Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В современной рыночной экономике к качеству выпускаемой продукции предъявляются различные требования. Выживание любой компании и ее стабильное положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с двумя показателями: уровнем цены на продукт и уровнем качества, где второй фактор постепенно вышел на первое место.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сравнительная характеристика отечественных и зарубежных теорий управления качеством продукции предприятия
Опыт отечественных и зарубежных компаний показывает, что разработка и внедрение системы менеджмента качества не решило проблем качества, конкурентоспособности продукции и уверенности при внедрении. Следовательно, необходимо сертифицировать продукт и систему обеспечения качества. Если выбранная схема сертификации предусматривает это, необходимо сертифицировать производство.
Процесс сертификации определяет последовательность действий, которые составляют весь процесс сертификации, в частности:
1. Подача заявки на сертификацию. Заявитель подает заявку в соответствующий орган по сертификации. Орган по сертификации должен рассмотреть заявку в установленный срок (до одного месяца) и проинформировать заявителя о решении, по которому могут быть выбраны испытательные учреждения и лаборатории.;
2. Отбор, идентификация и тестирование образцов. Образцы отбираются испытательной лабораторией. Проверенные образцы должны быть представлены заявителю и органу по сертификации.
3. Оценка производства. В соответствии со схемой сертификации, анализ состояния производства, сертификация производства и/или сертификация системы менеджмента качества.
4. Выдача сертификата соответствия [1]. Следует проанализировать протоколы испытаний, результаты оценки производства и другие документы о соответствии продукции, полученные органом по сертификации, и сделать окончательный вывод о том, что продукция соответствует установленным требованиям.
На основании этого заключения орган по сертификации принял решение о выдаче сертификата соответствия. В случае положительного решения будет выдан сертификат с указанием причины выдачи сертификата и регистрационного номера. Сертификат действителен в течение трех лет.
5. Нанесение знаков соответствия. Производитель сертифицированного продукта имеет право наносить знак соответствия на сертифицированный продукт.
6. Проверка сертифицированной продукции. Если того требует программа сертификации, контроль проводится во время получения сертификата и лицензии на использование знака соответствия (не реже одного раза в год).;
7. Корректирующие действия. Если продукт не соответствует установленным требованиям и правилам нанесения знака соответствия, будут определены корректирующие действия и сроки реализации. Если корректирующее действие приведет к положительному результату, сертификат и знак соответствия будут сохранены, а если корректирующее действие не будет выполнено, сертификат и знак соответствия будут отозваны [5].
В соответствии со стандартами, принятыми в большинстве промышленно развитых стран - Европейском сообществе, Соединенных Штатах, Канаде и т.д., компании, поставляющие продукцию, должны стремиться к установлению доверительных отношений между собой и потребителями, чтобы предоставлять продукцию высокого качества. Задача установления доверительных отношений должна рассматриваться компанией-поставщиком как средство повышения качества и узнаваемости своей продукции. В частности, такой подход всегда лежал в основе документа Европейского сообщества, который представляет собой глобальную концепцию законодательной гарантии качества товаров и услуг на европейском рынке. Общая концепция в основном основана на трех моментах: системе менеджмента качества производителя; проверке продукции в испытательных лабораториях; уникальной оценке (сертификации) соответствия качества.
1.2 Методы анализа и оценки эффективности теории управления качеством продукции компании
Метод анализа и управления качеством продукции должен осуществляться систематически, то есть на предприятии должна действовать система менеджмента качества продукции, которая представляет собой организационную структуру, четко распределяющую обязанности, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством [9].
Управление качеством - это метод и деятельность, используемые для удовлетворения требований к качеству, которые позволяют не только контролировать процесс, но и устранять причины сбоев в работе подразделения компании. В то же время, это управление деятельностью компании в области качества.
Управление любым процессом представляет собой цикл: «планирование-реализация-контроль-контролирование». Процесс управления качеством продукции также может быть представлен в виде последовательности этих этапов. Цикл «планирование-реализация, контроль, контролирование» обеспечивает непрерывный мониторинг и улучшение качества продукции. Управление качеством продукции компании организовано на основе комплекса из семи мероприятий [11].
Общее управление качеством продукции (стратегическое управление качеством) включает в себя:
- Политику, цели и ответственность руководства организации в области качества;
- Планирование и управление качеством;
- Повышение и усовершенствование качества [8].
1.3 Система менеджмента качества продукции компании
Система менеджмента качества - это группа менеджеров компании и подразделения. Каждый менеджер выполняет свои функции по управлению качеством определенным образом и взаимодействует с другими менеджерами в установленном порядке.
В настоящее время существует два способа выбора критериев (или целей) эффективности системы менеджмента качества: восточный (Япония) и западный (США, Западная Европа). В восточном методе приоритет отдается качеству, в то время как в западном методе приоритет отдается прибыли. Конечно, в Японии люди прекрасно понимают, что высокое качество - это прямой путь к высокой прибыли, а значит, конечная цель этих двух методов одна и та же [5].
Принципы системы менеджмента качества:
- Метод управления продуктом, согласно которому каждый тип разнородного продукта, производимого отдельно, должен управляться в системе (за исключением общего управления);
- Управление на всех этапах жизненного цикла продукта (исследования, проектирование и разработка, производство, маркетинг, использование, утилизация или уничтожение);
- Внедрение полного набора управленческих функций, которые позволяют достигать целей и задач организационной системы;
- Комплексный метод использования высококачественных, продуктивных, интересных, инновационных и, самое главное, мотивирующих методов для сознательной работы каждого работника и всех работников в коллективе в сфере управления;
- Обучение, соответствующие знаниям, навыкам и умениям всех производителей и потребителей, участвующих в реализации жизненного цикла продукта. Применение этого принципа требует обширной и непрерывной систематической подготовки, просвещения и совершенствования;
- Регламенты управления на всех уровнях: межфедеральных департаментов; межфедеральных управлений; межведомственных ведомств субъектов федерации; департаментов субъектов федерации; территорий (городов, областей); организационных объединений; организаций; цехов, отделений; участков, контор; бригад, групп; рабочих мест. В зависимости от уровня управления содержание управленческих функций может варьироваться. На более высоком уровне важное значение приобретают функции организации, координации и надзора, активизации и продвижения по службе. Как правило, воздействие в этом случае должно быть соизмеримо с рыночными отношениями, уровнем собственности и уровнем государственного управления.
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ООО «ОЛИРИС»
2.1 Общая характеристика организации
ООО «Олирис» - успешно развивающаяся компания, основным видом деятельности которой является оптовая и розничная торговля рабочей обувью, СИЗ на территории Южного федерального округа.
Организация была основана в 2009 году. Уставной капитал компании финансируется учредителем в денежной форме.
Компания на протяжении многих лет предоставляет услуги на потребительском рынке Краснодарского края:
- Профессиональная команда;
- Складское оборудование;
- Хорошо обученный персонал;
- Торговые и складские площади;
- Устоявшийся рынок поставщиков;
- Рынок покупателей.
2.2 Анализ экономических и финансовых показателей
Согласно данным годовой бухгалтерской отчетности ООО «Олирис», были сопоставлены и проанализированы основные экономические показатели компании за период с 2021 по 2023 год, а также рассчитаны изменения этих показателей за исследуемый период, а именно абсолютное отклонение и темпы роста.
Анализируя данные об экономическом развитии компании, можно увидеть, что большинство выявленных показателей показали положительный рост за период исследования.
Как видно из таблицы, за последние три года годовой доход увеличился, то есть в 2023 году составил 244 832 000 рублей, то есть рост на 141,49% по сравнению с показателем 2021 года. Однако общая стоимость также увеличилась из-за увеличения количества реализованной продукции, при этом темп роста составил 114,91%, а абсолютное отклонение в 2023 году по сравнению с 2021 годом составило 62 218 000 рублей.
Прибыль от основных видов деятельности также интенсивно растет. Валовая прибыль увеличилась за три года, что дало общую валовую прибыль в размере 13 241 000 рублей или рост на 230,34% за весь период.
Прибыль до налогообложения за анализируемый нами период увеличилась более чем в 2,5 раза, темп роста составил 281%. В результате чистая прибыль за этот период также выросла более чем вдвое, составив 226,26%.
Для экономической оценки деятельности компании была рассчитана средняя стоимость основных средств, которая увеличилась более чем в 3,5 раза в период с 2021 по 2023 год, а среднегодовая стоимость оборотных средств увеличилась, но не так сильно, с темпом роста в 227% [5].
Следует отметить, что в 2023 году в компании произошли изменения в персонале: были добавлены два специалиста, что повлияло на показатель годового фонда заработной платы, который в 2023 году вырос до 91 728 000 рублей. То есть одновременно с количеством сотрудников растет и заработная плата. Среднемесячная заработная плата в 2022 году достигла 25 800 рублей, увеличившись на 101,98% по сравнению с 2021 годом, а к 2023 году она увеличилась на 105,81% и составила 27 300 рублей. Такая ситуация косвенно отражает интенсивный подход к росту, при котором увеличение продаж происходит за счет набора новых сотрудников и повышения производительности труда, а также вознаграждения существующего персонала.
2.3 Анализ качества продукции и оценка эффективности системы менеджмента качества продукции компании
У ООО «Олирис» нет специализированного агентства, занимающегося управлением качеством продукции, а также самого отдела маркетинга. Этими вопросами занимается эксперт из департамента экономики. Однако в ближайшем будущем компания планирует создать отдел маркетинга, в состав которого войдут специалисты по управлению качеством продукции.
При определении организации управления качеством продукции необходимо исходить из того, что управление качеством - это органичная часть общего управления производством, одна из его ветвей и одна из его функций. Поэтому управление качеством разрабатывается и осуществляется в рамках существующей организации управления, включая более четкую и хорошо организованную деятельность по определению потребностей, созданию, производству и техническому обслуживанию продукции [5].
На уровне бизнеса управление качеством в ассоциации организовано одним из двух способов. Первый включает четкое распределение функций и задач по управлению качеством между существующими подразделениями и сотрудниками, а также регулярный анализ самих функций и задач и их распределения для улучшения деятельности. В данном случае специальное учреждение – отдел менеджмента качества - создано не было.
В дополнение к первому варианту, второй вариант предусматривает распределение функций общей координации и создание специального подразделения - отдела управления качеством. Этот отдел выполняет множество специальных функций по управлению качеством продукции.
Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки.
Таким образом, преимущество первого варианта заключается в том, что все участники производственного процесса несут ответственность за качество. Нет ощущения, что кто-то несет за них ответственность, и все вопросы, связанные с качеством, должны быть решены. Недостатком является то, что отсутствуют координационные функции, и никто не занимается организационными и методологическими вопросами общего характера.
Второй вариант лишен этого недостатка, но у сотрудников компании часто возникает ощущение, что в компании есть особо преданные своему делу люди, которые отвечают за качество, поэтому им необходимо решать все проблемы, связанные с качеством [5].
В любом случае, общее руководство системой менеджмента качества должно осуществляться менеджером компании, который несет ответственность за всю деятельность компании и экономические результаты. В условиях рыночной экономики невозможно производить высококачественную продукцию.
По первому варианту планируется создать систему менеджмента качества.
План по улучшению качества продукции ООО «Олирис» в первую очередь основан на тщательном изучении текущих и будущих потребностей в ее продукции, анализе восприятия потребителями ее операционного поведения и изучении контрактов с клиентами.
2.4 Рекомендации и мероприятия по обеспечению роста эффективности системы упралевния качеством продукции на ООО «Олирис»
Система менеджмента качества - это в целом эффективная система управления, позволяющая сочетать интересы потребителей и поставщиков.
Для предприятий в условиях рыночных отношений непрерывный выпуск качественной продукции имеет большое значение. Прежде всего, это формирование имиджа компании [5].
Имидж высокого уровня - это известность и популярность, а у покупателей постоянное позитивное отношение к компании, ее продуктам, услугам и атрибутам корпоративного имиджа: торговым маркам, рекламным носителям и т.д. В рыночных и конкурентных условиях, если у компании есть высококачественный продукт и он пользуется постоянным спросом, у нее есть все, и наоборот.
Поэтому решение проблем качества продукции компании - это ее высокий имидж среди покупателей. Это не только экспорт на внутренний рынок, но и экспорт на внешний рынок. Это основа для получения максимальной прибыли и стабильного финансового положения компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики компании постоянно сталкиваются с проблемой обеспечения конкурентоспособности продукции, и от ее решения напрямую зависит их успешная деятельность.
Основой конкурентоспособности является требуемый уровень качества продукции, для обеспечения которого требуется достаточная материальная база, квалифицированный и заинтересованный персонал, а также четкая организация управления качеством.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бузов Б. А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация. - М.: Академия, 2024. - 173 с.
2. Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2024. - 207 с.
3. Вахрушев В. Принципы японского управления. - М.:ФОБЗ, 2024. - 207с.
4. Ильенкова С.Д. , Ильенкова Н.Д. Управление качеством: Учебник. - М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2020. - 220с.
5. Крейг Роберт Дж. ИСО 9000: руководство по получению сертификата о регистрации по ИСО 9000. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2024. - 183 с.
6. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. - М.: Изд-во стандартов, 2020. – 545с.
7. Маслов Д. В.. Малый бизнес: Стратегии совершенствования на основе управления качеством. - М.: ДМК Пресс, 2024 - 190 с.
8. Миронов М.Г. Управление качеством: учебное пособие. - М.: ТК ВЕЛБИ, изд-во Проспект, 2024. - 312 с.
9. Никифоров А.Д.Управление качеством. - М.: Дрофа, 2024. - 720 с.
10. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: основы теории и практики. - М.: Дело и сервис, 2021. - 234с.
11. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для ВУЗов /2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ООО «Издательство «Наука», 2020. - 912 с.
12. Радионов В. В. Управление качеством. Экономики и управления. - Новосибирск. 2020. - 44 с.
13. Ребрин Ю.И. «Управление качеством» Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2024. - 32с.
14. Руднев, Е.А. Управление качеством образования в школе: ресурсы руководителя: Учебно-методическое пособие. - М.: ПО России, 2023. - 176 c.
15. Салимова, Т.А. Управление качеством: Учебник по специальности «Менеджмент организации». - М.: Омега-Л, 2023. - 376 c.
16. Сергеев А. Г. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учеб. пособие / А. Г. Сергеев. - М.: Логос, 2024. - 559 с.
17. Тебекин, А.В. Управление качеством: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт, 2022. - 223 c.
18. Тебекин, А.В. Управление качеством: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2022. - 371 c.
19. Фрейдина, Е.В. Управление качеством: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2023. - 189 c.
20. Шокина Л. И. Оценка качества менеджмента компаний: учеб. пособие. - М.: КноРус, 2023. - 344 с.