Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы "Особенности зрительно-пространственных функций у дошкольников с речевой патологией" обосновывается возрастающим числом детей, испытывающих трудности в речевом развитии. Речевая патология нередко сопровождается нарушениями восприятия, что может затруднить обучение и социализацию детей.
Зрительно-пространственные функции, включая восприятие цвета, формы, объема и пространственных отношений, играют ключевую роль в формировании базовых навыков, необходимых для успешной коммуникации и взаимодействия с окружающим миром. Исследования показывают, что недостаточное развитие этих функций может препятствовать не только освоению языковых навыков, но и общему развитию когнитивных процессов. Важным аспектом является то, что развитие зрительно-пространственных функций может стать основой для коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Понимание специфики этих функций позволит педагогам и психологам разработать индивидуализированные методы обучения и терапии, способствующие улучшению речевого развития. Таким образом, исследование зрительно-пространственных функций у дошкольников с речевой патологией представляет собой актуальную задачу, имеющую значимое влияние на их общую профилактику и развитие.
Объект исследования – процесс развития зрительно-пространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – игровые упражнения как средство развития зрительно-пространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что:
У детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи замедлено и недостаточно развито формирование зрительно-пространственных представлений;
Учитывая значимость зрительно-пространственных представлений как одного из показателей готовности ребенка к школе, необходимо провести более детальную диагностику условий, способствующих появлению оптических отклонений в письменной речи у таких детей;
Применение специальных игровых заданий, направленных на развитие зрительно-пространственных навыков, поможет предотвратить проблемы с письменной речью и повысит уровень готовности детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи к обучению в школе.
Цель работы – исследовать особенности зрительно - пространственных функций у дошкольников с речевой патологией
Цель исследования определили следующие задачи:
-рассмотреть понятие «оптико-пространственные представления» и их развитие в онтогенезе;
-описать особенности зрительно-пространственных функций у детей с нарушениями речи;
-разобрать методы профилактики зрительно - пространственных функций у дошкольников с речевой патологией;
-провести исследование зрительно - пространственных функций у дошкольников с речевой патологией.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографические методы; эксперимент; интерпретационные методы; количественная обработка результатов.
Практическая значимость работы. Полученные результаты могут быть применены для создания методических рекомендаций для воспитателей и логопедов, которые занимаются развитием и коррекцией оптико-пространственных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы включает введения, две главы, заключение, список используемой литературы и приложение.
Глава 1. Теоретические аспекты зрительно - пространственных функций у дошкольников с речевой патологией
1.1 Понятие «оптико-пространственные представления» и их развитие в онтогенезе
Множество авторов, как отечественных (Т.А. Павлова, Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, Р.И. Говорова, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова, А.Р. Лурия), так и зарубежных (Л.А. Венгер, А. Валлон и другие), подчеркивают важность оптико-пространственных представлений. Их изучение стало основой для новой ветви отечественной психологии, занимающейся вопросами познания и физиологии высшей нервной деятельности [13].
Оптико-пространственные представления отражают пространственные отношения предметов, такие как величина, форма, положение и движение. Они представляют собой сложную структуру психики, изучение которой требует анализа различных видов человеческой активности.
Для подготовки детей к школе восприятие и пространственные отношения играют ключевую роль. Эти аспекты критически важны для развития мышления, памяти, внимания, речи и воображения у дошкольников. Понимание соизмеримых свойств величины имеет значительное практическое и познавательное значение.
Вопросами формирования пространственных представлений у детей занимались такие известные педагоги, как М. Фидлер, Т.И. Ерофеева, В. Новикова и другие. Восприятие описывается как процесс отражения объектов и явлений с учетом их свойств и частей под воздействием на органы чувств [20].
Восприятие представляет собой целостное отражение объектов, ситуаций и событий, возникающее под воздействием физических раздражителей на рецепторы органов чувств. В сочетании с ощущениями, восприятие позволяет нам ориентироваться в окружающей среде.
По мнению С.Л. Рубинштейна, восприятие пространства включает образное отражение характеристик мира, таких как форма, величина, цвет и взаимное расположение объектов, при этом важную роль играют зрительные, двигательные, кожные и вестибулярные анализаторы. Он также выделял восприятие расстояний, направления и величины объектов. Разные анализаторы, включая кинестетический и слуховой, способствуют развитию пространственного восприятия и ориентирования.
Особенно у детей важную роль играют кинестетические и зрительные анализаторы. И.М. Сеченов утверждал, что зрение и осязание имеют ключевое значение в данном процессе. Б.Г. Ананьев подчеркивает, что формирование пространственной ориентировки у детей поддерживается через практическую деятельность и совместную работу различных анализаторов. Образование пространственных представлений является результатом сложного онтогенетического развития, которое в свою очередь влияет на формирование высших психических процессов, таких как чтение и письмо [7].
Исследования Т. А. Мусейибовой указывают на закономерности, которые определяют развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Конкретно, процесс освоения различных групп пространственных отношений включает стадию формирования эталонного образа, служащего опорой в системе координат.
После этого этапа становится возможным различение противоположных положений объектов. В каждой паре пространственных терминов дети начинают с освоения только одного из них, таких как под, справа, сверху или сзади, тогда как изучение антонимов, например, над, слева и снизу, происходит через сравнение с уже освоенными терминами.
Развитие оптико-пространственных функций у малышей основывается на ключевых трудах Т.В. Ахутиной, Л.Г. Выготского и других, исследующих высшие психические функции как комплексные системы.
Взаимосвязь между речевыми и визуальными элементами имеет важное значение для формирования операций оптико-пространственных знаний. Пространственные представления являются одними из первых, но долго формирующихся психических функций в онтогенезе ребенка и играют основополагающую роль в его психическом развитии.
В.С. Мухина подчеркивает, что первоначальные идеи о пространственных направлениях формируются у детей через восприятие своего тела, которое они воспринимают как центр, «отправную точку» для определения направлений [15].
Ощущения собственного тела начинают развиваться с тактильных восприятий, включая чувства напряжения и расслабления мышц, а также взаимодействие с окружающим пространством. На протяжении дошкольного возраста у детей улучшаются навыки пространственной ориентации по мере их физического овладения этим пространством. Восприятие пространства начинается, когда младенец в возрасте 4-5 недель начинает фиксировать взгляд на предметах на расстоянии 1-1,5 метра.
Сначала он фокусируется на объектах, находящихся на расстоянии 1-2 см, а затем на 10-15 см. Изначально движения глаз представлены в виде резких рывков, а затем переходят к плавным скользящим движениям, что наблюдается у детей в возрасте от 3 до 5 месяцев.
Д.Б. Эльконин отмечает, что в три месяца дети начинают следить за объектами на расстоянии 4-5 метров, и постепенно формируются более сложные движения головы и тела [11].
К девяти месяцам дети уже могут следить за движущимися кругом предметами, что указывает на начальное освоение глубины пространства. Исследование Е.Ф. Рыбалко показывает, что к трем годам у ребенка складывается комплексный механизм пространственной ориентировки. У детей 3-4 лет зрительные реакции стабильно фиксируются во всех областях коры, в то время как у детей 6-7 лет различия в вызванных потенциалах начинают зависеть от характеристик стимула.
Проекционная кора в основном задействована в первичном анализе физических свойств, таких как яркость, цвет, контраст и контуры, в то время как заднеассоциативная кора анализирует более сложные характеристики, формирующиеся под воздействием зрительного опыта. У детей 7 лет, а особенно в возрасте 9-10 лет, лобные доли активно участвуют в оценке важности стимулов и их классификации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. – М.: Академия, 2022. – 64 с.
2. Боровская И.К., Ковалец И. В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. – М.: ВЛАДОС, 2020. -144 с
3.Бурачевская, О. В. Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (89). — С. 1235-1238.
4.Волковская, Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи — М.: Книголюб, 2020. – 219 с.
5.Градова Г.Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - СПб, 2020. - 25 с.
6.Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.— СПб.: Союз, 2019.-144 с.
7. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейропсихологические исследования. - М: Академия, 2022 – 352 с.
8.Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2021 – 583с.
9. Малиованова, Е.Л. Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи. автореф. дис.. – М., 2020 – 25 с.
10.Манелис, Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе // Школа здоровья. - 2022 -№ 3 - Т. 4 - С. 25-37.
11.Москалец А.В. Особенности развития слухоречевой и зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальное образование. - 2022. - №XII. – С. 66-69
12.Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Детство-Пресс, 2021. - 128 с.
13.Педагогическая энциклопедия : [в 4 томах] / гл. ред.: И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. – М.: Советская энциклопедия, 1965. - 911 с.
14.Прохорова Е.Д. Зрительное восприятие детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». - 2022. - №5(21) - С. 60-71
15.Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2021 – 112 с.
16.Сидорова А.А. Развитие зрительно-пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи при подготовке к обучению грамоте // Современные научные исследования и инновации. - 2023. - № 5 – С. 112-119
17.Суслова С.В. Моторная и оптическая дисграфия (Диагностика, профилактика, коррекция) // Начальная школа плюс до и после. - 2021. - №8. – С. 202-209
18.Фотекова, Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сферы в структуре дефекта у детей с ОНР // Дефектология. - 2022 – № 2 – С. 5-9
19.Цветкова, Л.C. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и воспитание. - М.: Воронеж, 2020 – 304 с.
20.Шорыгина, Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2021 – 80 с.
21. Шохор-Троцкая, (Бурлакова) М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2020 - 368 с.