Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена наметившимся динамизмом в двустороннем взаимодействии США и Аргентины, имеющих глубокие экономические связи и демонстрирующих обоюдный интерес к взаимовыгодному сотрудничеству.
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ДВУСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА США И АРГЕНТИНЫ
1.1. Этапы становления двусторонних отношений
Отношения между США и Аргентиной прошли сложный и эволюционирующий этап. Исторически характеризующиеся периодами сотрудничества и напряженности, эти двусторонние отношения находятся на переломном этапе, готовом вступить в новую эру расширенного партнерства и взаимопонимания.
В 1823 г. США установили дипломатические отношения с Аргентиной. Это произошло после обретения Аргентиной независимости от Испании. Тогда США официально признали Соединенные провинции Рио-де-ла-Плата .
В тот исторический период США, трансформирующиеся в державу, рассматривали Аргентину как потенциального союзника и рынок сбыта для своих товаров. Аргентина, богатая ресурсами и стремящаяся к модернизации, рассматривала США как эталонную модель общественно-политического развития и противовес европейскому влиянию.
В то же время XX век стал временем возникновения множества проблем и изменений в отношениях между Аргентиной и США. На протяжении большей части Второй мировой войны Аргентина сохраняла нейтралитет, что привело к определенной напряженности в отношениях с Соединенными Штатами, которые стремились к панамериканской солидарности против стран Оси.
Влияние Германии на Аргентину было значительным благодаря большому числу немецких иммигрантов. Аргентина приобрела репутацию страны, чье правительство поддерживало немецкие идеи, что было связано с традиционным соперничеством с Великобританией и усилило это восприятие. Стоит отметить, что аргентинская армия проявляла явный германофильский настрой, который сохранялся до обеих мировых войн. Это не означало отрицание демократии, а скорее отражало восхищение военной историей Германии, что в сочетании с сильным аргентинским национализмом определило позицию армии в войне: стремление к нейтралитету .
Послевоенный период и начало холодной войны еще больше усложнили двусторонние отношения. Соединенные Штаты, сосредоточенные на сдерживании советского влияния в Латинской Америке, часто сталкивались с противоречиями с аргентинскими руководителями, которые придерживались политики неприсоединения.
До 1989 году степень антагонизма по отношению к США была проиллюстрирована следующим образом: аргентинская система голосования в Организации Объединенных Наций была похожа на антиамериканскую. Из 158 стран, голосовавших в ООН, только Куба, Йемен и Судан голосовали против США чаще, чем Аргентина. Действительно, схема голосования в Аргентине была похожа на вьетнамскую. Даже такие страны, как Ирак и Ливия, голосовали за США намного чаще, чем такая латиноамериканская страна как Аргентина.
Окончание холодной войны ознаменовало новый этап в отношениях с США. Соединенные Штаты поддержали переход Аргентины к демократии и ее усилия по интеграции в мировую экономику. Во многом благодаря президенту Аргентины Карлосу Менему отношения между двумя странами приобрели позитивный характер. Так, национальная программа президента К. Менема была основана на новом соотношении внутренней и внешней политики, основными инструментами которой была экономическая модернизация и успешное вхождение в мировую экономику. Возобновление отношений с западными странами, в частности с США, принесло Аргентине существенное преимущество – укрепление международной субъектности. Политическая элита Аргентины была уверена, что после окончания холодной войны, ознаменовавшей для США триумф либеральной идеологии, внешняя политика страны должна быть сориентирована на американское направление .
В 1990-х и начале 2000-х годов наблюдалось более тесное сотрудничество, особенно в области торговли и инвестиций. Однако в этих отношениях не обошлось без проблем, включая расхождения во взглядах на такие вопросы, как война в Ираке и экологическая политика.
Отношения с Вашингтоном стали свидетельством фактического прекращения политического взаимодействия между странами. Ключевым аспектом, определившим характер двусторонних связей, стало то, что в сложный для Аргентины период беспрецедентного кризиса 2001-2002 гг. и дефолта Соединенные Штаты, сосредоточенные на борьбе с глобальным терроризмом, не оказали ожидаемую финансовую и политическую поддержку своему тогдашнему «стратегическому партнеру». Это обстоятельство вынудило Н. Киршнера, вступившего в должность в 2003 году, пересмотреть внешнеполитические приоритеты и изменить курс внешней политики Аргентины в сторону Латинской Америки.
1.2.
1.3. Основные направления двустороннего сотрудничества
Двусторонние отношения между Соединенными Штатами и Аргентиной строятся на общих интересах, таких как наука и технологии, образование, торговля, региональный мир и стабильность, нераспространение, культурные обмены, права человека и социальная интеграция. Аргентинское правительство поддерживает цели национальной и международной безопасности США, участвуя в международных миротворческих операциях и выступая за нераспространение оружия массового уничтожения.
Сотрудничество между США и Аргентиной охватывает научно-технические инициативы в таких областях, как космос, мирное использование ядерной энергии, сельскохозяйственные исследования, биотехнологии, медицина и охрана окружающей среды. Первое заседание двусторонней рабочей группы по науке и технологиям прошло в 2010 году, а следующее — в 2014 году. В 2011 году США и Аргентина подписали соглашение о мирном использовании космического пространства, а в 2015 году НАСА и Аргентинское космическое агентство (CONAE) заключили двустороннее соглашение в области гелиофизики. Кроме того, между Соединенными Штатами и Аргентиной функционирует двусторонняя рабочая группа по энергетике.
В Аргентине функционирует Комиссия Фулбрайта, которая отвечает за вопросы предоставления образовательных стипендий по обмену между Аргентиной и Соединенными Штатами.
Ключевыми стратегическими интересами США в Аргентине и Южной Америке в целом являются поддержка демократии и прав человека, борьба с терроризмом, соблюдение верховенства закона, региональная экономическая интеграция, развитие ресурсов и инфраструктуры, а также обеспечение безопасности граждан. Для продвижения этих интересов Соединенные Штаты вовлекли Аргентину в ряд двусторонних и многосторонних соглашений, предоставляя финансовую, консультативную и иную помощь в обмен на сотрудничество.
США помогли Аргентине в борьбе с пандемией COVID-19. США поставило в Аргентину 3 млн. 455 тысяч доз вакцин. Это стало самым большим пожертвованием США в адрес Латиноамериканского государства .
На переднем плане двустороннего сотрудничества находятся вопросы борьбы с терроризмом. На протяжении последних нескольких лет власти Соединенных Штатов активно стремились усилить взаимодействие в области борьбы с терроризмом в странах Западного полушария, и Аргентина стала важным партнером в этих инициативах, взяв на себя главенствующую роль в антикоррупционной деятельности в данном регионе. Соединенные Штаты помогли создать Совещание министров Западного полушария по борьбе с терроризмом (WHCM), а Аргентина была ведущим участником всех трех министерских совещаний, в том числе принимала у себя второе . В рамках второго Всемирного саммита по гуманитарным вопросам, который прошел в Буэнос-Айресе в 2019 году под эгидой Аргентины, Государственный секретарь США подчеркнула 25-летие теракта, организованного поддерживаемой Ираном группой \"Хезболла\". Этот акт насилия произошел в еврейском культурном центре Ассоциации взаимного сотрудничества Израиля и Аргентины. В результате нападения 85 человек погибли, а сотни других получили ранения.
В 2019 году Аргентина, как мера противодействия терроризму и в память о жертвах терактов, приняла решение внести "Хезболлу" в список террористических организаций, став первой страной в Латинской Америке, которая шагнула на этот путь. Данный шаг стимулировал несколько других государств Западного полушария последовать ее примеру. В июле 2020 года Аргентина продлила период своего официального признания "Хезболлы" как террористической организации.
В последние годы борьба с терроризмом, как региональным, так и международным, приобретает все большее значение в американо-аргентинских отношениях. Обе страны тесно сотрудничали в создании Министерства по борьбе с терроризмом Западного полушария (WHCM), которое выступало за то, чтобы латиноамериканские страны следовали примеру Америки в отношении террористических организаций, включая «Хезболлу» в Ливане. Соединенные Штаты также оказывают содействие аргентинским военным и правоохранительным органам в виде программ профессиональной подготовки и просвещения, технической помощи и финансовой поддержки в целях продвижения усилий страны по борьбе с терроризмом .
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ США И АРГЕНТИНЫ
2.1. Проблемы экономического взаимодействия США и Аргентины
Для Аргентины экономика является приоритетной сферой сотрудничества с США. Это ярко подтверждают слова аргентинского посла в Вашингтоне Фернандо Орис де Роа в его интервью «Кларин» в 2018. В частности, он заявил: «У США есть политический интерес к Аргентине, а у нас к ним есть экономический интерес. США заинтересованы сотрудничать с нами по вопросам безопасности, борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков… Наша задача состоит в том, чтобы наладить тесное сотрудничество с американцами во всех этих сферах, а также поддерживать Вашингтон на мировой арене. Надо сделать так, чтобы наша политическая поддержка США привела бы к позитивному развитию двустороннего экономического сотрудничества» .
С момента 1990 года Соединенные Штаты остаются одним из четырех ключевых направлений для аргентинского экспорта. В настоящее время они составляют 8,9% от общего объема аргентинского экспорта, что эквивалентно 3 527,14 миллиона долларов США, и 13% от импорта страны, достигнув 6 295,08 миллиона долларов США. В течение последних двух десятилетий экспорт увеличился с 2 891,97 миллиона долларов США в 2002 году до 6 616,34 миллиона долларов США в 2022 году. Импорт, в свою очередь, показал рост на 473,86%, начавшись с 1 788,54 миллиона долларов США в 2002 году и достигнув 10 263,73 миллиона долларов США в 2022 году.
Ассортимент товаров, которыми занимаются обе страны, весьма обширен. С начала января по середину сентября 2023 года поставки из Соединенных Штатов в Аргентину в основном состояли из минерального топлива и его производных, как органических, так и неорганических химических веществ, медикаментов, удобрений и пластиковых изделий, суммарная стоимость которых составила 6 295 миллионов долларов США. В свою очередь, Аргентина импортирует из США минеральное топливо и его производные, драгоценные или полудрагоценные металлы и камни, алюминий и изделия из него, вино и виноградное сусло, натуральный мед, говядину, неорганические химикаты, а также растительные и животные жиры и масла.
Две нации заключили инвестиционное соглашение между собой, при этом свыше 500 американских компаний стали одними из крупных инвесторов в данной стране. Основные направления прямых инвестиций в Аргентине охватывают такие сферы, как промышленность и сельское хозяйство, природные ресурсы, финансовый сектор и услуги. В 2007 году США совместно с Аргентиной обновили соглашение о гражданской авиации, что способствовало повышению уровня безопасности полетов и увеличению частоты авиарейсов между обеими странами. Это привело к росту объемов туристических и деловых поездок.
На фоне ряда положительных моментов в двустороннем сотрудничестве двух стран наблюдаются существенные проблемы. Во-первых, за последние годы Аргентина чрезмерно впала в экономическую зависимость от США. Политическая элита Аргентины считает, что внешнеполитическая ориентация на США также стала причиной задолженности страны перед Международным валютным фондом (МВФ). Правительство США могло бы вмешаться, чтобы разрешить трудности Аргентины с американскими фондами. Вместо этого оно заявило, что трудности Аргентины представляют собой не что иное, как «контрактный спор». В конце концов, Соединенные Штаты являются крупнейшим донором организации и, как открыто признает МВФ, обладают правом вето на некоторые решения, принимаемые организацией. Вместо этого Вашингтон предпочел остаться в стороне от этого дела.
2.2. Перспективы сотрудничества США и Аргентины в сфере экономики
На наш взгляд, экономическое сотрудничество между Аргентиной и США имеет перспективы, если учитывать несколько факторов:
Во-первый, торговля. США являются одним из крупнейших торговых партнеров Аргентины. Углубление торговых отношений может быть выгодно для обеих стран, особенно в области сельскохозяйственной продукции, энергетики и технологий. Например, в 2023 г. американский лидер Джо Байден и президент Аргентины Альберто Фернандес на встрече в Вашингтоне договорились углублять сотрудничество двух стран в сфере передовых технологий, а также взаимодействовать с другими странами Группы двадцати по реформированию многосторонних банков развития для более эффективного реагирования на глобальные вызовы .
Кроме того, нынешний президент Аргентины Х. Милей настроен углублять отношения с США и принимать смелые экономические решения. Однако Х. Милей также настроен на крайности во внешней политике. В контексте внешней политики Х. Милей намерен укреплять сотрудничество с США и Израилем в ущерб связям с основными торговыми партнерами Аргентины — Китаем и Бразилией, мотивируя это тем, что он не хочет вести дела с коммунистами и социалистами. Интересно, что Х. Милей также заявил, что Аргентина не будет вступать в БРИКC, куда она была приглашена с 1 января 2024 года, и не намерен работать с Россией .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ эволюции американо-аргентинских отношений демонстрирует их зигзагообразный характер, что подразумевает чередование периодов сближения и отдаления. После завершения холодной войны можно выделить три этапа в двустороннем взаимодействии: первый – с 1989 по 2003 год, характеризующийся позитивным развитием; второй – с 2007 по 2015 год, отмеченный периодической напряженностью; третий – с 2016 года по настоящее время, который отличается динамичным развитием.