Фрагмент для ознакомления
2
За последние годы количество детей с различными речевыми нарушениями значительно увеличилось. Если своевременно не принять необходимые меры и не уделить должного внимания по устранению речевых нарушений, то они превратятся в стойкий дефект и могут сказаться на обучении в школе, на выборе профессии в будущем. Этим обусловлена актуальность коррекционно- образовательной работы. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организовывается преемственность в работе специалиста и родителей.
Образовательное учреждение - это первый социальный институт, с которым сталкиваются родители. И.А. Маркарян обозначает, что именно с детского сада начинается педагогическое просвещение родителей, которое важно для формирования активной родительской позиции, и в конечном итоге, способствует созданию благоприятных условий для личностного развития ребенка. В этом контексте необходимо создавать образовательное пространство с активным включением и привлечением семьи [1].
Семья и образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на приобретение социального опыта, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих институтов, обладает своими специфическими возможностями в формировании картины мира и становлении характера будущего взрослого человека. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) - это наиболее часто встречаемая группа обучающихся с ОВЗ, своевременная и адекватная помощь которым в большинстве случаев позволяет достичь уровня развития нормотипичных сверстников и тем самым обеспечить возможность в дальнейшем достаточно успешно получать образование в начальной школе.
Нарушения речи представляют собой различные расстройства, которые возникают в центральном или периферическом речедвигательном аппарате. В школе у детей- первоклассников это проявляется в невозможности произносить некоторые звуки, окончания слов, предложений; неспособности составить связный рассказ или пересказать текст; недостаточной внятности речи. Специалист в этот период играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей, так как он разрабатывает и организовывает коррекционную работу.
Важным механизмом осуществления коррекционно-развивающей работы с такими детьми является комплексный подход, который ориентирует на взаимодействие всех субъектов коррекционно-образовательной деятельности: специалистов сопровождения, педагогов, родителей (законных представителей).
Преодоление речевого недоразвития и коммуникативных трудностей, обусловленных им, должно осуществляться систематически, как непосредственно в условиях дошкольной образовательной организации, так и за ее пределами. Поэтому важная роль в коррекции общего недоразвития речи отводится взаимодействию специалиста и родителей. К сожалению, родители зачастую отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей. А.М. Кирик отмечает, что большинство семей имеют низкий или средний уровень мотивации и готовности к сотрудничеству с дошкольными учреждениями. Это обусловливает необходимость проведения специальных мероприятий, направленных на повышение логопедической компетентности родителей, и создания условий для активного включения родителей в коррекционный процесс.
На сегодняшний день остаётся актуальным вопрос оказания помощи семьям, которые воспитывают ребёнка с проблемами в развитии. Не всегда вовремя поставленный диагноз, определение проблемы, осознание её родителями, — всё это приводит к отрицательному опыту взаимодействия детей с ОВЗ с их сверстниками и как следствие неуверенность, ошибки, замкнутость, а иногда и обиды.
Появление значительного количества детей с ограниченными возможностями здоровья вызывает необходимость выработки всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса, новых способов межличностного взаимодействия.
Для наиболее эффективной помощи важен комплексный подход, согласованная работа разных специалистов: воспитателей, дефектолога, педагога-психолога, специалиста. Мы хотим подчеркнуть, важную роль воспитателя, именно к нему в первую очередь обращается родитель с претензиями, просьбами, опасениями. И здесь воспитателю достаточно трудно выстраивать взаимодействие так, чтобы с одной стороны, сохранить доверительные отношения с родителями, а с другой, дать реальную информацию о ребенке с учетом его психофизиологического статуса. Данное взаимодействие осуществляется через организацию совместной деятельности, с помощью общения. Поэтому важно стремиться к тому, чтобы формировались доверительные отношения и сотрудничество с родителями. Здесь педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время педагогам с каждым годом наиболее сложнее найти контакт с родителями (законными представителя) обучающихся с речевыми нарушениями. Изучением проблематики взаимодействия специалиста и родителей занимались такие учёные, как Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, О. Г. Приходько, К. А. Семенова и другие авторы [3]. Однако данный вопрос о взаимодействии специалиста и родителей по-прежнему чрезвычайно востребован и требует дальнейшего изучения.
Степень разработанности проблемы. Проблемой организации взаимодействия педагогов и семьи занимались такие педагоги и психологи: Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей, предлагают интерактивные формы работы педагогов с семьями.
Объект исследования: процесс взаимодействия специалистов образовательных организаций с родителями детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.
Предмет исследования: эффективное взаимодействие специалистов образовательных организаций с родителями детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности взаимодействия специалистов образовательных организаций с родителями детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.
Задачи:
определить взаимодействия специалистов образовательных организаций с родителями детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.
исследовать формы и методы взаимодействия специалистов и родителей.
проанализировать процесс взаимодействия специалистов и родителей в МБДОУ.
дать характеристику комплексу мероприятий по взаимодействию с родителями детей в дошкольной образовательной организации .
Гипотеза исследования: Предполагаем, что организация взаимодействия специалистов образовательных организаций с родителями детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования положительно повлияет на их языковое развитие при условии:
- привлечения ближайшего окружения детей для взаимодействия с образовательным учреждением по вопросам развития речи детей с ОНР.
- оказания консультативной помощи родителями детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования в получении профессиональных рекомендаций и советов.
Методы исследования: анализ литературы, обобщение, наблюдение, диагностические методики изучения процесса взаимодействия специалистов и родителей в ОУ.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для подготовки психолого-педагогических кадров в образовательных вузах, систем переподготовки и повышения квалификации педагогов, практической деятельности логопедов, а также при организации оперативной консультативной работы с ближайшим окружением детей с тяжелыми нарушениями речи.
Глава 1. Теоретические основы процесса взаимодействия специалистов образовательных организаций с родителями детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования
1.1. Взаимодействие специалистов и родителей в образовательных организациях: значение, цели, задачи
Роль семьи в обществе несравнима ни с одним другим социальным институтом, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка-дошкольника, происходит овладение им социальных ролей. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. В семье закладываются основы нравственности личности, формируются нормы поведения, раскрываются индивидуальные качества, способности личности человека.
Семья - это группа людей, связанных либо кровным родством (признанным рождением), либо родством (браком или другими отношениями)[23].
Фрагмент для ознакомления
3
Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина // М.: ТЦ Сфера, 2023. - 128с.
Алексенко, С. Г. Индивидуальное консультирование родителей как одно из направлений деятельности специалиста ДОУ. - Текст : непосредственный // Работа специалиста с семьями: традиционные и инновационные подходы : сборник статей. - СПб. : Детство-Пресс, 2022. - С. 58.
Бабина, Е.С. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе // Логопед. - 2022. - №5. - С. 57-61;
Байрамгулова, Т.Н. Формы взаимодействия воспитателя с семьей в ДОУ //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.-2022.-№25.-С.8.
Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие специалиста и семьи ребенка с недостатками речи. М.: Сфера, 2019. 64 с.
Бачина, О. В., Самородова, Л. Н. Взаимодействие специалиста и семьи ребенка с недостатками речи. - М. : ТЦ Сфера, 2019. - 67 с. - Текст : непосредственный.
Березина Т.А. Подготовка педагога дошкольного образования к взаимодействию с родителями воспитанников // Проблемы современного педагогического образования, 2020. № 60-3. С. 50-54.
Большакова Ю. А., Савченко Л. В. О взаимодействии педагогов и родителей в условиях реализации ФГОС ОО: методическое пособие. Орел: Институт развития образования, 2020. 101 с.
Боровик, М. И. Взаимодействие специалиста и родителей в процессе коррекционнологопедической работы с ребенком / М. И. Боровик, Н. О. Карасева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (122). — С. 431-433. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33732/ (дата обращения: 25.08.2024).
Вафина, Е. Н., Гавриленко, Т. В. Наглядно-информационные стенды в работе специалиста с родителями. - Текст : непосредственный // Работа специалиста с семьями: традиционные и инновационные подходы : сборник статей. - СПб. : Детство-Пресс, 2022. - 102 с.
Гришина, О. С. Деятельность специалиста по оптимизации семейного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / О. С. Гришина, Я. И. Ляличкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-4. - С. 125-128.
Гулевич. И. И. Методические рекомендации по организации родительского просвещения (для общеобразовательных организаций). Мурманск: Институт развития образования, 2020. 28 с.
Додокина, Н.В. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Подготовительная группа (от 6 до 8 лет). Родительские собрания, консультации, памятки для родителей, семейные праздники. ФГОС ДО / Н.В. Додокина. - М.: Учитель, 2018. - 725 c.
Донгаузер Е.В. Педагогическое взаимодействие // Высшее профессиональное и дополнительное образование: сборник программ. Екатеринбург: ЮНИКА, 2018. С. 173-181.
Донгаузер Е.В., Галагузова Ю.Н. Этика деловых отношений // Высшее профессиональное и дополнительное образование: сборник программ. Екатеринбург: ЮНИКА, 2018. С. 182-189.
Дронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М. : Сфера, 2022. - 193 с. - Текст : непосредственный.
Дронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое образовательное пространство детского развития : методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. - М. : Линка-Пресс, 2023. - 213 с.
Дронь, А. В., Данилюк, О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2022. - 129 с. - Текст : непосредственный.
Евдокимова, Н. В., Додокина, Н. В., Кудрявцева, Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями : пособие для педагогов и родителей. - М. : Мозаика-Синтез, 2023. - 217 с.
Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. Н. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : Литер, 2024. - 305 с.
Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2019. - 174 с. - Текст : непосредственный.
Зенина, Т. Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Игровые семинары по экологической культуре / Т.Н. Зенина. - М.: Центр педагогического образования, 2023. - 160 c.
Иванова Н.В., Савина Я.А. Особенности звукопроизношения при общем недоразвитии речи // Символ науки. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zvukoproiznosheniya-pri-obschem- nedorazvitii-rechi (дата обращения: 06.08.2024).
Йощенко, В.О. Сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ - М.: АРКТИ, 2019.- 247 с.
Карнаухова, М. В. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей / М. В. Карнаухова // Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития. - 2022. - № 2. - С. 68-74.
Катович Н. К. Взаимодействие семьи и школы: актуальные стратегии и формы // Национальный образовательный портал. 2021. № 10. С. 208-2012.
Кирик А.М. Консультативно-просветительская работа с родителями детей, имеющих недостатки речевого развития, в условиях дошкольного образовательного учреждения / А.М. Кирик // Молодой ученый. - 2019. - № 4 (15). - С. 335-337.
Кокоева, А. Т Формирование педагогической культуры родителей / А. Т. Кокоева. - Владикавказ, 2019. - 122 с.
Мезинова Г. М. Взаимодействие специалиста и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе // Молодой ученый. 2020. № 19. С. 481-483.
Нищева Н.В. Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н.В. Нищева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2014. - №2. - С. 149-152.
Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада / Н.В. Нищева // СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2024. - 120 с.
Новикова И. Н. Анализ уровня сформированности диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2019. С. 390-393.
Обухова Н. В. Семейное воспитание детей с нарушением речи: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2019. 128 с.
Обухова Н.В. Роль родителей в реализации логопедического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением речи / Н.В. Обухова, А.В. Стянина // Специальное образование. - 2023. - № 2(70). - С. 106-116.
Обухова, Н. В. Семейное воспитание детей с нарушением речи: учебно-методическое пособие / Н. В. Обухова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2019. - 128 с.
Подобед С. С. Помогаем детям с тяжелыми нарушениями речи // Воспитание дошкольника. 2005. № 1. С 71-73.
Поташова И.И., Худенко Е.Д., Кальянов И.В., Луданова Ю.Н., Любимова М.Н. Современные технологии оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида: метод. пособие. - М., 2019.
Работа специалиста с семьями: традиционные и инновационные подходы / под ред. Л. С. Вакуленко. - СПб. : Детство-Пресс, 2022. - 176 с.
Румянцева, Т. А. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ / Т. А. Румянцева, А. Ю. Деньгина, Н. В. Рядинская. // Вопросы дошкольной педагогики. - 2023. - № 1 (11). - С. 25-27.
Рыжова, Н. В. Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями [Электронный ресурс] // Ярославский гос. пед. ун-т имени К.Д. Ушинского. 2019 URL: http://cito-eb.yspu.org/link1/metod/met86/met86.pdf (дата обращения: 22.08.2024).
Саввиди, М.И. Особенности взаимодействия специалиста и родителей в процессе коррекционной работы // Science Time. - 2024. - С. 314- 317.
Самойлюк Л. А., Логунова К. Г., Соломенникова А. А. Включенность родителей в процесс логопедической работы как одно из условий ее эффективности (на примере реабилитационного центра) // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 22. С. 229-242.
Сидорова, А. А. Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО / А. А. Сидорова // Управление ДОУ. - 2022. - № 2. - С. 64-84.
Шулепова, Т И. Управление взаимодействием с родителями через реализацию образовательных проектов / Т. И. Шулепова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2022. - № 3. - С. 97-105.