Фрагмент для ознакомления
2
Жилищно-коммунальное хозяйство – это совокупность нескольких десятков видов предприятий, деятельность которых направлена на обеспечение ежедневного проживания населения в комфортной городской среде [16].
Особенности отрасли, которые непосредственно оказывают влияние на формирование в ней рыночных процессов, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Экономические особенности сферы ЖКХ
В сущности, ЖКХ является весьма специфической системой, рассматриваемой с двух сторон:
– как ресурсоёмкая отрасль, включающая в себя около двадцати видов деятельности, требующих множества разнообразных ресурсов;
– как отрасль, несущая в себе и экономическую, и социальную нагрузку, поскольку ЖКХ представляет благо, имеющее двойственный характер как общественного, финансируемого государством, так и частного блага, предоставляемого хозяйствующими субъектами рынка услуг ЖКХ.
Прежде всего, характер государственного управления сферой ЖКХ определяется социальной значимостью данной отрасли.
Практически все население страны нуждается в услугах предприятий жилищно-коммунального хозяйства, так как основная его часть проживает в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям ресурсоснабжающих организаций (вода, свет, тепло). И владельцы индивидуальных домов также не могут полностью отказаться от централизованного потребления ресурсов (к примеру, снабжение электроэнергии централизовано практически на 100 %).
Коммерциализация ЖКХ привела к тому, что в отрасли появилось множество предприятий, которые являются посредниками между населением и ресурсоснабжающими организациями. Учитывая, что спрос на услуги ЖКХ стабильный (это, наверно, одна из самых стабильных сервисных сфер, где потребление услуг не подвержено внешним факторам), в отрасли достаточно высокая конкуренция, что требует прямого вмешательства государства с целью регулирования тарифной политики.
Противоречивый интерес между ресурсоснабжающими компаниями и потребителями ресурсов находит свое воплощение в стремлении организаций и городских властей повысить тариф до уровня, обеспечивающего нормальное функционирование ресурсоснабжающих компаний, противопоставленному стремлению населения снизить тариф и повысить качество предоставляемых услуг. И в данной ситуации вмешательство государства позволяет достичь необходимого баланса интересов.
1.2 Рынок услуг ЖКХ: понятие, структура
Рынок услуг ЖКХ – это совокупность организационных структур, участвующих в процессе производства и распределения ресурсов для оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Рынок услуг ЖКХ имеет очень сложную структуру и включает в себя разнообразные предприятия: ресурсоснабжающие организации, организации, которые осуществляют управление многоквартирными домами, прочие организации, участвующие в процессе производства и предоставления услуг в сфере ЖКХ [11].
При этом все организации данного рынка можно разделить на монопольный и конкурентный сектор (рисунок 2).
Рисунок 2 – Субъекты рынка услуг ЖКХ
К монопольному сегменту рынка применяются меры прямого вмешательства в деятельность естественных монополий, но больший интерес вызывает именно конкурентный сегмент рынка услуг ЖКХ, так как в нашей стране ЖКХ на конкурентных началах функционирует сравнительно недавно и в данной области накопилось достаточно проблемных вопросов по применению мер вмешательство государства в деятельность посредников между ресурсоснабжающими организациями и населению по предоставлению ЖКХ-услуг.
Большая часть участников рынка услуг ЖКХ – это организации, осуществляющие управление многоквартирными домами.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) целями управления многоквартирным домом являются: создание благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, соответствующих нормам предоставления коммунальных услуг.
Управление многоквартирным домом – это содержание общего имущества многоквартирного дома), в своевременном проведении текущего и капитального ремонта многоквартирного дома.
В многоквартирном доме предоставляются следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами. Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основе возмездного договора. Поставка коммунальных услуг в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод производится на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Особенности построения финансовых отношений в сфере управления жилищным фондом, безусловно, будут зависеть от вида субъекта, который осуществляет управление многоквартирным домом.
ЖК РФ предлагает три способа управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Последние две формы являются наиболее распространёнными. Например, схема финансовых потоков управляющей компании представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Система финансовых потоков управляющей организации
Управляющая компания (УК) − это юридическое лицо, которое занимается управлением многоквартирными домами, содержанием общедомового имущества, поддержанием надлежащего технического и санитарного состояния, поставками коммунальных ресурсов собственникам квартир.
В отличие от УК товарищество собственников жилья (ТСЖ) является некоммерческой организацией, то есть получение прибыли не является основной целью его деятельности. Основным источником денежных средств ТСЖ являются целевые взносы. Целевой взнос – это сбор денежных средств, вносимых для дополнительного финансирования ремонтно-хозяйственных работ. По решению собрания собственников квартир в доме взнос может собираться наравне с оплатой за содержание жилья. Таким образом, целевой взнос не стоит путать с обязательным платежами за ЖКУ-услуги, так как ТСЖ непосредственно не заключается договоров с организациями-поставщиками коммунальных ресурсов.
Таким образом, в настоящее время в России складываются благоприятные тенденции развития конкурентных отношений между организациями различных форм собственности в сфере управления и содержания жилищного фонда.
1.3 Цель, задачи, нормативно-правовая основа государственного регулирования рынка услуг ЖКХ
Основной цель. государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является повышение качества жизни населения путём повышения качества и надёжности жилищно-коммунальных услуг, а также обеспечение их доступности для населения.
В процессе государственного регулирования решаются следующие задачи [15]:
– формирование стратегии и тактики управления объектами жилищно- коммунального хозяйства муниципалитета;
– внедрение новых форм и методов хозяйствования;
– совершенствование организации управления;
– развитие конкурентных отношений;
– управление обеспечением надлежащего состояния предприятий жилищно-коммунального комплекса и эффективным предоставлением необходимого уровня и качества услуг населению;
– решение вопросов муниципального благоустройства и дорожного строительства;
– осуществление, в соответствии с законодательством, контроля над деятельностью системы жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.
В целом основу правового регулирования рассматриваемой сферы составляют:
1) Конституция РФ;
2) Гражданский кодекс РФ;
3) Жилищный кодекс РФ и т.д. [1,3]
Систем управления ЖКХ базируется на принципе, закрепленном статьёй 7 Конституции РФ, провозглашающей РФ социальным государ ством, политика которого направлена на создание условий по обеспечению достойной жизни и развития человека.
Также инструментом развития ЖКХ является национальный проект «Жильё и городская среда». По итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года утвержден паспорт национального проекта «Жильё и городская среда» (рисунок 4).
Рисунок 4 – Федеральные проекты, которые входят в национальный проекта «Жилье и городская среда»
Паспорт национального проекта разработан Минстроем России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и включает в себя четыре федеральных проекта: «Ипотека», «Жильё», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».
Таким образом, можно сделать вывод, что отрасль жилищно- коммунальная сфера – разнообразная, обширная, важная часть экономики Российской Федерации. Правительством Российской Федерации принимаются меры по основным проблемным аспектам ЖКХ, по реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса страны, поиск новых эффективных механизмов финансового оздоровления предприятий и привлечение в отрасль финансовых средств.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 11. – ст. 1416.
2. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 20.11.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 11. – ст. 945
3. Жилищный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации – 2005. – № 1. – ст. 16.
4. Баскакова, Я. А. Договор управления многоквартирным домом: правовая природа и проблемы / Я. А. Баскакова, А. А. Миташова // Modern Science. – 2022. – № 5-3. – С. 104-107.
5. Боровская, Н. В. Совершенствование контроля соблюдения и обеспечения интересов и прав граждан в процессе предоставления населению жилищных услуг / Н. В. Боровская, Ю. В. Пилипчак // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 33. – С. 704-710.
6. Булатова, В. Б. Финансирование предприятий ЖКХ в современных условиях / В. Б. Булатова, М. Е. Сергеева // Молодые финансисты XXI века : Сборник материалов научно-практической конференции, Улан-Удэ, 17–19 июня 2022 года. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2023. – С. 149-155.
7. Буханевич, Д. Ю. Понятие и признаки договора управления многоквартирными домами / Д. Ю. Буханевич, Б. Е. Кошелюк // Аграрное и земельное право. – 2023. – № 10(226). – С. 128-130.
8. Демин, А. В. Реформирование системы ЖКХ мегаполиса с использованием технологии блокчейн / А. В. Демин, И. В. Милькина, И. В. Рыбальченко // E-Management. – 2023. – Т. 6, № 1. – С. 29-37.
9. Дроздова, И. В. Опыт и проблемы внедрения цифровых технологий в ЖКХ / И. В. Дроздова, Н. В. Алиевская // Социальные и экономические системы. – 2023. – № 3-1(43). – С. 170-182.
10. Жилищно-коммунальное хозяйство как объект государственного управления / С. Д. Батырев, Е. С. Цебикова, В. А. Бодашева [и др.] // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 6(131). – С. 1275-1278.
11. Журавлева, Т. А. Необходимость повышения роли государства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России / Т. А. Журавлева, А. И. Алымов // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. – 2024. – № 2. – С. 159-165.
12. Кислицына, Л. В. Влияние платежной дисциплины населения на финансовое состояние управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства / Л. В. Кислицына, Д. В. Шуменкова // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. – 2023. – № 3(57). – С. 15-24.
13. Кондрашова, Н. Г. Информация и ее применение в ходе управления проектами / Н. Г. Кондрашова // Дневник науки. – 2020. – № 12(48). – С. 50.
14. Лакаев, О. А. Правовое регулирование деятельности управляющих компаний как участников особых административно-правовых режимов хозяйствования / О. А. Лакаев // Правовая политика и правовая жизнь. – 2023. – № 3. – С. 68-77.
15. Ларина, Т. С. Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению с помощью ГИС ЖКХ / Т. С. Ларина, А. Л. Ткаченко, Е. В. Широкова // Дневник науки. – 2022. – № 1(61). – С. 39-43.
16. Лихтанская, О. И. Жилищно-коммунальное хозяйство: правовые основы, управление и эксплуатация / О. И. Лихтанская, А. С. Евдокименко, М. В. Евдокименко. – Новосибирск : Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2024. – 104 с.
17. Матвеев, Е. О. Повышение эффективности государственной политики в области ЖКХ в России / Е. О. Матвеев // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – Т. 8, № 5(146). – С. 266-272.
18. Паламар, А. Г. Эффективная организационно-функциональная модель / А. Г. Паламар // Автоматика, связь, информатика. – 2022. – № 6. – С. 32-33.
19. Сабиров, В. Д. Анализ российского и зарубежного опыта эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством / В. Д. Сабиров, И. Н. Попова // Экономические исследования и разработки. – 2023. – № 2. – С. 167-173.
20. Савватеева, Т. П. Проблемы проектирования организационных структур органов государственной власти субъектов Российской Федерации / Т. П. Савватеева // Global and Regional Research. – 2022. – Т. 4, № 3. – С. 69-77.
21. Салихов, Г. Ш. Проблемы организации управления ЖКХ / Г. Ш. Салихов, А. З. Арсланбекова // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 1(164). – С. 135-136.
22. Юматов, А. С. Организационно-управленческие аспекты развития Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства / А. С. Юматов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2022. – № 1. – С. 72-83.