Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы обусловлена потребностями современного общества. Важной задачей современного общества является создание условий, которые обеспечивают выявление и развитие детской одаренности, реализацию потенциала каждого ребенка. Современная школа должна ориентироваться на разностороннее развитие личности ребенка. Следовательно, необходимо сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые умения, знания и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся.
Одной из задач современной образовательной системы является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей. Ярким примером может служить Федеральный проект «Успех каждого ребенка». Его основная идея – функционирование региональных центров по выявлению и поддержке детей, которые проявляют выдающиеся способности, участвуют в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях. Требования к работе с одаренными детьми представлены в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте. На основе этих требований можно сделать вывод о том, что педагог должен проводить работу с одаренными детьми, организуя творческие, интеллектуальные соревнования научно-технической и проектно-исследовательской направленности.
Не случайно во многих странах мира, в том числе в России, наблюдается тенденция создания условий для развития одаренных личностей и предоставления им возможностей для реализации своих идей. Так, в 2010 году в России был основан Инновационный центр «Сколково», призванный обеспечить разработку новых технологий: биомедицинских, энергоэффективных, информационных и компьютерных, промышленных и др. В 2014 году был создан Образовательный центр «Сириус», в котором талантливые дети подросткового возраста получили возможность развивать свои способности у лучших педагогов и тренеров нашей страны. Сегодня в Образовательном центре «Сириус» представлены все уровни образования. С 2020 года функционируют детский сад, лицей, университет, в которых выявляют, развивают, поддерживают и дают возможность применить выдающиеся способности одаренным детям из всех регионов России.
Объект исследования – одарённые дети
Предмет исследования – работа с одарёнными детьми в условиях ДШИ.
Цель исследования: разработка материалов, направленных на творческое развитие одарённых детей в условиях ДШИ.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие «Творческая одарённость»
Охарактеризовать особенности формирования актёрского мастерства одарённых детей в условиях ДШИ
Провести диагностику творческого развития одарённых детей
Разработать рекомендации для творческого развития одарённых детей при освоении актёрских дисциплин в условиях ДШИ.
Методы исследования:
∙ теоретические (анализ литературы по проблеме исследования, обобщение опыта выдающихся педагогов и теоретиков театрального искусства в области выбранной темы);
∙ эмпирические (наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ результатов анкетирования и др.);
∙ статистической обработки данных (количественной и качественной обработки результатов исследования).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования работы с одарёнными детьми в школах искусств
Понятие творческой одарённости
Психология одарённости в настоящее время представлена множеством научных теорий, концепций и моделей. Перечислим наиболее известные и часто используемые в образовательной практике: триадная модель Дж. Рензулли, инвестиционная теория Р. Стернберга, многофакторная модель К. Хеллера, концепция Б.М. Теплова – С.Л. Рубинштейна, динамическая теория Ю.Д. Бабаевой; структурно-динамическая модель Е.И. Щеблановой, концепция творческой одарённости А. М. Матюшкина, модель интеллектуальной одарённости М.А. Холодной, экопсихологический подход к определению одарённости В.И. Панова, актиотопная модель А. Зиглера и др. [22]
Актуализация проблемы творческой одарённости, обусловленная многочисленными вызовами, стоящими перед современным обществом, инициировала необходимость выработки общих подходов к трактовке творческой одарённости. В нашей стране группой ученых по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках подпрограммы «Одарённые дети» Федеральной целевой программы «Дети России» 2003-2006 гг. [24] была разработана рабочая концепция одарённости (далее – Концепция) под редакцией Д.Б. Богоявленской и др. Одарённость в Концепции рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [13].
Одарённый ребенок определяется как ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Уровень одарённости, ее качественное своеобразие являются результатом сложного взаимодействия наследственности, социокультурной среды, собственной активности и деятельности ребенка, психологических механизмов развития личности.
В концепции также отмечается, что судить об одарённости ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности: высокому уровню выполнения деятельности (инструментальный аспект); высокой мотивации к деятельности (мотивационный аспект).
Классификация одарённости осуществляется по нескольким признакам: видам деятельности и обеспечивающим ее сферам психики, степени сформированности, форме проявления, широте проявлений в различных видах деятельности, особенностям возрастного развития. Для нашей работы наибольший интерес представляют концепции одарённости А. Зиглера, Ю.Д. Бабаевой и В.И. Панова, которые являются теоретической основой для творческой деятельности одарённых школьников [9].
В 1956 году были опубликованы первые результаты исследования в области одарённости, позволяющие сменить точку зрения ученых на условия развития творческой одарённости. Их автором был Б. Блум. Он провел интервьюирование 120 наиболее успешных людей в различных областях, которое показало, что все они в юности имели индивидуального наставника. Автор утверждал, что такое наставничество должно стать «золотым стандартом» педагогики.
Идея индивидуального наставничества была положена в основу предложенной им модели развития талантов, включающей три основных стадии:
1) влюбиться в тему, идею, дисциплину;
2) приобрести навыки, знания и ценности в этой области;
3) научиться применять свою страсть и техническое мастерство для создания уникального стиля в изучении оригинальных проблем [6].
Идеи Блума были развиты в «Актиотопной модели одарённости» Альберта Зиглера – генерального секретаря Международной исследовательской ассоциации по развитию талантов и совершенствованию (IRATDE). Именно эта модель сегодня составляет основу всех программ наставничества при сопровождении творчески одарённых детей, которые реализуются в Европе. Данная модель в значительной степени меняет представления о сущности и содержании программ наставничества творчески одарённых детей. Название модели призвано подчеркнуть аналогию с «биотопной моделью» (Геккель, 1866) – обусловленность развития живых организмов изменением среды обитания.
А. Зиглер рассматривает одарённость как динамическую открытую систему активности субъекта в окружающей среде. Главным компонентом данной модели являются действия (Actions), так как именно качество действий в области таланта (Talant Domain) является наиболее распространенным показателем талантливости, одарённости, совершенства субъекта. Качество действий определяется, с одной стороны, особенностями субъекта действия (Person), а с другой — окружающей средой (Environment). В качестве значимых персональных характеристик выступают:
- внутриличностные детерминанты,
- репертуар действий,
- субъективное пространство действий,
- цели действий.
Значимыми компонентами окружающей среды признаются:
- общественные установки (Settings),
- доступные ресурсы (Objects),
- социальные партнеры (Social), среди которых выделяются отдельные личности (Persons), имеющие особое значение для развития личности.
А. Зиглером было доказано, что дары и таланты, которые традиционно понимались как атрибут самой личности, на самом деле имеют целое множество «матерей» и «отцов» – людей, внесших вклад в их развитие.
Для выявления творчески одарённых детей и их обучения ресурсная ориентация приводит к постановке двух вопросов [26]:
1. Обладает ли индивид личностными ресурсами, достаточными для того, чтобы воспользоваться возможностями обучения, присутствующими в его актиотопе? Эти личные ресурсы называются обучающим капиталом.
2. Обеспечивает ли экологическая составляющая актиотопа достаточные ресурсы для содействия успешному индивидуальному процессу обучения?
Эти экологические ресурсы называются образовательным капиталом. Таким образом, выделяется категория капитала (или ресурса). Она задает направление в обучении – приращение имеющегося у индивида капитала: образовательного (Educational Capital), т.е. капитала внешних возможностей для дальнейшего совершенствования, и учебного, т.е. внутренних способностей к саморазвитию (Learning capital).
В Концепции В.И. Панова [18] акцентируется внимание на роль среды в развитии творчески одарённой личности. Учитывая в качестве базовой характеристики творческую активность человека, автор рассматривает одарённость как:
1) системное свойство психики, возникающее в результате познавательного и/или иного деятельностного взаимодействия между индивидом и образовательной средой;
2) развивающееся (становящееся) свойство психики, для проявления и развития которого необходимым условием является наличие не только природных задатков, но и соответствующей (вариативной и развивающей) образовательной среды, включая соответствующие виды деятельности (экопсихологический аспект одарённости);
Фрагмент для ознакомления
3
Алексеенкова, П. А. Значение сценической пластики и сценического движения в формировании гармонично развитой личности детей подросткового возраста / П. А. Алексеенкова, О. И. Киселева // Актуальные проблемы и современные тренды науки, культуры, искусства в творческом образовании. - Москва, 2021. - С. 263-267.
Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2007.
Бабаева Ю. Д. Психология одаренности детей и подростков : учеб. пособие / Ю. Д. Бабаева, Т. М. Марютина, Н. С. Лейтес. – 2-е, перераб., доп. . – Москва : Academia, 2000. – 332 c. – ISBN 5-7695-0063-8
Баграмянц М. Л. Психология одаренности: теория, эксперимент, практика : учебное пособие / М. Л. Баграмянц ; Московский государственный технический университет «МАМИ». - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Моск. гос. техн. ун-т <МАМИ>, 2008. – 148 с. – ISBN 978-5-94099-059-8
Байгужинова Г. Т. Модель личности одарённого ученика в действии / Г.Т. Байгужинова // Одаренный ребенок. – 2017. – № 356. – С. 41–60.
Барканова О.В. Методики диагностики одаренности и креативности : психологический практикум / О.В. Барканова // Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – 196 с.
Берман С.С. Институциональные основы управления системой работы с одаренными детьми на муниципальном уровне / С.С. Берман // Вестник Казанского технологического университета. – 2018. – № 16. – С. 237–241.
Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю,Д, Бабаева. – 2-е, перераб., расшир. . – Москва, 2003. – 95 c. – ISBN 5-88521-095-5
Бондаренко Ю. В. Современные технологии в работе с одаренными детьми / Ю.В. Бондаренко // Одаренный ребенок. – 2018. – № 1. –С. 14–20.
Буров А.Ю. Квалиметрия одаренности: проблемы и реальность / А.Ю. Буров // Одаренный ребенок. – 2016. – № 2. – 39–46 с.
Валиуллина Л. С. Социально-психологические проблемы одаренных детей / Л.С. Валиуллина // Одаренный ребенок. – 2019. – № 6. – С. 98– 104.
Выготский Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Владос, 2019. - 464 с.
Голубовский Б. Г. Пластика в искусстве актера. – Москва: издательство: М.: Искусство, 1986. – 189 с.
Греник Т.Н. Организация работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования / Т.Н. Греник // Методист. – 2017. – № 3. – 53–55 с.
Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 года / Конвенция ООН о правах ребенка - извлечения. // Семейный Кодекс РФ с краткими комментариями. М., 1996. (с учетом поправок, внесенных законами РФ от 30.12.2008 № 6 , от 30.12.2008 № 7)
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённая Президентом РФ 03. 04. 2012 г. // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2012. – № 7. 27-30 с.
Ларионова Л. И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности / Л. И. Ларионова ; Российская акад. наук, Ин-т психологии. – Москва : Ин-т психологии РАН, 2011. – 316 с. : ил. - ISBN 978-5-9270-0212-2
Маликова И.Н. Зарубежный опыт выявления и дальнейшего сопровождения одарённых детей и молодежи / И.Н. Маликова. – Воронеж: Научно-исследовательские публикации, 2017. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-vyyavleniya-i-dalneyshegosoprovozhdeniya-odaryonnyh-detey-i-molodezhi/viewer
Мешкова Н.В. Зарубежные исследования одаренности: социально-психологический аспект / Н.В. Мешкова // Современная зарубежная психология. – 2015. – Том 4. – № 1. – URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/911/911032eb3ba4e2f28186ac05b15d0a4d.pdf
Низова С. В. Одарённый ребёнок в дополнительном образовании – путь от элементарного к элитарному / В.С. Низова // Одарённый ребёнок. –2020. – № 2. – 77–83 с.
Педагогика культуротворческого досуга: учеб. пособие / [Н. Г. Панова, С. Ш. Умеркаева, М. Г. Кайтанджян, Г. И. Грибкова, Э. И. Медведь, О. И. Киселева, Н. А. Опарина, В. И. Портников, Г. В. Ганьшина, И. Д. Левина, Т. И. Бакланова]; под общ. ред. Э. И. Медведь. - Москва: УЦ Перспектива, 2016. - 259 с.
Профессиональная подготовка кадров к художественно творческой деятельности в сфере досуга: коллективная монография / [Г. В. Ганьшина, Г. И. Грибкова, Е. И. Григорьева, Е. В. Дольгирева, О. В. Ершова, 70 М. Г. Кайтанджян, В. Ю. Киселев, О. И. Киселева, О. Л. Косибород, Э. И. Медведь, Н. А. Опарина, Н. Г. Панова, В. И. Портников, В. П. Сергеева, И. В. Смирнова, А. С. Фролов]. – Москва, 2020.
Пышняк И.В. Педагогическая мастерская «Эффективные стратегии работы с одаренными детьми» : конструирование пед. сопровождения высокомотивированных уч-ся / И.В. Пышняк // Народная асвета. – 2018. – №2. – 29-31 с.
Савенков А. И. Психология одаренности и творчества / А. И. Савенков, Л. И. Ларионова // Нестор-История. – 2017. – № 3 – С. 288 - 294.
Театр, где играют дети : учеб.-метод. пособие для рук. дет. театр. коллективов / под ред. А. Б. Никитиной. – Москва: ВЛАДОС, 2001. – 288 с. 42. Чехов М. А. О технике актера: [сборник] – Москва: Издательство АСТ, 2020. – 288 с.
Театр, где играют дети : учеб.-метод. пособие для рук. дет. театр. коллективов / под ред. А. Б. Никитиной. – Москва: ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
Торохтий В. С. Сопровождение развития одаренных детей в контексте социально-педагогического подхода / В.С. Торохтий // Одаренный ребенок. – 2019. – № 5. – 16–27 с.
Ушаков Д.В. Система работы с одаренной молодежью в России и за рубежом / Д.В. Ушаков // Сибирский психологический журнал. – 2014. – № 54 – С. 5-17.
Фадеева С. Д. Роль исследовательской деятельности во внеурочное время в развитии творчески-одаренных детей / С.Д. Фадеева // Одаренный ребенок. – 2018. – № 6. – 30–35 с.
Чекулаенко В.Л. Общая социальная педагогика. Основы теории : учеб. пособие / В.Л. Чекулаенко. – Москва : Инфра-М., 2017. – 160 c. – ISBN 978-5-16-012665-4.