Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Административное право является важнейшей отраслью российского права, регулирующей отношения в сфере государственного управления, то есть деятельность органов исполнительной власти, их взаимодействие с гражданами и организациями. В условиях динамичного развития общества и государства, постоянно совершенствуются формы и методы управления, возникают новые задачи, требующие правового регулирования. В этой связи, изучение источников административного права, как основы правовой системы, становится особенно актуальным.
Актуальность изучения источников административного права является необходимой, поскольку позволяет глубже понять правовые основы функционирования государственного аппарата, обеспечить законность и эффективность государственного управления, а также гарантировать соблюдение прав и свобод граждан.
Объектом исследования являются источники административного права как совокупность нормативно-правовых актов, определяющих правовое регулирование в сфере государственного управления.
Предметом исследования являются понятие, особенности, система и характеристика источников административного права. В работе будут рассмотрены основные виды источников, их иерархическая структура, а также анализ тенденций развития источников административного права.
Целью курсовой работы является глубокое изучение и анализ источников административного права, выявление их роли в правовом регулировании отношений в сфере государственного управления.
Задачи исследования:
1. Определить понятие и особенности источников административного права, выделив их отличительные черты от источников других отраслей права.
2. Проанализировать систему источников административного права, выявив ее иерархическую структуру и основные виды источников.
3. Дать характеристику основных видов источников административного права, выявив их специфику, сферу применения и правовые последствия.
4. Выявить основные тенденции развития источников административного права в современных условиях, определить их влияние на совершенствование системы государственного управления.
В работе используются следующие методы исследования: анализ нормативно-правовых актов, сравнительный анализ, логический анализ, систематизация.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.1. Понятие источников административного права
Источники административного права – это совокупность нормативно-правовых актов и других документов, содержащих нормы, регулирующие отношения в сфере государственного управления. Они представляют собой основу правовой системы, определяя правовые основы деятельности органов исполнительной власти, их взаимодействие с гражданами и организациями, а также устанавливая рамки осуществления публичной власти .
Основные признаки источников административного права:
- Нормативность: Содержат нормы, обладающие общеобязательной силой.
- Формальная определенность: Оформлены в виде определенных документов с установленной структурой.
- Государственное происхождение: Создаются органами государственной власти или уполномоченными субъектами.
- Специфичность содержания: Регулируют специфические отношения в сфере государственного управления, отличающиеся от других отраслей права.
Источники административного права выполняют следующие функции:
- Правотворческая функция: создание норм административного права.
- Правоприменительная функция: реализация норм административного права в конкретных ситуациях.
- Гарантийная функция: обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, организаций и государства.
Источники административного права обладают рядом особенностей, обусловленных спецификой правового регулирования в сфере государственного управления:
1) Административное право регулирует отношения, связанные с властным воздействием на граждан и организации, осуществляемым органами исполнительной власти.
2) Система административного права имеет иерархическую структуру, основанную на принципе подчинения нижних актов высшим.
3) Принципы законности, справедливости и целесообразности: Эти принципы лежат в основе правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере государственного управления.
Источники административного права составляют неотъемлемую часть общей правовой системы и взаимосвязаны с другими отраслями права. Конституция РФ является высшим правовым актом, определяющим основы правовой системы и устанавливая принципы государственного управления. Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. Уголовное право устанавливает ответственность за правонарушения, совершенные в сфере государственного управления .
Взаимодействие с другими отраслями права:
- Координация: Источники административного права должны соответствовать нормам других отраслей права.
- Согласованность: Источники разных отраслей права должны гармонично взаимодействовать, чтобы обеспечить комплексное правовое регулирование .
- Взаимопроникновение: Нормы административного права могут содержать элементы других отраслей права.
Понятие источников административного права является ключевым для понимания правового регулирования в сфере государственного управления. Изучение особенностей источников, их роли в правовой системе и их взаимодействия с другими отраслями права, позволяет глубже понять механизмы реализации публичной власти и обеспечить эффективное функционирование государственного аппарата.
1.2. Особенности источников административного права
Административное право регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления государственного управления, то есть властного воздействия на граждан и организации со стороны органов исполнительной власти. Эта специфика правового регулирования обуславливает особенности источников административного права.
Основные черты специфики :
- Вертикальные отношения: В сфере государственного управления преобладают отношения между органами власти и гражданами/организациями, где органы власти обладают властными полномочиями.
- Реализация публичных интересов: Задача административного права - обеспечить реализацию государственных интересов, общественной безопасности, порядка и благосостояния.
- Принудительный характер: В случае нарушения норм административного права, государство может применять принудительные меры, включая административные санкции, для восстановления порядка.
Как это отражается на источниках административного права:
1) Акцент на полномочиях органов власти (источники административного права детально регулируют полномочия, структуру и порядок деятельности органов власти).
2) Определение прав и обязанностей граждан (источники устанавливают права и обязанности граждан в сфере государственного управления (например, получение государственных услуг, участие в общественной жизни, соблюдение установленных правил).
3) Регулирование административных правонарушений (законодательство устанавливает виды административных правонарушений, ответственность за их совершение, процедуру привлечения к ответственности).
Приведем примеры:
- Регулирование деятельности государственных органов: Законы, указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств определяют полномочия, структуру, порядок деятельности органов власти.
- Определение прав и обязанностей граждан: Нормы административного права устанавливают права и обязанности граждан в сфере государственного управления (например, получение государственных услуг, участие в общественной жизни, соблюдение установленных правил).
- Регулирование административных правонарушений: Законодательство устанавливает виды административных правонарушений, ответственность за их совершение, процедуру привлечения к ответственности.
Специфика правового регулирования в сфере публичного управления - это ключевой фактор, определяющий особенности источников административного права. Они должны не только устанавливать правила взаимодействия между государством и гражданами, но и обеспечивать реализацию государственных интересов, защищать права граждан и гарантировать порядок и безопасность в обществе.
Система административного права построена на основе принципа подчинения нижних актов высшим. Этот принцип отражает иерархию органов государственной власти и обеспечивает единую систему правового регулирования.
Иерархическая структура:
1. Конституция РФ: Верховный закон, определяющий основы правового регулирования, принципы государственного управления и права граждан.
2. Федеральные законы: Нормативно-правовые акты, имеющие высшую юридическую силу, регулирующие основные сферы общественных отношений, включая административное право.
3. Указы Президента РФ: Нормативные акты Президента, имеющие силу закона, регулирующие конкретные вопросы, относящиеся к сфере деятельности исполнительной власти.
4. Постановления Правительства РФ: Нормативно-правовые акты Правительства, реализующие федеральные законы и указы Президента.
5. Акты министерств и ведомств: Подзаконные акты, издаваемые министерствами и ведомствами, которые должны соответствовать законам, указам и постановлениям.
6. Локальные нормативные акты: Акты органов местного самоуправления, регулирующие вопросы местного значения.
Значение иерархической структуры заключается в обеспечение единства правового регулирования, помимо этого каждый уровень власти имеет свои полномочия и не может выходить за пределы своей компетенции и наконец нижние акты не могут противоречить высшим, что способствует соблюдению законности в сфере государственного управления .
Иерархическая структура источников административного права - это важнейший принцип, обеспечивающий согласованность и эффективность правового регулирования в сфере государственного управления. Она гарантирует, что все акты действуют в рамках единой системы, подчиняясь высшим нормативным актам, и не противоречат друг другу.
Принципы законности, справедливости и целесообразности в сфере административного права. Эти три принципа являются основополагающими для правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере государственного управления. Они обеспечивают законность, справедливость и эффективность действий государственных органов.
Принципы законности, справедливости и целесообразности являются неотъемлемой частью административного права. Их соблюдение обеспечивает правовое государство, защищает права граждан и повышает эффективность государственного управления.
1.3. Функции источников административного права
Административное право как отрасль права регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления государственного управления. Источники административного права - это формальные документы, в которых закрепляются правовые нормы, определяющие порядок организации и функционирования государственного аппарата, а также права и обязанности граждан в сфере взаимодействия с государством . Данный раздел посвящен анализу функций, которые выполняют источники административного права в процессе регулирования общественных отношений.
1. Нормотворческая функция:
Создание и закрепление правовых норм: Источники административного права являются основным инструментом для создания и закрепления правовых норм. Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также подзаконные акты министерств и ведомств устанавливают правила поведения для субъектов административного права.
Формирование системы правовых норм: Источники административного права формируют иерархическую структуру системы правовых норм, устанавливая подчинение нижних актов высшим. Это обеспечивает единство
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Административное право: учебник / под общ. ред. А. С. Телегина; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2020. – 340 с.
3. Административное право в схемах: учебник и практикум для вузов / А. И. Стахов [и др.]; под редакцией А. И. Стахова, П. И. Кононова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 501 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18925-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/555099 (дата обращения: 18.09. 2024).
4. Административное право. Краткий курс: учебное пособие / А. В. Мелехин, Т. А. Диканова, И. Б. Кардашова [и др.]; под ред. А. В. Мелехина. — Москва: Юстиция, 2023. — 490 с. — ISBN 978-5-406-10304-3. — Текст: электронный. — URL: https://book.ru/book/945171 (дата обращения: 19.09.2024).
5. Архипов, М. М. Административные отношения: определение, содержание, законодательные пробелы и пути их решения / М. М. Архипов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 162-168. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74583 (дата обращения: 19.09.2024).
6. Борисов, А. М., Административное право: учебник / А. М. Борисов. — Москва: Юстиция, 2022. — 436 с. — ISBN 978-5-4365-9773-7. — Текст: электронный. — URL: https://book.ru/book/944832 (дата обращения: 19.09.2024).
7. Конин, Н. М. Административное право: учебник для вузов / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 459 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15765-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536034 (дата обращения: 19.09.2024).
8. Мигачев, Ю. И. Административное право Российской Федерации: учебник для вузов / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; под редакцией Л. Л. Попова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 484 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18580-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536340 (дата обращения: 19.09.2024).
9. Осинцев, Д. В. Административное право: учебник для вузов / Д. В. Осинцев. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 617 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15603-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541738 (дата обращения: 19.09.2024).
10. Попова, Н. Ф. Административное право: учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 343 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16337-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536870 (дата обращения: 19.09.2024).
11. Россинский, Б. В. Административное право и административная ответственность: курс лекций / Б. В. Россинский. — Москва: Норма: ИНФРАМ, 2020. — 352 с. - ISBN 978-5-91768-842-8. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1067563 (дата обращения: 19.09.2024).
12. Смоленский, М. Б., Административное право: учебник / М. Б. Смоленский, Е. И. Марченко. — Москва: КноРус, 2024. — 320 с. — ISBN 978-5-406-13196-1. — Текст: электронный. — URL: https://book.ru/book/954398 (дата обращения: 19.09.2024).