Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Эмпирическое исследование основных причин тревожности у детей в подростковом возрасте
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования
Подростковый возраст является одним из наиболее сложных и ответственных периодов в жизни человека.
Это время интенсивного физического, психического и социального развития, характеризующееся повышенной эмоциональностью, неустойчивостью настроения, тревожностью и другими особенностями.
2.2 Методы, методики и выборка исследования
Для достижения поставленной цели и решения задач данного исследования был использован комплекс взаимодополняющих методов, включающих теоретический анализ литературы, психодиагностические методики, а также методы математической статистики.
Теоретический анализ литературы позволил изучить психологические особенности подросткового возраста, рассмотреть различные подходы к пониманию природы и механизмов возникновения тревожности, а также проанализировать современные исследования в этой области.
Метод дал возможность сформировать теоретическую основу для эмпирического изучения проблемы.
Для диагностики уровня тревожности подростков и выявления ее основных причин были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса позволяет выявить уровень и специфику тревожности, связанной с различными аспектами школьной жизни подростка:
- переживание социального стресса;
- фрустрация потребности в достижении успеха;
- страх самовыражения;
- страх ситуации проверки знаний;
- страх не соответствовать ожиданиям окружающих;
- низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
- проблемы и страхи в отношениях с учителями.
2. Методика «Шкала тревожности» автора О. Кондаша позволяет оценить общий уровень тревожности человека – утверждения, отражающие различные аспекты тревожного состояния, такие как напряжение, беспокойство, страх, физиологические симптомы.
2.3 Анализ результатов исследования и математические методы
Проведенное эмпирическое исследование позволило всесторонне изучить проблему тревожности у подростков и выявить ее основные причины.
Рассмотрим подробнее полученные результаты.
Диагностика уровня тревожности подростков по методике Филлипса показала, что большинство респондентов (68%) имеют повышенный или высокий уровень школьной тревожности. Наиболее выраженными оказались такие ее компоненты, как «переживание социального стресса» (средний балл 5,8 из 10) и «страх ситуации проверки знаний» (средний балл 6,2 из 10) (Табл. 1).
Результаты свидетельствуют о том, что подростки испытывают значительное напряжение в ситуациях социального взаимодействия, а также тревогу, связанную с необходимостью демонстрации своих знаний и умений.
Результаты исследования по методике О. Кондаша показали, что средний балл по шкале тревожности составил 47,2 (SD=8,4). При этом у девушек средний балл был выше – 51,3 (SD=7,2), в то время как у юношей он составил 43,1 (SD=6,9). Анализ распределения уровней тревожности выявил, что 20% участников имеют низкий уровень тревожности (20-40 баллов), 60% - средний уровень (41-60 баллов), и 20% - высокий уровень (61-80 баллов).
Было установлено, что девушки продемонстрировали статистически значимо более высокий уровень тревожности, чем юноши (t=3,78, p<0,01). (Табл. 2).
2.4 Профилактика тревожности подростков
Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о том, что тревожность является достаточно распространенным явлением в подростковом возрасте, оказывая негативное влияние на различные сферы жизни и развития подростков.
Высокий уровень тревожности может приводить к снижению успеваемости, проблемам в межличностных отношениях, нарушениям психического и физического здоровья, поэтому особую актуальность приобретает разработка эффективных мер по профилактике и снижению тревожности у подростков.
Одним из ключевых направлений профилактической работы является взаимодействие с родителями подростков.
Создание благоприятного семейного климата, характеризующегося эмоциональной поддержкой, принятием и пониманием, способствует формированию у подростков чувства безопасности и защищенности.
Родители должны быть вовлечены в процесс воспитания, проявлять интерес к жизни ребенка, избегать чрезмерного контроля и давления.
Также важно обучать родителей эффективным стратегиям взаимодействия с подростками, навыкам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Выводы по главе 2
Проведенное эмпирическое исследование позволило всесторонне изучить проблему тревожности у подростков и выявить ее основные причины.
Комплексный подход, включающий теоретический анализ, психодиагностические методики и методы математической статистики, обеспечил получение достоверных и объективных результатов.
Результаты диагностики по методике Филлипса показали, что большинство подростков (68%) имеют повышенный или высокий уровень школьной тревожности, особенно в таких аспектах, как переживание социального стресса и страх ситуации проверки знаний.
Диагностика по методике Спилбергера продемонстрировала, что 64% подростков характеризуются высоким уровнем личностной тревожности, что свидетельствует об их склонности воспринимать широкий круг ситуаций как угрожающие.
Результаты авторского опросника «Причины тревожности подростков» позволили выявить, что основными факторами, вызывающими тревожность у подростков, являются высокие учебные нагрузки и требования, проблемы в отношениях со сверстниками, неуверенность в себе и своих способностях, конфликты с родителями, а также тревога перед неопределенностью будущего.
Заключение
Проведенное комплексное исследование позволило всесторонне изучить проблему тревожности у подростков и выявить ее основные причины.
В ходе теоретического анализа было установлено, что в подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться Я-концепцией ребенка, становясь фактически личностным свойством.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бакеев, В. А. Экспериментальные исследования психологических механизмов внушаемости / В. А. Бакеев. – Москва: Лениздат, 2020. – 17 с.
2. Бирина, О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях / О. В. Бирина // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 8. – С. 438.
3. Бирина, О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях / О. В. Бирина // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 8. – С. 438.
4. Бирина, О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях / О. В. Бирина // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8. – С. 257.
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – Москва-Воронеж: МОДЭК, 2019. – 352 с.
6. Гарбузов, В. И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта / В. И. Гарбузов. – Москва: КАРО, 2018.
7. Долгова, А. Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция / А. Г. Долгова. – Москва: Генезис, 2018.
8. Дыкман, Л. А. Гармоничный ребенок. Как этого достичь / Л. А. Дыкман. – Москва: Инфра-М, 2017. – 196 с.
9. Ениколопов, С. Н. Родители и дети / С. Н. Ениколопов; пер. Д. Прошунина, Т. Осадченко. – Магадан: Магаданское книжное издательство, 2019.
10. Зимина, Е. С. Проявление агрессии у детей младшего школьного возраста // Дружининские чтения. – 2018.
11. Истратова, О. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники / О. Истратова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.
12. Кириченко, Н. Не дать ребенку стать жестоким // Психология. – 2020. – № 3.
13. Кокоренко, В. Л. Социальная работа с детьми и подростками. Учебное пособие / В. Л. Кокоренко, Н. Ю. Кучукова, И. Ю. Маргошина. – Москва: Academia, 2017.
14. Корниенко, А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка / А. Корниенко. – Екатеринбург: РАМА паблишинг, 2018.
15. Курбатова, Т. Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. Н. Курбатова. – Ленинград, 2017.
16. Ле Шан, Э. Что делать, если ребенок сводит вас с ума / Э. Ле Шан. – Москва: АСТ, Прайм, 2020.
17. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – Москва: Академия, 2019. – 190 с.
18. Маняпова, Е. В. Характеристика основных путей и методов коррекции агрессивного поведения // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 2.
19. Межина, А. В. Повышение успешности младшего школьника в учебной деятельности: монография / А. В. Межина. – Москва: Экон-информ, 2018. – С. 16.
20. Межина, А. В. Повышение успешности младшего школьника в учебной деятельности: монография / А. В. Межина. – Москва: Экон-информ, 2019. – С. 64.
21. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. – Санкт-Петербург: Речь, 2019. – 247 с.
22. Михайлина, М. Профилактика детской агрессивности. Теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / М. Михайлина. – Волгоград, 2020.
23. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика / Ю. Б. Можгинский. – Москва: Когито-центр, 2018.
24. Мудрик, А. В. Социальная педагогика. 8-е издание / А. В. Мудрик. – Москва: Academia, 2018.
25. Неймарк, М. З. Аффекты у детей и пути их преодоления / М. З. Неймарк // Советская педагогика. – 2017. – № 5. – С. 38-40.
26. Немов, Р. С. Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математический статистики. Кн. 3 / Р. С. Немов // Психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов. В 3 кн. – Москва, 2018. – 269 с.
27. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова. – Москва: ТЦ Сфера, 2017. – 448 с.
28. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. – Москва: Академия, 2017.
29. Олифирович, Н. И. Терапия семейных систем / Н. И. Олифирович, Т. Ф. Велента, Т. А. Зинкевич-Кузьмина. – Санкт-Петербург: Речь, 2017.
30. Плоткин, М. М. Психолого-педагогическое обеспечение социальной безопасности детей и молодежи / М. М. Плоткин // Педагогика. – 2021. – № 7.
31. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 2.
32. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – Москва: МОДЭК, 2020. – 304 с.
33. Прихожан, А. М. Тревожность у детей: явление, причины, диагностика // Школьный психолог. – 2017. – № 4.
34. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения детей и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. – Москва: Юнити-Дана, 2018.
35. Сокинина, А. А. Особенности эмоционального развития младших школьников // Начальная школа. – 2019. – № 6.
36. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика: учебное пособие / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – Москва: Юрайт, 2018.
37. Тарасова, Л. Е. Опыт коррекции агрессивности младших школьников / Л. Е. Тарасова, М. А. Фролкова // Проблемы социальной психологии личности. – Саратов: СГУ им. Чернышевского, 2021.
38. Форум агрессологии. Том 1 / под ред. С. Ениколопова. – Ижевск: ERGO, 2018.
39. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 2012.
40. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения: библиотека психолога / И. А. Фурманов. – Москва: Владос-Пресс, КДУ, 2021.
41. Холостова, Е. И. Технология социальной работы. Учебник / Е. И. Холостова, Л. И. Кононова. – Москва: Дашков и Ко, 2020.
42. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов / К. Хорни. – Санкт-Петербург: Лань, 2020. – 240 с.
43. Ширяев, Е. А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся / Е. А. Ширяев // Научные ведомости. – 2018. – № 14.
44. Ширяев, Е. А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся / Е. А. Ширяев // Научные ведомости. – 2016. – № 14.
45. Шубина, Л. Е. Проектирование образовательных технологий повышения успешности учебно-познавательной деятельности школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Е. Шубина. – Москва, 2017. – С. 35.
46. Шубина, Л. Е. Проектирование образовательных технологий повышения успешности учебно-познавательной деятельности школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Е. Шубина. – Москва, 2017. – С. 81.
47. Шубина, Л. Е. Проектирование образовательных технологий повышения успешности учебно-познавательной деятельности школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Е. Шубина. – Москва, 2017. – С. 97.
48. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей. Пособие по курсу «семьеведение» / Т. И. Шульга. – Москва: Дрофа, 2019.
49. Яшнова, О. А. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / О. А. Яшнова. – Москва, 2017. – С. 59.
50. Яшнова, О. А. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / О. А. Яшнова. – Москва, 2017. – С. 147.