Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы Государственная дума Федерального собрания РФ - законодательный и представительный орган государственной власти:
Согласно Конституции РФ, (глава 5) Государственная Дума является законодательным органом власти. основной функцией палаты является осуществление законодательной деятельности.
1. Обеспечение деятельности Государственной Думы
Важнейшей конституционно-правовом основой парламентской деятельности Депутата Государственной Думы является его конституционно-правовой статус, который является важной составляющей общего правового статуса человека и гражданина. Изучению общего правового статуса субъекта права посвящено большое количество работ отечественных ученых-юристов. Для всех отраслей права, в том числе и конституционного, понятие «статус субъекта права» является одним из ключевых, раскрывающих основные юридические институты .
Латинское слово status означает состояние, положение. В соответствии с таким пониманием статуса многие правоведы под правовым статусом в самом широком смысле понимают юридически закрепленное положение человека в обществе, определяемое совокупностью его прав, обязанностей и ответственности. Общий правовой статус человека реализуется в рамках общих правоотношений, которые возникают между ним и государством на основе правовых норм. Наряду с общим правовым статусом существуют отраслевой и специальный правовые статусы. Они соотносятся с общим правовым статусом как общее и особенное.
Государственная Дума является нижней палатой Федерального Собрания Российской Федерации и играет ключевую роль в законодательном процессе страны. Расположенная в Москве, она была основана в 1906 году, а современная версия Государственной Думы была учреждена после принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году.
Основные функции Государственной Думы:
1. Законодательная функция: Государственная Дума разрабатывает, принимает и отклоняет законопроекты. Большинство законов требует одобрения как Думы, так и Совета Федерации (верхней палаты).
2. Контроль за исполнительной властью: Дума осуществляет контроль за деятельностью правительства. Это включает в себя право на внесение вотумов недоверия к правительству и отдельным министрам.
3. Бюджетная функция: Государственная Дума рассматривает и утверждает федеральный бюджет. Она также контролирует выполнение бюджета.
4. Представительская функция: Депутаты представляют интересы своих избирателей и активно участвуют в обсуждениях социальных, экономических и политических вопросов.
5. Назначения и одобрения: Дача согласия на назначение важных чиновников, таких как Председатель правительства, а также на назначение судей Конституционного суда и других судов.
Избранными на должности заместителей Председателя государственной думы считаются кандидаты, за которых проголосовало большинство от общего числа депутатов государственной думы. В Регламенте государственной думы закреплены и полномочия Председателя государственной думы :
• Общее руководство государственной думы и ее структурными органами;
• Представление интересов государственной думы во всех взаимоотношениях: с должностными лицами, органами государственной власти, государственными органами, судебными органами и другими;
• Организация, проведение и руководство заседаниями структурных органов;
• Как депутат: полномочия депутата.
• Описание всех решений государственной думы, если иное не предусмотрено Регламентом государственной думы и российским законодательством.
2. Анализ реализаций функций и полномочий Государственной Думы
Государственная Дума Российской Федерации — это нижняя палата Федерального Собрания и один из ключевых институтов государственной власти в России. Полномочия Государственной Думы закреплены в Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном законе "О Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации". Рассмотрим основные полномочия Государственной Думы:
1. Законодательные полномочия.
Инициатива и принятие законов: Государственная Дума имеет право вносить законопроекты, обсуждать их и принимать. Для принятия Федеральных законов требуется большинство голосов.
Согласование законопроектов: Депутаты могут рассматривать и вносить изменения в законопроекты, которые поступают от Совета Федерации или Президента.
2. Контрольные полномочия.
Контроль за исполнением законов: Дума осуществляет контроль за исполнением законов, принятых ею.
Запросы и расследования: Депутаты имеют право на создание временных комитетов для расследования и контроля различных аспектов деятельности исполнительной власти и получения информации через запросы.
3. Бюджетные полномочия.
Рассмотрение и утверждение федерального бюджета: Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета, вносит в него изменения и утверждает его.
Контроль за расходованием бюджетных средств: Дума имеет право контролировать целевое и рациональное использование государственного бюджета.
4. Полномочия по вопросам государственной власти.
Одобрение кандидатуры Председателя Правительства: Государственная Дума вправе одобрять кандидатуру Председателя Правительства, предложенную Президентом.
Импичмент: Депутаты могут инициировать процедуру импичмента Президента Российской Федерации в случае нарушения им законодательства.
5. Международные и внешнеэкономические полномочия.
Утверждение международных договоров: Депутаты рассматривают и выносят на голосование международные договоры, требующие ратификации.
6. Формирование органов государственной власти.
Назначение и освобождение от должностей: Государственная Дума назначает некоторых членов государственных органов, таких как ведающие в сфере контроля и аудита.
7. Представительская функция.
Представление интересов граждан: Депутаты представляют интересы жителей своих избирательных округов, участвуя в законотворческой и контрольной деятельности.
Эти полномочия делают Государственную Думу важным институтом политической системы России, отвечающим за создание и контроль законов, а также представление интересов граждан.
Реализация функций Государственной Думы Российской Федерации — это процесс, в котором она осуществляет свои полномочия в соответствии с установленными законами и Конституцией. В данном контексте рассмотрим, как конкретно реализуются основные функции Думы.
1. Законодательные функции.
Процесс разработки законопроектов: Депутаты разрабатывают законопроекты, которые могут исходить как от самих депутатов, так и от различных органах власти. Законопроекты обсуждаются в комитетах, где проводятся экспертизы и подготовка заключений.
Обсуждение и голосование: Законопроекты вносятся на пленарные заседания, где они обсуждаются и впоследствии ставятся на голосование. Для принятия решения требуется простое большинство.
Работа с юристами и экспертами: В процессе разработки законопроектов депутаты работают с юристами и экспертами для обеспечения правовой корректности и целесообразности предложенных норм.
2. Контрольные функции.
Создание временных комитетов и комиссий: Для исследования конкретных вопросов или расследований Государственная Дума может создавать временные комиссии. Эти комиссии работают в течение определенного времени и представляют результаты своей работы на пленарных заседаниях.
Запросы информации: Депутаты могут направлять запросы в органы исполнительной власти для получения необходимой информации о состоянии дел в различных сферах (экономика, социальная сфера и пр.).
Обсуждение отчетов: Депутаты принимают участие в обсуждении отчетов о деятельности правительства и министров, что позволяет им оценивать эффективность работы исполнительной власти.
3. Бюджетные функции.
Анализ проект бюджета: Государственная Дума анализирует проект федерального бюджета, который представляется правительством, включая его распределение по различным ведомствам и программам.
Работа в бюджетных комитетах: Важную роль играют бюджетные комитеты Думы, отвечающие за детальное изучение бюджетных статей и статей о расходах и доходах.
Заключение
Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации — это нижняя палата парламента России. Она была создана в 1993 году и состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок пять лет. Депутаты выбираются по смешанной системе: половина из них избирается по партийным спискам, а другая половина — по одномандатным округам.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ)
2. Федеральный закон от 08.05.1994 № 4-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 28.06.2014 г. ) // СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74.
3. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 02.04.2014 г.) //СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.
4. Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 28.06.2014 г.) // СЗ РФ. 2012. N 50 (часть 4). Ст. 6952.
5. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ. (утверждён Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.98. № 2134 - II - ГД, с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801.
6. Авакьян С.А. Конституционализм и публичная власть: концепции и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2023. №11.
7. //Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в России в условиях глобализации. Материалы ХV Мужвузовской научнопрактической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (с международным участием). 2024. С. 109-113.
8. Авакьян С.А. Конституционно-правовой статус политических партий в России. М.: Норма, 2021. С. 145 - 146;
9. Авдеев Д.А. Баланс полномочий высших органов государственной власти: принцип разделения или распределения? // Государство и право. 2024. №4.
10. Акчурин А.Р. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: опыт и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. №8. с.45
11. Баранов П.П., Овчинников А.И. Конституционная легитимность государственной власти в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. №1. с.34
12. Васильева С.В. Конституционно-правовые гарантии оппозиционной деятельности // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. N 2. С. 6 - 10;
13. Заметина Т.В. Совет Федерации: модернизация или консервация (размышления) // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 3.с.45
14. и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан» // Собрание законодательства РФ, 01.06.2009, N 22, Ст. 2752
15. Колесников Е.В., Пажетных Д.В. Взаимодействие Государственной Думы и Совета Федерации в законодательном процессе // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 10. с. 45
16. Коновальчиков, Я.А. Принцип равенства политических партий в избирательном процессе [Текст] / Я.А. Коновальчиков // Российский юридический журнал, 2021, № 4;
17. Конюхова И.А. Двухпалатность как принцип организации национальных парламентов: опыт России и мировая практика/ И.А. Конюхова //Журнал российского права. – 2024. – №1. – С. 109 – 112.
18. Лукьянова Е.А., Порошин Е.Н. Классификация поправок в избирательное законодательство как маркер целей и задач власти // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 3. С. 29 - 37;
19. Минх Г.В. В работе с парламентариями необходима разумная жесткость и чувство юмора // https://dzen.ru/a/ZShfkEJTN2AH1VBf
20. Неверов А.Я. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти и механизме государства // В сборнике: «Теоретические аспекты и правоприменительная практика российского законодательства». Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Курск. 2019. - С. 201-206.
21. Нудненко Л.А. Проблемы правовой регламентации парламентского запроса// Конституционное и муниципальное право. 2020. №4. С. 50-54.
22. Разграничение предметов ведения и полномочий в системе публичной власти Москва, 2021. С. 164
23. Сайт Государственной Думы РФ URL: http://duma.gov.ru
24. Чепус А.В. Конституционно-правовая ответственность исполнительной власти в России и странах Европы // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 10. С. 209 - 216.
25. Эбзеев, Б. С. Введение в Конституцию России М.,2019. С. 488
26. Юн Л.В. Судебная защита прав граждан как конституционная гарантия: актуальные вопросы. //Экономика и право. Чебоксары, 2021. С. 138-154.
27. Юн Л.В., Бирюкова В.А. Актуальные проблемы судебной защиты прав и свобод человека и гражданина: теория и практика. // Право и наука в современном мире. Пермь, 2021. С. 104-107.