Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир сталкивается с острыми экологическими проблемами, которые требуют активных действий и ответственного отношения каждого человека. Формирование экологической культуры, осознанного отношения к природе, является одной из важнейших задач современного образования. В этом контексте дополнительное образование играет ключевую роль, предоставляя возможность глубоко изучать экологию и биологию, развивать практические навыки и формировать активное гражданское сознание.
Однако, традиционные формы обучения, часто ограничиваются теоретическими знаниями и не в полной мере задействуют интерес учащихся. Экскурсии, в свою очередь, являются эффективным инструментом для практического ознакомления с окружающим миром, развития наблюдательности, исследовательских навыков и формирования экологического мышления.
В связи с этим, актуальность темы курсовой работы «Разработка экскурсии в рамках дополнительного занятия в области эколого-биологической деятельности» определяется необходимостью повышения эффективности обучения экологической культуре через применение интерактивных форм работы, в частности экскурсий.
Цель курсовой работы - разработать экскурсию, способствующую повышению интереса к экологии и биологии, развитию исследовательских навыков и формированию экологической культуры у учащихся.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Провести анализ существующих практик проведения экологических экскурсий;
- Выбрать тематику и маршрут экскурсии;
- Разработать сценарий экскурсии;
- Представить методические материалы для проведения экскурсии;
- Оценить ожидаемые результаты от проведения экскурсии.
Проведенная работа позволит определить ключевые аспекты разработки и проведения экологических экскурсий как инструмента дополнительного образования и внести свой вклад в формирование ответственного отношения к окружающей среде у будущих поколений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слово экскурсия латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-нибудь места с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода и месту расположения изучаемых объектов природы, исторических памятников и непосредственного ознакомления с ними.
Непосредственное общение школьников с природой, наблюдения, опыты, эксперименты являются необходимой частью экологического образования и воспитания. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение его в природе, к своей Родине. Экскурсии дают возможность учащимся проводить наблюдения, опыты, эксперименты. Так они познают природу, накапливают знания, умения сравнивать, обобщать, делать выводы. На экскурсиях, в наблюдениях за животными и растениями перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети могут видеть и примеры неразумного, пагубного влияния человека на природу.
Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты сопереживать и размышлять, используются экологические сказки.
Экскурсии являются одной из самых эффективных форм организации образовательного процесса в объединениях эколого-биологической направленности. В этом плане они выполняют следующие функции.
Во-первых, с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, так как при этом дети непосредственно знакомятся с приучаемыми предметами и явлениями.
Во-вторых, экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять связь обучения с практикой.
В-третьих, экскурсии способствуют формированию практических умений, так как дают возможность применить знания в сельском хозяйстве.
В-четвертых, экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом работников сельского хозяйства, сферы обслуживания и промышленности.
Во время экскурсий у педагога есть возможность в ненавязчивой форме обучить детей разных методам учебной работы. Наблюдения во время экскурсий являются одним из данных научных методов познания. Усвоение этого метода помогает учащимся самостоятельно приобретать новые знания и применять их при выполнении различных заданий.
Эколого-биологическое образование – это комплексный процесс формирования у человека системы знаний, умений, навыков и ценностей, необходимых для понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой, а также для принятия ответственных решений в области охраны окружающей среды.
Данное образование направлено на:
1. Понимание основных законов экологии и биологии: изучение биологических систем, их функционирования, взаимосвязей между организмами и средой обитания, экологических проблем и их причин.
2. Развитие практических навыков: проведение наблюдений, исследований, анализов, участие в природоохранных мероприятиях.
3. Формирование экологической культуры: развитие ценностного отношения к природе, осознание ответственности за ее сохранение, применение полученных знаний в повседневной жизни.
Дополнительное образование играет важную роль в развитии экологической культуры.
Повышение интереса: дополнительное образование позволяет глубоко изучать интересующие темы, развивая интерес к экологии и биологии с раннего возраста.
Развитие практических навыков: в кружках, секциях и студиях учащиеся получают возможность приобрести практические навыки в области экологии, провести исследования, участвовать в проектах.
Создание сообщества единомышленников: дополнительное образование позволяет объединить детей, интересующихся экологией, что способствует формированию экологического сознания и мотивации к действиям.
Создание платформы для реализации проектов: в рамках дополнительного образования учащиеся имеют возможность реализовывать свои проекты, что развивает их творческие способности и ответственность.
В рамках эколого-биологического образования применяются разнообразные методы и формы занятий (рисунок 1):
Рисунок 1 – Методы и формы занятий в рамках эколого-биологического образования
Лекции: предоставление теоретической информации, понятийного аппарата.
Практические занятия: проведение лабораторных работ, исследований, экспериментов.
Экскурсии: наблюдение за природой в естественных условиях, изучение окружающей среды.
Проектная деятельность: разработка и реализация проектов, направленных на решение экологических проблем.
Игровые техники: применение игровых методов для повышения интереса и запоминаемости материала.
Методы активного обучения: дискуссии, ролевые игры, дебаты, что развивает критическое мышление и коммуникативные навыки.
Экскурсии играют важную роль в эколого-биологическом образовании, поскольку позволяют предоставлять практические знания, такие как изучение природных объектов в естественных условиях, наблюдение за жизнью растений и животных, помогает обучать учащихся наблюдать за окружающей средой, выявлять взаимосвязи между организмами и средой обитания, помогает понимать значение охраны окружающей среды и применять полученные знания в повседневной жизни.
Экскурсии делают обучение более интересным и запоминающимся, что стимулирует учащихся к дальнейшему изучению предмета.
При разработке и проведении экологических экскурсий необходимо учитывать следующие принципы:
1) Целевая аудитория: учитывать возрастные особенности учащихся, их уровень подготовки и интересы.
2) Тематика: выбирать темы, соответствующие целям и задачам образовательного процесса.
3) Маршрут: определять маршрут, учитывая безопасность учащихся, доступность объектов и погодные условия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2014 г. – М.: Эксмо, 2014. – 224 с.
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.
4. Изучаем лес. В помощь юному лесоводу: исследовательская работа школьников: учебное пособие / Уральский государственный лесотехнический университет; сост.: Е. А. Зотеева [и др.]. - 2-е издание, пересмотренное и дополненное. - Екатеринбург: УГЛТУ, 2021. - 480 с.: цв. ил., фот.;
5. Басюк В.С. Инновационный проект Министерства просвещения
«Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты / В. С. Басюк, Г. С. Ковалева // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. — Т. 1, № 4 (61). — С. 13–33.;
6. Пентин А.Ю., Никифоров Г.Г., Никишова Е.А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С.80-97.;
7. PISA: естественнонаучная грамотность (спецификация и образцы заданий) / Издание УО. «Республиканский институт контроля знаний» Министерства образования Республики Беларусь – Минск: РИКЗ, 2020. – 168 с.;
8. Ковалева Г.С, Заграничная Н.А., Пентин А.Ю. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Просвещение. 2021.- 143 с.
9. Семенов А.Л. Результативное образование расширенной личности в прозрачном мире на цифровой платформе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. Выпуск 3. С. 590–596.;
10. Обухов А.С. Психологические ориентиры образования личности в мире неопределенности // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Ер.: Российско-Армянский университет, 2019. С. 286–297.
11. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс: учеб. пособие / М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Ю.В. Саркисян и др. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.
12. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Ю.В. Саркисян и др. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.
13. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Ю.В. Саркисян и др. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.
14. Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.
15. Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Соловьева А.Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
16. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. Обучение в 1 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова: программа, тематическое планирование, методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2020. – 143 с.