Фрагмент для ознакомления
2
Заикание – одно из самых распространенных, сложных и длительно текущих нарушений речи у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев низкой эффективностью коррекции.
Степень разработанности проблемы исследования. Изучение заикания проводилось с клинико-физиологических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических позиций (И.Ю. Абелева, Л.3. Арутюнян, Л.И. Белякова, М.А. Виноградова, H.A. Власова, С.В. Дель, Р.И. Лалаева, С.А. Миронова, Н.И. Неткачев, Е.Ю. Pay, В.И. Селиверстов, И.А. Сикорский, Н.А Чевелёва, В.М. Шкловский, A.B. Ястребова и др.).
Согласно данным Н.А. Рычковой, в России первый научный подход к проблеме заикания был зафиксирован в 1838 году, когда врач Хр. Лагузен комплексно, с позиций медицины и психологии, разработал систему ухода за остро заикающимся ребенком [14, с. 7].
К концу ХХ столетия (1889 г.) русский профессор-психиатр И.А. Сикорский опубликовал исследовательский труд «О заикании», где он систематизировал опыт работы с заикающимися детьми, обозначил заикание как нервно-психическое заболевание, обосновал ряд теоретических положений и лечебные подходы. В этот же период появляется термин «логопедия» [5, с. 2].
На рубеже XX века, с развитием таких наук, как психология и психиатрия, приходит понимание, что заикание – нарушение не столько моторное, сколько умственно-аффекторное. Соответственно, для его коррекции необходимы специальные психотерапевтические приемы в сочетании с речевой работой.
Все это указывает на актуальность и необходимость выявлений путей и средств преодоления заикания у детей младшего школьного возраста с заиканием.
Цель исследования: рассмотреть особенности логопедической работы по преодолению заикания у детей младшего школьного возраста.
Oбъект исследования: заикающиеся младшие школьники.
Прeдмет исследования: особенности логопедической работы по преодолению заикания у детей младшего школьного возраста.
Исходя из цели данного исследования, можно выделить следующие задачи исследования:
1) выявить этимологию и патогенез заикания;
2) теоретичeски обосновать психолого-педагогические особенности заикающихся детей;
3) проанализировать полученные результаты исследования особенности нарушений речи у заикающихся младших школьников;
4) рассмотреть методы логопедической работы по преодолению заикания у детей младшего школьного возраста.
В эксперименте были использованы следующие методы:
- общенаучные – сбор, анализ, синтез психолого-педагогической, коррекционной литературы по проблеме исследования;
- частнонаучные – педагогический эксперимент (констатирующий этап), педагогическая диагностика, качественная и количественная оценка результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования: в основу лунной работу были положены исследования в области причинно-следственных особенностей развития заикания в детском возрасте (Л. И. Белякова, Н. И. Борисова, Т. Г. Визель, В. А. Куршев, Р. Е. Левина, М. А. Лохов и др.).
Практическая значимость исследования: заключается в том, что полученные результаты особенностей речи детей с заиканием могут быть использования логопедами при планировании работы по преодолению заикания.
База исследования:
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключение, списка литературы и приложения.
1. Теоретические подходы организации логопедической работы с младшими школьниками с заиканием
1.1. Заикание, причины, характеристика речевого расстройства
По статистике, заикание является одним из самых распространенных, сложных и длительных нарушений речи у детей. Такие исследователи, как Э.М. Кулиев, А.Б. Ястребова и др. отмечают дефицитарность процессов у детей с заиканием, ответственных за формирование нормального речевого поведения [9].
С самого начала специалисты в области патологии речи выделяли совершенно разные взгляды на причину заикания. Прежде, чем рассмотреть основные из них, обратимся к терминологическому анализу понятия заикания.
В учебном пособии Л.Н. Карповой встречаем следующее определение: «Заикание определяется как сложное психофизиологическое состояние, которое проявляется в расстройстве ритма и плавности речи в ситуациях значимого общения» [6, с. 45].
Более распространена дефиниция, характеризующая заикание как специфическую форму нарушения речи, связанная с пролонгацией (удлинением) или частым повторением слогов, звуков или слов [1, с. 65].
Начало проявления заикания может быть разным. Иногда заикание появляется быстро и внезапно, а в других случаях заикание возникает медленно и незаметно.
Этиология заикания до сих пор до конца не изучена. Многие исследователи И.Ю. Абелева, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Л.Я. Миссулович, В.И. Селиверстов, А.Б. Ястребова и др. выделили факторы, которые определяют возникновение заикания:
1) определенный возраст ребенка;
2) состояние центральной нервной системы ребенка;
3) индивидуальные особенности речевого развития;
4) наличие психической травматизации;
5) генетический фактор;
6) половой деморфизм [12], [15], [18].
Фактором заикания может служить функциональная асимметрия головного мозга. В.А. Куршева, М. Хвацева и др. доказали, что заикание происходит чаще при переобучении леворуких детей писать правой рукой [9]. Среди факторов, приводящих к заиканию, Е.Н. Садовникова называет несоответствующие возрасту требования и информационную перегрузку, билингвизм и раннее обучение детей иностранным языкам, расстройства общения в семье [9].
Заикание может возникать и при переходе к фразовой речи у детей с отсутствием общего дошкольного речевого развития [4].
Среди предрасполагающих причин появления заикания авторы, в первую очередь, отмечают наследственность. При наличие в семье хотя было одного родственника с признаками заикания, вероятность появления заикания у ребенка увеличивается на 60% [12].
Также к предрасполагающим факторам относят тяжесть течения беременности и родов, протекающие с осложнениями соматические болезни в раннем возрасте. Ещё одной причиной может являться слишком ранняя речь ребенка - ускоренная речь [2], [14].
Данные условия могут сплетаться, что ещё сильнее вызывает проявление предрасполагающих факторов.
Производящие причины уже непосредственно вызывают заикание, то есть как бы «производят его». Это причины «ближайшие», играющие роль непосредственного толчка, приводящего к появлению заикания, поэтому только они, как правило, и учитываются специалистами. Эти причины крайне разнообразны, однако большинство из них «укладывается» в описанные И. П. Павловым три основных механизма происхождения неврозов. Последние возникают при нарушении нормального взаимодействия между двумя основными нервными процессами — возбуждения и торможения [15].
Существует два типа детского заикания: невротическая и неврозоподобное. Первая является одним из проявлений системного невроза и возникает после острых или хронических психотравматических расстройств, а вторая является одной из форм уровня невротического реагирования, проявляющегося умеренно или слабо выраженной мозговой симптоматикой и (или) соматической патология [2].
К.П. Беккер и М. Совак выделяют также неврозоподобное истощение при прогрессирующих нервно-психических заболеваниях (шизофрении, эпилепсии). В таких случаях мы часто говорим о невротическом или невротоподобном расстройстве, связанном с этими заболеваниями. У взрослых это состояние называется симптоматическим, или вторичным, заиканием, где Н.М. Ассатиани связывает заиканием с речевой патологией (дислалия, афазия), черепно-мозговой травмой, эпилепсией, энцефалитом, реактивными состояниями и другими заболеваниями [12].
Оба типа заикания характеризуются отсутствием плавности и ритмичности речи, наличием пауз или повторений слов, слогов и звуков во время речи. Оно связано с тоническими, клоническими или тонико-клоническими (смешанными) судорогами в артикуляционной, голосовой и дыхательной мышцах. При этом тоническому спазму сопутствуют паузы или остановки, а клоническому спазму – повторы. В целом дети с заиканием не образуют единой группы по уровню речевого развития. Среди них есть дети с высоким и низким уровнем речевого развития [16], [18].
Заикание и другие речевые нарушения внесены во все существующие медицинские классификаторы болезней как в Европе (МКБ–11), так и в США (DSM–IY). При этом, как отмечает Лохов М. И. и соавторы, до сих пор нет ясности о причинах возникновения, физиологических механизмах и способах лечения и коррекции речевых расстройств (за исключением афазии) [11, с. 49].
Таким образом, заикание представляет собой сложное речевое расстройство, при котором нарушается лексико-грамматический строй, артикуляционная и дыхательная программа, весь комплекс просодических характеристик. Заикание часто сочетается с формированием языковых средств, а в ряде случаев его появление связано с появлением общего развития речи. У детей снижен контроль над смысловой стороной объяснения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнян, Л. З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян. – М.: Эребус, 1993. – 160 c.
2. Белякова, Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” / Л.И. Белякова, Е.А, Дьякова. – М. : В. Секачев, 1998. – 304 с.
3. Борисова, Е. А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников / Е. А. Борисова. // Логопед. – 2015. – №1. – С. 43-48.
4. Визель, Т. Г. Коррекция заикания у детей / Т. Г. Визель. – М.: АСТ [и др.], 2009. – 222 c.
5. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов / Г.А, Волкова. – СПб.: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.
6. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: учеб. пособие. – 2-е изд. – Москва : МПСИ : Флинта, 2003. – 199 с.
7. Крахалев, В.В. Заикание как расстройство эмоциональной сферы личности / В.В. Крахалев // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – №1. – С. 245-250.
8. Кочергина, В.С. Классификация заикания у детей на основе патогенетического принципа / В.С, Кочергина // IV Симпозиум детских психиатров социалистических стран : Тез. Докл. – М., 1976. – С. 239-242.
9. Куршев, В.А. Заикание / В.А. Куршев. – М.: Медицина, 1973. – 191 с.
10. Лазаренко, О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей / О. И. Лазаренко. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 c.
11. Лохов, М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании / М.И. Лохов // Рос. АН, Ин-т физиологии им. И. П. Павлова, Науч. совет РАН по физиол. наукам. - СПб. : Наука : С.-Петербург. изд. фирма, 1994. – 188 с.
12. Миссуловин, Л. Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы: Учебное пособие / Л. Я. Миссуловин. – СПб., 2002. – 320с.
13. Моторина, Т.Г. Особенности проявления заикания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Т.Г. Моторина // Глобус. – 2019. – №12 (45). – С. 32-34.
14. Рычкова, Н. А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические рекомендации / Н.А, Рыжкова. – М. : ГНОМиД, 2000. – 32 c.
15. Селиверстов, В. И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия / В. И. Селиверстов. - М.: ВЛАДОС, 2000. 208 с.
16. Фесенко, Ю.А., Лохов М.И. Заикание: история и обзор современного состояния проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Медицина. – 2015. – № 3. – С. 93-107.
17. Хватцев, М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – М. : ACT, 2012.
18. Ястребова, А.В. Особенности речевой коммуникации и учебной деятельности заикающихся детей младшего школьного возраста / А.В. Ястребова Логопедия: Заикание: Хрестоматия: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Академия, 2003. – 241 с.