Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что трансформационные процессы в российской экономике социалистического типа требует пересмотра существующих взглядов на вопросы собственности и приватизации, что обусловило необходимость их дальнейшей теоретической разработки.
Интерес к вопросам приватизации и разгосударствления собственности возникает из-за изменения роли государства: оно перестает быть исключительно управляющим фактором и становится неотъемлемой частью социально-экономического развития. Основные теоретические и практические задачи, требующие внимания, включают: как повысить эффективность как государственной, так и частной собственности, как должны сочетаться различные формы собственности и каковы наилучшие формы взаимодействия государства с частным сектором в нынешних условиях.
Анализ опыта приватизации и разгосударствления собственности в развитых странах (Франции, Германии, Великобритании, Испании) и в странах с переходной экономикой (Польше, Венгрии, Чехии и др.) имеет самостоятельное значение. Для России он особенно важен для успешного применения и адаптации с учетом ошибок других государств под текущие условия. Приватизация, разгосударствление собственности и роль государства в процессе перераспределения собственности изучались в таких научных направлениях, как историческая школа и институционализм.
Цель данной курсовой работы – изучение особенностей мирового и российского опыта приватизации и разгосударствления собственности.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
изучить сущность разгосударствления собственности;
рассмотреть понятие приватизации;
описать мировой опыт приватизации и разгосударствления собственности;
представить российский опыт приватизации и разгосударствления собственности.
Объектом исследования является приватизация и разгосударствление собственности.
Предмет исследования – экономические вопросы, связанные с разгосударствлением собственности на международном уровне.
Применялись методы научного обобщения, причинно-следственных связей, статистического и сравнительного анализа.
Теоретическая и научно-практическая значимость работы заключается в том, что определенные положения могут служить основой для дальнейших исследований в области частной собственности и применяться в практической деятельности государственных органов для разработки моделей управления собственностью на различных уровнях.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Разгосударствление и понятие приватизации
1.1. Сущность разгосударствления собственности
Сущность разгосударствления собственности заключается в процессе передачи государственной собственности в руки частных лиц или организаций. Этот метод широко используется в различных странах для стимулирования экономической активности, повышения эффективности управления, привлечения инвестиций и содействия развитию конкурентного рынка [12, c. 42].
Процесс разгосударствления может принять различные формы, включая приватизацию, продажу акций государственных предприятий, концессионные соглашения, аренду или передачу управления частным компаниям. В каждом случае конечной целью является создание условий, при которых частные собственники смогут более эффективно управлять активами, повышая их рентабельность и конкурентоспособность.
Приватизация – наиболее распространенная форма разгосударствления, которая предполагает продажу государственных активов частным инвесторам. Эта процедура может проводиться через открытые аукционы, конкурсные торги или прямые переговоры с потенциальными покупателями. Важным элементом успешной приватизации является прозрачность процесса и обеспечение равных условий для всех участников.
Разгосударствление собственности также требует создания благоприятной правовой и институциональной среды. Важно разработать законодательные акты, регулирующие этот процесс, а также создать надзорные органы, которые будут следить за соблюдением законодательства и защите прав новых собственников. Параллельно необходимо проводить реформы, направленные на повышение делового климата и укрепление рыночной инфраструктуры.
Одним из ключевых аспектов разгосударствления является соблюдение принципа социальной справедливости. Этот процесс может вызвать значительные изменения на рынке труда, перераспределение доходов и воздействовать на различные социальные группы. Поэтому важно разработать программы поддержки для тех, кто может пострадать от этих изменений, включая переквалификацию работников, социальные пособия и другие меры социальной защиты.
Таким образом, сущность разгосударствления собственности заключается в переходе от государственного к частному управлению активами, что должно способствовать улучшению экономической эффективности, инновационной активности и созданию конкурентного рынка. В то же время этот процесс требует комплексного подхода, учитывающего не только экономические, но и социальные аспекты, и направленного на создание устойчивого и сбалансированного развития.
Кроме того, одним из важнейших аспектов успешного разгосударствления является обеспечение транспарентности и подотчетности всех этапов процесса. Это особенно важно в условиях страха перед возможными злоупотреблениями и коррупцией, которые могут сопровождать передачу государственной собственности в частные руки. Вовлечение общественных организаций, журналистов и других субъектов гражданского общества в контроль над процессом разгосударствления может существенно повысить доверие к нему со стороны населения, а также способствовать лучшему пониманию и поддержке реформ [10, c. 50].
Не менее важным является и вопрос доступности финансовых ресурсов для потенциальных частных инвесторов. Часто разгосударствление сопровождается участием как местных, так и международных инвесторов, для которых могут быть организованы различные финансовые инструменты и механизмы поддержки, такие как кредитные линии, гранты или налоговые льготы. В этом контексте важно разработать специализированные программы, которые будут способствовать равномерному доступу к активам для различных категорий инвесторов, включая малый и средний бизнес.
В заключение следует подчеркнуть, что разгосударствление собственности представляет собой динамичный и многосложный процесс, успех которого зависит от множества факторов. Для достижения поставленных целей необходимо соблюдение принципов прозрачности, справедливости и поддержки социальных программ, а также создание благоприятной правовой и институциональной среды. Опыт различных стран показывает, что грамотное планирование и реализация разгосударствления могут способствовать значительному экономическому росту и повышению благосостояния граждан.
1.2. Понятие приватизации
Приватизация является многоаспектным процессом, имеющим большое значение для экономики и общества в целом. Понятие приватизации включает в себя процесс перехода государственной или муниципальной собственности в частные руки. Этот процесс встречается в различных государствах и служит одной из ключевых форм трансформации экономических систем, направленной на повышение эффективности управления собственностью и улучшение качества предоставляемых товаров и услуг.
Сущность приватизации заключается в перемещении права собственности на определенный объект или предприятие от государства к частным лицам или организациям. Цели приватизации могут варьироваться в зависимости от страны и конкретной экономической ситуации, но основные из них включают: улучшение финансового состояния государства, привлечение инвестиций, повышение эффективности управления предприятием, стимулирование развития частного сектора экономики и снижение государственной задолженности.
Формы приватизации разнообразны и включают несколько основных типов. Первая форма – это продажа государственных предприятий или их частей на аукционах или через конкурс. Вторая форма – акционирование, в ходе которого предприятие преобразуется в акционерное общество, а акции продаются частным инвесторам, либо распределяются среди работников предприятия. Третья форма – это непосредственная продажа государственных предприятий стратегическому инвестору. Четвертая форма – передача прав собственности через систему ваучеров, которые распределяются среди населения и могут быть использованы для приобретения долей в приватизируемых предприятиях [25, c. 62].
Способы приватизации также варьируются в зависимости от законодательных и экономических условий конкретного государства. Наиболее распространенные способы включают крупные государственные аукционы, на которых предприятия продаются инвесторам; продажу акций на фондовых рынках; заключение договоров с частными компаниями или консорциумами, специализирующимися на управленческих навыках и капитальных вложениях.
Приватизация, при правильной реализации и поддержке государственного регулирования, может предоставить значительные преимущества для экономики страны. Она способствует мобилизации частного капитала, повышению эффективности управления предприятиями и улучшению конкуренции на рынке. Однако процесс приватизации должен быть тщательно продуман и реализован с учетом социальной значимости объектов, возможного влияния на рынок труда, обеспечения прав работников и социальных гарантий.
2. Мировой и российский опыт приватизации и разгосударствления собственности
2.1. Приватизация и разгосударствление собственности: мировой опыт
В 70-80-е годы приватизация стала глобальной тенденцией. К концу 80-х более 80 стран, включая государства Латинской и Северной Америки, Южную Корею, Филиппины и Малайзию, приняли программы сокращения государственного сектора.
Приватизационный процесс не может быть проведен мгновенно. Продажа предприятия лишь стартовый этап оформления смены собственника. Он обязательно должен быть дополнен еще двумя этапами: созданием реальных условий для осуществления права собственности (включая установление политических, экономических, социальных и правовых норм) и четким распределением ответственности между владельцем и управляющими, с передачей коммерческих рисков различным собственникам. Этот процесс длится долго. Хотя инициатором может быть государство, дальнейшая динамика зависит от интересов всех участников и множества объективных факторов [33, c. 51].
Дискуссии о приватизации на Западе показали, что этот процесс не считается поражением или демонтажем государства, а также не преследует цель переложить национальные задачи на частный капитал. Речь идет о пересмотре масштабов государственного вмешательства в экономику, функций и сфер, которые ранее контролировались государством, и об усилении рыночных форм господдержки регионов и экономических отраслей.
Соотношения между государственным и частным капиталом являются гибкими и могут изменяться для поиска оптимальной модели. В чистом виде приватизация встречается редко; чаще создаются смешанные предприятия, использующие сильные стороны обеих форм собственности. На Западе предпринимаются попытки математического моделирования оптимального сочетания разных форм собственности, понимая, что любые отклонения могут снижать экономическую эффективность.
Один из ключевых принципов приватизации – это признание, что она не является конечной целью обновления экономики и общества, а лишь инструментом для достижения различных целей. Прежде чем приватизировать что-либо, важно четко определить цели. Цели могут быть как долгосрочными, так и краткосрочными, а также разноуровневыми. При этом цели на макроуровне могут конфликтовать с целями на микроуровне. Важно установить приоритеты и ранжировать задачи по их неотложности, избежав противоречий.
Мировой опыт показывает, что приватизация будет успешной только при поддержке общественности. Самыми успешными в этом плане считаются Англия и Франция, доказавшие важность постепенности и добровольности приватизационных процессов. Есть способы достижения согласия с различными группами населения при реализации приватизационных программ: установление льготных ставок для потребителей, предоставление льготных акций рабочим, приватизация предприятия как единого целого для менеджеров и сохранение контрольного пакета акций в стране для политиков.
Политико-символическое значение крупных приватизационных акций обязывает непременно демонстрировать их эффективность. Часто в этой связи упоминают опыт Великобритании, где приватизация стимулируется не только мощной пропагандой, но и экономическими выгодами: снижением цен на государственное жилье, благоприятным курсом акций госпредприятий и т.д. Здесь приватизация стала рутиной и проникла в сферы, ранее считавшиеся госмонополиями (газоснабжение, энергетика, почта, телефонная связь, авиация); она проводится в разнообразных и гибких формах [9, c. 77].
Хотя темпы приватизации в Англии и Франции были наивысшими, западные исследователи отмечают их замедление. Процесс приватизации дюжины госпредприятий в Англии растянулся на десять лет. Франция к началу 80-х годов реализовала только треть своей программы, заработав 71
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы : учебник для вузов / Н. Т. Аврамчикова, Л. В. Ерыгина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 142 с.
3. Белова, Н. И. Характеристика понятия права собственности / Н.И. Белова // Студенческий вестник. – 2022. – № 3–2 (195). – С. 60–61.
4. Бойцова, Е. Ю. Микроэкономика и макроэкономика: актуальные проблемы : учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Бойцова, Н. К. Вощикова. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 299 с.
5. Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник и практикум. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 383 с.
6. Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики : учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 178 с.
7. Восколович, Н. А. Экономика общественного сектора : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 234 с.
8. Вымятнина, Ю. В. Макроэкономика : учебник для вузов / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 486 с.
9. Государственные финансы : учебное пособие для вузов / под общей редакцией Н. И. Берзона. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 143 с.
10. Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика : учебник для вузов / В. И. Дерен. – 8-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 903 с.
11. Дерен, В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 617 с.
12. Заволокина, Л. И. Мировая экономика : учебное пособие для вузов / Л. И. Заволокина, Н. А. Диесперова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 233 с.
13. Корнейчук, Б. В. Макроэкономика. Продвинутый курс : учебник и практикум для вузов / Б. В. Корнейчук. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 370 с.
14. Корнейчук, Б. В. Институциональная экономика : учебник для вузов / Б. В. Корнейчук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 241 с.
15. Кульков, В. М. Макроэкономика : учебник и практикум для вузов / В. М. Кульков, И. М. Теняков. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 324 с.
16. Макроэкономика : учебник для вузов / под общей редакцией В. Ф. Максимовой. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 155 с.
17. Макроэкономика для управленческих специальностей : учебник и практикум для вузов / Г. А. Родина [и др.] ; под редакцией Г. А. Родиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 471 с.
18. Макроэкономика : учебник для вузов / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 477 с.
19. Макроэкономика : учебник для вузов / А. С. Булатов [и др.] ; под редакцией А. С. Булатова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 333 с.
20. Маховикова, Г. А. Экономическая теория : учебник и практикум для вузов / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 443 с.
21. Машунин, Ю. К. Прогнозирование и планирование социально-экономических систем : учебник для вузов / Ю. К. Машунин. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 330 с.
22. Международные экономические отношения в глобальной экономике : учебник для вузов / И. Н. Платонова [и др.] ; под общей редакцией И. Н. Платоновой. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 528 с.
23. Назин, К. Н. Экономика России. Инфраструктура : учебник для вузов / К. Н. Назин, Д. И. Кокурин. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 277 с.
24. Национальная экономика : учебник и практикум для вузов / А. В. Сидорович [и др.] ; под редакцией А. В. Сидоровича. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 564 с.
25. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Устойчивое равновесие в динамической среде : учебник для вузов / Н. М. Розанова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 330 с.
26. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Системный анализ : учебник для вузов / Н. М. Розанова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 348 с.
27. Розанова, Н. М. Практическая макроэкономика : учебное пособие для вузов / Н. М. Розанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 559 с.
28. Розанова, Н. М. Макроэкономический анализ открытой экономики : учебник и практикум для вузов / Н. М. Розанова. – перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 193 с.
29. Россия и мир: 2024. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / рук. проекта: А.А. Дынкин, В.Г. Барановский ; отв. ред.: И.Я. Кобринская, Г.И. Мачавариани. – Москва : ИМЭМО РАН, 2023. – 124 с.
30. Угрюмова, А. А. Региональная экономика и управление : учебник и практикум для вузов / А. А. Угрюмова, Е. В. Ерохина, М. В. Савельева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 517 с.
31. Шишкин, М. В. Антимонопольное регулирование : учебник и практикум для вузов / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 159 с.
32. Экономическая теория : учебник для вузов / В. Ф. Максимова [и др.] ; под общей редакцией В. Ф. Максимовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 542 с.
33. Экономическая теория : учебник для вузов / С. А. Толкачев [и др.] ; под редакцией С. А. Толкачева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 577 с.
34. Министерство финансов Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://www.minfin.ru.
35. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL: http://www. rosstat.gov.ru.