Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На текущем этапе развития общества наблюдается постоянное движение в экономическом и социальном планах. Социальный запрос к образовательной системе заключается в необходимости формирования у обучающихся тех личностных качеств, которые способствуют их полноценной социальной адаптации и интеграции. Важное значение при этом имеют навыки общения.
Общение является ключевым элементом в развитии ребенка. Как отмечают многие психологи, потребность в совместной деятельности активно стимулирует общение у детей. В этом контексте особенно важно организовать совместные действия детей и развивать их коммуникативные навыки. Высокий уровень сформированных коммуникативных умений становится залогом успешной адаптации ребенка в различных социальных условиях, что подчеркивает практическое значение формирования этих умений с раннего возраста и их дальнейшее развитие в начальной школе.
Общение занимает ключевую позицию в психическом развитии детей с нарушениями зрения. Исследования, посвященные функциям и значению общения для данной группы учащихся, демонстрируют, что оно является критически важным для формирования компенсационных механизмов при слепоте и слабовидении на ранних этапах их развития.
Взаимодействие с окружающими людьми является неотъемлемой частью жизни каждого индивидуума. Главные функции общения включают в себя развитие личности, получение разнообразной информации и удовлетворение социальных потребностей. Недостаток элементарных навыков общения у младших школьников может вызвать множество трудностей в их социализации. К тому же, нарушение зрения в той или иной мере усугубляет возможности налаживания контактов с окружающими и встраивания в социальную среду.
Коммуникативные способности начинают формироваться еще в раннем детстве, поскольку дети находятся в окружении людей и испытывают потребность в социальных взаимодействиях. В этот период у них накапливается опыт общения как со сверстниками, так и со взрослыми. Когда ребенок поступает в образовательное учреждение, он переходит на новый уровень, отличающийся как качественно, так и количественно, что связано с развитием различных коммуникативных и языковых умений. К ним относятся общение с взрослыми и одноклассниками, использование определенных вербальных и невербальных форм коммуникации, а также умение адаптироваться к собеседнику.
Множество тифлопсихологов и тифлопедагогов подчеркивают наличие нарушений в области общения у детей с проблемами зрения (например, Л.С. Волкова, Г.В. Григорьева, М. Заорская, М.И. Земцова, И.Г. Корнилова, Л.И. Солнцева, Н.А. Яковлева и другие).
В связи с этим важно исследовать особенности формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Необходимо также разработать коррекционные методики, которые помогут создать у ребенка психологические установки, способствующие эффективному решению проблем, возникающих в процессе его взаимодействия с окружающим миром.
Таким образом, значимость данной темы обоснована потребностью в организации целенаправленного и системного подхода к развитию коммуникативных навыков у младших школьников, имеющих нарушения зрения.
Объект исследования - социально-коммуникативное развитие обучающихся младшего школьного возраста
Предмет исследования - уровни социально-коммуникативного развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения
Цель исследования - выявление особенностей уровней развития социально-коммуникативных умений младших школьников с нарушениями зрения
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, критерии и мотивы социально-коммуникативного развития детей;
2. Изучить особенности социально-коммуникативного развития детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1 Понятие, критерии и мотивы социально-коммуникативного развития детей
Общение является ключевым фактором, который способствует развитию ребенка на всех этапах его жизни [16].
Культурные аспекты общения играют важную роль в социализации личности, подразумевая, что ребенок должен следовать нормам и правилам взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Эти нормы должны основываться на уважении и доброжелательности, а также учитывать соответствующий уровень словарного запаса и формы коммуникации [19].
В психологической и педагогической литературе можно найти множество различных определений термина «общение». Рассмотрим некоторые из них.
В Большом психологическом словаре общение описывается как процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, который включает обмен информацией как познавательного, так и эмоционально-оценочного характера [6].
В психологическом словаре, редактированном А. В. Петровским и М. Г. Ярошевским, общение трактуется как многоаспектный и сложный процесс, который включает в себя установление и развитие контактов между людьми. Этот процесс возникает из необходимости совместной деятельности и включает обмен информацией, формирование общей стратегии взаимодействия, а также восприятие и понимание друг друга [22].
По определению М.И. Лисиной, общение предполагает участие двух или более людей с целью координации и объединения усилий для формирования отношений и достижения общих целей [15].
А.С. Золотнякова рассматривает общение как процесс, ориентированный как на социум, так и на личность, в котором возникают не только межличностные связи, но и установки, соответствующие социальным нормам. Она описывает его как коммуникативно-регулятивный процесс, в рамках которого передаются социальные ценности, одновременно регулируя их восприятие в контексте социальной системы [3].
Под общением понимается активность людей, вовлеченных во взаимодействие, в процессе которой они организуют свою совместную деятельность с помощью различных знаков, включая языковые [14].
В психологии наиболее распространено следующее определение: общение – это как процесс, так и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов с использованием различных знаковых систем [4].
В едином процессе общения Андреева Г.М. условно выделяет три стороны [1]:
− обмен информацией между участниками совместной деятельности может рассматриваться как коммуникативный аспект общения;
− взаимодействие между общающимися включает не только словесный обмен, но и действия и поступки, что описывается как интерактивный аспект общения;
− восприятие собеседниками друг друга можно охарактеризовать как перцептивный аспект общения. С учетом этих аспектов, психологи выделяют следующие функции общения [7]:
– коммуникативная: взаимодействие людей на индивидуальном, групповом и общественном уровнях с использованием речи, мимики, жестов, голоса, письма, печати, телевидения и интернета;
– информационная: совместно с коммуникативной аспект передачи информации от одного человека к другому в форме сообщений и выражений;
– когнитивная: интерпретация значений знаков для определения их смысла; понимание восприятия индивидуумом и его образа;
– эмотивная: ощущение человеком своих взаимосвязей с другими, эмоциональные отношения с окружающей действительностью;
– конативная: влияние на индивидов в различных аспектах жизни, стремление к определённым ценностям; регуляция поведения через совместные действия;
– креативная: ориентирована на преобразование людей в процессе общения; изменение и развитие личности.
Социально-коммуникативное развитие детей является одной из ключевых задач педагогической и психологической науки. Его значение возрастается в современных условиях, обусловленных особенностями социального окружения ребёнка, где часто наблюдается нехватка воспитанности, доброты и речевой культуры в межличностных отношениях. Противоречия современной социокультурной среды оказывают своё влияние на формирование личности ребёнка [10].
Темы социально-коммуникативного развития детей были исследованы множеством педагогов и психологов, среди которых можно отметить таких специалистов, как Божович Л.И., Дубровина И.В., Журавлева С.С., Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Лисина М.И., Мухина В.С., Репина О.А., Рузская А.Г., Смирнова Е.О. и других. Существует множество подходов к определению термина «социально-коммуникативное развитие», которые отражают различные взгляды на суть данного процесса.
Социально-коммуникативное развитие рассматривается как процесс, в ходе которого индивид осваивает и развивает социально-культурный опыт, необходимый для его дальнейшей интеграции в общественные отношения [13].
Социально-коммуникативное развитие представляет собой комплексный процесс, в ходе которого ребенок осваивает традиции, ценности и культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит расти. Это развитие включает формирование положительного отношения ребенка к самому себе, окружающим и миру в целом, а также развитие его коммуникативных и социальных навыков [2].
Цель социально-коммуникативного развития заключается в усвоении общественных норм и ценностей, включая моральные принципы; налаживание коммуникации и взаимодействия с взрослыми и сверстниками; укрепление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции; развитие социального и эмоционального интеллекта, способности к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости; готовности к совместной деятельности с другими детьми; формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, а также к группе детей и взрослых в организации; развитие положительных установок к различным видам деятельности и творчеству; освоение основ безопасного поведения в повседневной жизни, социуме и природе [13].
Как подчеркивает Л.С. Выготский, процесс социализации ребенка включает в себя явление, известное как «окультуривание», которое происходит через усвоение общественного опыта и культуры во взаимодействии с взрослыми, носителями социального опыта [5].
Ребенок перерабатывает социальный опыт, и этот опыт возвращается в общество в форме личных достижений. Знания, которые формируются у ребенка в процессе усвоения, превращаются в осознание. Из этих знаний далее развиваются умения и навыки. На основе реализованных умений и навыков формируется практический опыт, который служит основой для дальнейшего творческого развития детей [17].
Таким образом, социально-коммуникативное развитие является ключевым компонентом в формировании взаимодействия младших школьников со сверстниками и представляет собой необходимое условие их психического и общественного развития. Оно направлено на позитивную социализацию, интеграцию детей в социокультурные нормы и традиции семьи, общества и государства.
Для успешного социализационного развития детей начальной школы следует создать развивающую предметно-пространственную среду, которая будет характеризоваться доступностью, разнообразием и целесообразностью для формирования у ребенка механизма поведения: наблюдение — переживание — понимание — оценка — выбор установки.
Коммуникация осуществляется через различные средства, такие как жесты, вербальная речь, мимические выражения и проявление эмоций — все это является инструментами общения. Можно также рассматривать коммуникацию как особенности взаимодействия между двумя или более людьми, которые направлены на решение определенных вопросов. Коммуникативные навыки подразумевают способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими, точно понимая и передавая информацию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980 – 416 с.
2. Бахтеева Э.И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно- методический электронный журнал «Концепт». 2015 Т.11. С. 16–20.
3. Бегларян А.А. Специфические особенности развития навыков общения у детей с нарушениями зрения в процессе межличностного взаимодействия [Электронный ресурс] / А.А. Бегларян // VII Международная студенческая научная конференция. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015011040 (дата обращения: 29.09.2024)
4. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды / А.А. Бодалев. – М.: Институт практической психологии, 1996 – 256 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Астрель, 2013
6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. –М.: АСТ, 2003 – 811 с.
7. Быкова Е.Б. Формирование коммуникативной деятельности младших школьников с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие / Е.Б.Быкова. – СПб.: ЛЕМА, 2018 – 104 с.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь/ Л.С. Выготский. М.: Лабиринт – 1999 – С.352-35.
9. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М. : Университет, 2000 336 с.
10. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004 272 с.
11. Гришанова И.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников/ И.А. Гришанова. – М.: Просвещение – 2005 – С.54-57.
12. Исламшин Р. А. Теория и практика формирования коммуникативной культуры в школе. М. : Педагогика. 2008 № 6 С. 18-24.
13. Каракозов С.Д. Развитие содержания обучения в области информационно-образовательных систем: подготовка учителя информатики в контексте информатизации образования / Под ред. Н.И. Рыжовой. Барнаул, 2005 300 с.
14. Леонтьев А.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005 – 368 с.
15. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Институт практической психологи, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – 384с.
16. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009 – 318 с.
17. Модульно рейтинговая система в профильном обучении: методические рекомендации / Под ред. М.В. Рыжакова. М.: СпортАкадемПресс, 2005 362 с.
18. Мясищев . Н Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1995
19. Никулина Г. В., Замашнюк Е. В., Никитина А. В., Никулина И. Н., Потемкина А.В. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования: методические рекомендации. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018 – 600 с.
20. Рябцева С.Л. Диалог за партой/ С.Л. Рябцев. – М.: Педагогика –1989.– 96 с.
21. Сытенко Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности/ Т.В. Сытенко //Школьные технологии. – 2006 – №7.– С.32.
22. Чернова Г. Р. Психология общения: Учебное пособие / Г. Р. Чернова, Т.В. Слотина – СПб.: Питер, 2012 – 240 с.