (15). – С. 100-104.
30. Панов В.И. О предмете психологии экологического сознания / В.И. Панов // Прикладная психология. – 2010. – № 6. – С. 8 - 13.
31. Пономарева И.Н. Школьный учебник как система целей и содержания биологического образования / И.Н. Пономарева. – Красноярск: Изд-во КГПУ, 2018. – 86 с. Режим доступа: https://www.chitalkino.ru/ponomareva-i-n/ (Дата обращения: 14.02.2025)
32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2021. – 31 с. Режим доступа: https://base.garant.ru/400907193/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (Дата обращения: 14.02.2025)
33. Ханипова Л.М. Воспитание любви к природе младших школьников на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО / Л.М. Ханипова // Старт в науке. – 2019. – № 3-2. – С. 306-307 Режим доступа: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1611 (Дата обращения: 14.02.2025)
34. Цагараева Е.Ф. Экологическое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности / ЕФ. Цагараева, З.П. Оказова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – № 2. – С. 3-27. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-v-ramkah-vneurochnoy-deyatelnosti (Дата обращения: 14.02.2025)
35. Чижова В.П. Экологическое образование / В.П. Чижова, Е.Г. Петрова, А.В. Рыбаков. – СПб.: СПбГИПСР, 2018. – 198 с. Режим доступа: https://istina.msu.ru/publications/article/568269/ (Дата обращения: 14.02.2025)
Учебно-методическая литература
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2022. – 214 с. Режим доступа: https://vk.com/wall-54868662_6263 (Дата обращения: 14.02.2025)
2. Программы общеобразовательных учреждений Окружающий мир: Программа. 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1–4 классы / О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 304 с. Режим доступа: https://vk.com/wall-215870163_90140 (Дата обращения: 14.02.2025)
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс / А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая. – М.: Просвещени, 2014. – 268 с. Режим доступа: https://vk.com/wall-215870163_144176 (Дата обращения: 14.02.2025)
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней