Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире, где цифровизация и технологии стремительно развиваются, дистанционное обучение становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Особое внимание в этой сфере уделяется математике — дисциплине, требующей как глубинного понимания, так и практического применения знаний.
Актуальность исследования.
Целью современного образования является разработка наиболее эффективных моделей обучения и воспитания, а также мотивация деятельности учащегося, направленной на изучение определенных учебных предметов. Благодаря развитию телекоммуникаций и средств массовой информации система образования также претерпевает изменения: появляются новые педагогические информационные технологии, а вместе с ними и новые формы взаимодействия педагогов и учащихся.
Одной из таких образовательных технологий является дистанционное обучение. Как показала практика, в апреле – мае 2020 года в связи с переходом на дистанционное обучение учителя были вынуждены пересмотреть традиционные методы, уделять больше времени подготовке к занятиям, продумывать способы и методы изучения нового материала и проверять знания обучающихся.
Очень важна способность Образовательного учреждения, учителей и родителей, в том числе достаточно гибко и быстро реагировать на потребности общества и непредвиденные ситуации. Понятно, что без использования новых технологий, несмотря на трудности их внедрения, уже невозможно представить школу в ближайшие годы.
Современные компьютерные технологии, системы дистанционного обучения, интернет-ресурсы и иные образовательные ресурсы родителей позволили учителям, учащимся и их родителям работать в новом формате
Дистанционное обучение реализует принцип доступности образования и предоставляют огромные возможности для проведения полноценного урока. На этапе получения новых знаний компьютер выступает в качестве мощного демонстрационного инструмента, сопровождающего рассказ учителя. Показывая презентацию, а затем, комментируя ее, учитель акцентирует внимание учащихся на особенно важных моментах учебного материала.
Как видно, существует множество обстоятельств, при которых дистанционное обучение может быть полезно. Именно эта система образования лучше и правильнее всего отвечает потребностям человечества и гарантирует реализацию права человека на образование.
Цель исследования – изучение организации дистанционного обучения школьников на уроках математики.
Объект исследования – процесс использования дистанционного обучения на уроках математике.
Предмет исследования – методы, приемы для организации дистанционного обучения школьников на уроках математики.
Задачи:
1. Определить сущность и понятие дистанционного обучения.
2.Описать использование дистанционного обучения школьников на уроках математики в 5-9 классах.
3.Разработать рекомендации по применению персонального сайта учителя в процессе обучения математике.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации дистанционного обучения школьников на уроках математики
1.1 Сущность и понятие дистанционного обучения
Дистанционное обучение – это особый вид организации образовательного процесса, основанный на интерактивном взаимодействии педагогов с обучающимися.
Дистанционное обучение – это взаимодействие между преподавателем и учащимися на расстоянии, отражающее все составляющие, присущие образовательному процессу (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), и реализуемое с использованием специфических средств интернет-технологий или других средств, требующих интерактивности [1].
Дистанционное обучение – это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущей средой [8].
Дистанционное обучение – это тип образовательной деятельности, осуществляемой образовательными учреждениями с помощью медиа-технологий и различных образовательных ресурсов, которые выходят за рамки традиционных временных и пространственных ограничений образовательного учреждения.
Суть дистанционного обучения можно выразить следующими предложениями:
– возможность обучения в выбранной учебной организации, независимо от ее местонахождения и местонахождения учащегося;
– возможность получать информацию в необходимом объеме в данный конкретный момент в удобное время в любой точке мира;
– возможность многократного обращения к учебному материалу практически без ограничений [4].
Основными характеристиками дистанционного обучения является то, что источниками знаний являются информационные ресурсы, существующие в телекоммуникационной среде, например автоматизированные информационные системы, базы данных, компьютерное программное обеспечение и другие.
Характеристики дистанционного обучения, которые отличают его от традиционной системы образования:
– гибкость обучения – это удобно для обучающихся, которые уже работают, то есть каждый обучающийся может учиться столько, сколько необходимо для освоения курса дисциплин по выбранной специальности;
– модульность, то есть в основе дистанционного обучения лежит модульный принцип, который позволяет изучать ту или иную дисциплину по блокам (модулям);
– экономическая эффективность, то есть дистанционное обучение, намного дешевле, чем обучение в традиционной системе образования;
– новая роль учителя, он координирует учебный процесс, а также проводимый курс, консультирует студентов, то есть ему отводится роль репетитора;
– специальные формы контроля, которые включают дистанционные экзамены, тесты и другие;
- использование специализированных компьютерных технологий [7].
Появление дистанционного обучения не случайно.
Если объединить дистанционное обучение с его традиционными формами, творческие возможности образовательных методов значительно расширятся. В результате это позволяет идти в ногу со временем и использовать плоды информационной революции в своих целях [12].
Дистанционное обучение требует постоянного и активного взаимодействия, взаимопонимания между преподавателями и всеми группами обучающихся, участвующих в образовательном процессе, решения общих, но важных для всех участников задач, равноправие педагогов и учащихся как субъектов в системе образования.
Эффективность использования ИКТ средств и технологий в образовании представлена в виде [3]:
• Умение выполнять различные задачи;
• Быстрая адаптация для обмена информацией между пользователями (открытый код);
• Простая установка новых версий системы;
• Экономия по сравнению с традиционными методами обучения и альтернативами.
Преподаватели имеют возможность более эффективно реализовывать цели и задачи, связанные с современной системой образования:
1. Стимулирование интереса у обучающихся;
2. Повышение эффективности обнаружения;
3. Обеспечить высокий уровень взаимодействия (обратной связи между преподавателями и учениками), открывающий двери к разнообразным образовательным практикам;
4. Содействие персонализации обучения. Технологии дистанционного обучения, используемые в процессе обучения, постоянно совершенствуются и становятся более доступными для разных пользователей.
Все методы обучения, используемые при очном обучении, должны быть усовершенствованы и адаптированы для дистанционного обучения.
Основная особенность дистанционного обучения заключается в том, что оно основано на самостоятельном обучении. Учащиеся должны иметь возможность самостоятельно работать с предоставленной им информацией и в удобное для них время.
1.2 Организация дистанционного обучения школьников на уроках математики в 5-9 классах
Современный мир диктует свои правила, учитель обязан идти в ногу со временем. Опишем некоторые идеи дистанционного обучения математике.
На наш взгляд, самой эффективной онлайн-платформой на сегодняшний день является ZOOM, а автономной-Moodle. Педагогами также может использоваться дополнительные инструменты, такие как Document Camera и различные мессенджеры (WhatsApp, VK и другие.)
Поскольку при проведении урока математики необходимо записать несколько математических выражений, необходимо включить в задание документальную камеру, если таковая имеется, но не все учителя могут себе это позволить. Альтернативным вариантом является смартфон с хорошей камерой, но в этом случае необходимо немедленно отправлять отснятые записи в WhatsApp учащегося, требуется максимальная скорость [5].
Когда ведется работа на онлайн-сайте, можно озвучивать задачи, примеры, условия выполнения заданий, консультировать обучающихся, предупреждать об ошибках и отвечать на их вопросы в режиме реального времени. В Zoom есть такая удобная функция, как" доска", учащийся также может ответить сразу, но это не всегда удобно с точки зрения почерка и разборчивости. Здесь на помощь приходит документальная камера, прикрепленная к штативу. Необходимо записать на бумаге пример, выражение, которое ученик сразу замечает, с помощью такой камеры, и ученик может ответить и написать соответствующим образом. При необходимости можно создать группу в ВК или WhatsApp, где дублируются необходимые документы или задания, также можно с помощью голосового сообщения давать запросы и получать обратную связь. Можно показывать в Интернете заранее подготовленную презентацию, по которой задаются вопросы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Буриев, К. С. Роль дистанционного обучения в современном образовании / К. С. Буриев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 4-6.
2. Гаврик, Н. А. Дистанционное обучение в начальной школе — будущее или уже настоящее? / Н. А. Гаврик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 441-443.
3. Гедоло, Д. С. Специфика деятельности учителя в дистанционном образовании школьников с применением игровых технологий / Д. С. Гедоло. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 91-93.
4. Дауренбекова, М. М. Организация дистанционного обучения учащихся начальных классов по дисциплине «Познание мира» / М. М. Дауренбекова, А. С. Стамбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 326-330.
5. Дистанционное обучение: плюсы и минусы / О. П. Андрианова, И. А. Артеменко, Е. А. Ветрова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 287-289.
6. Ибраева, К. Ж. Этапы развития дистанционного обучения / К. Ж. Ибраева, Д. М. Хамидулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 669-671.
7. Зарницына, Л. А. Дистанционное обучение: планирование и проведение урока / Л. А. Зарницына, Е. Н. Милютина, И. В. Семёнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 147-149.
8. Каримова, А. К. Особенности преподавания математики в условиях дистанционного обучения / А. К. Каримова, Е. В. Пономарева, Л. В. Звездина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 33 (323). — С. 116-121.
9. Лю Цзея. Анализ понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». История возникновения и развития дистанционного образования в мире / Лю Цзея. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 402-406.
10. Мадеев, Н. Е. История развития дистанционного обучения / Н. Е. Мадеев, В. Э. Зилько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 16-18.
11. Мартыненко, О. В. Дистанционная форма обучения как инновационный метод получения образования в высших учебных заведениях / О. В. Мартыненко, Ю. К. Шакирова, С. В. Зайцева, Г. Б. Абилдаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 447-451.
12. Хапалажева, Э. А. Дистанционное обучение: взгляд учителя / Э. А. Хапалажева, Т. В. Чертыковцева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 16-20.
13. Хромцова, Ю. Н. Воспитательная работа на дистанционном обучении / Ю. Н. Хромцова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 27-31.
14. Чумакова, Я. В. Модернизация российского образования: тренды и перспективы / Я. В. Чумакова, А. Т. Гиголаева, А. А. Вегера. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 28 (475). — С. 150-153.
15. Юрьева, А. А. Применение интерактивных технологий в инклюзивном образовании / А. А. Юрьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 322-323.