Фрагмент для ознакомления
2
Общение – одно из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, основной источник взаимодействия людей.
Потребность в общении относится к числу основных базовых потребностей. Важность общения определяется тем фактом, что оно диктует поведение человека.
В отечественной науке сложилась устойчивая традиция совмещения понятия "общение" с категорией "деятельность". Общение рассматривается только как форма, вид деятельности, процесс, порождающий потребность в совместной деятельности [1].
Общение – это сложный и многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями в совместных действиях и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми.
Это определение подчеркивает вторичность общения по отношению к деятельности и выделяет основное содержание сообщества, а именно передачу информации (общение), взаимодействие (взаимодействие), взаимное знакомство людей (восприятие).
В подтверждение позиции соотношения "общение" и "деятельность" приведем определение понятия "коммуникация". "Общение – это процесс взаимодействия и взаимной коммуникации социальных субъектов (людей, групп), характеризующийся обменом информацией, опыт, деятельность, умения, навыки и способности, а также результаты деятельности; как одно из необходимых и универсальных условий формирования и развития общества и личности" [14].
Это определение носит общий характер, оно направлено на изучение любых отношений между людьми и социальными группами.
Категория "общение" также рассматривается с точки зрения ее независимости и несводимости к деятельности. В этом случае процесс общения является не только средством, но и целью и действует как самомотивированный процесс.
В психологическом словаре общение рассматривается как самостоятельное понятие:" ... это взаимодействие двух и более лиц, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера " [8].
Межличностное общение всегда вплетено в ту или иную деятельность, поскольку вне общения людей друг с другом немыслимы процессы работы, обучения, игры и т.д. Вид деятельности, в который включено общение, влияет на содержание, формы самого общения.
Для каждого периода возрастного развития человека характерна основная деятельность, в зависимости от которой формируется определенный тип общения. В детстве общение является основным видом деятельности. В процессе общения взрослый обменивается эмоциональным состоянием с ребенком, с помощью речи помогает ориентироваться в окружающем мире. В раннем возрасте происходит общение по предметной деятельности, происходит активное овладение предметами, формируется речь ребенка. В дошкольном периоде основным видом деятельности является игровая деятельность, в ходе которой развиваются навыки межличностного общения. Младший ученик в основном занимается учебной деятельностью, соответственно, и общение включено в этот процесс. Для подростка важную роль играет интимное и личное общение, и в подростковом возрасте много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности взрослого человека накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения, использование профессиональных терминов [13].
Общение как социальное и психолого-педагогическое явление – это контакт между людьми, который осуществляется различными способами. В психолого-педагогической литературе представлены различные классификации типов общения. Различные классификации общения объясняются различными принципами, лежащими в их основе, в том числе: контактом, критерием равенства партнеров, временем, уровнем обмена информацией. После систематизации всех характеристик классификация типов коммуникации может быть представлена следующим образом [12]:
Прямое общение – это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются с помощью речи, мимики и жестов. Этот тип общества является наиболее полным, потому что люди получают максимальную информацию о других.
Косвенный: проводится в ситуациях, когда люди разделены временем или разлукой. Опосредованное общение - это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.
Массовая коммуникация - это множественность контактов незнакомых людей, а также общение, опосредованное различными типами средств массовой информации. Она может быть прямой и косвенной. Прямое массовое общение осуществляется на митингах, собраниях, во всех крупных социальных группах: толпе, публике, публике. Опосредованная массовая коммуникация является односторонней и связана с массовой культурой и средствами массовой информации [9].
При ролевом общении люди действуют в зависимости от занятого состояния. Например, ролью будет общение учителя с учителями, начальника с подчиненными.
Личное общение зависит от индивидуальных особенностей и отношений между людьми.
По критерию равенства партнеров в межличностном общении различают два типа: диалогический и монологический. Диалогическое общение - это равноправное субъектно-субъектное взаимодействие, направленное на взаимное познание, стремление к реализации целей каждого партнера [3].
Монологическое общение осуществляется с неравными позициями партнеров и представляет собой субъектно-объектные отношения. Это может быть как повелительным, так и манипулятивным. Императивное общение - это авторитарная и директивная форма взаимодействия с партнером для достижения контроля над его поведением, отношениями, мыслями и принуждения к определенным действиям и решениям. Эта цель не гарантирована. Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при которой влияние на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения его намерений.
По времени контакта общение может быть кратковременным и длительным, в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуальных особенностей собеседников, их симпатий и антипатий.
Уровень обмена информацией может быть вербальный и невербальный. Вербальное общение происходит с помощью речи. Невербальный - с помощью паралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).
Основываясь на основных аспектах содержания, целях и используемой технике, выделяются следующие типы коммуникации [10]:
1. "Контакт масок" - это формальное общение, в котором нет желания понимать, учитывать особенности человека. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, сострадания, то есть набор мимики, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях" контакт масок " необходим, чтобы не вступать в личный контакт.
2. Формальное ролевое общение, при котором как контент, так и средства массовой информации регулируются социальными ролями партнеров по общению: врача и пациента, ученика и учителя.
3.Светское общение, определяемое формальной вежливостью. Их особенность в том, что люди на самом деле не общаются, они говорят не то, что думают, а то, что должны говорить в таких случаях. Ваши взгляды на проблему не имеют значения и не определяют характер общения. Светское общение носит ритуальный характер.
4. Манипулятивное общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседника с помощью манипулятивных приемов воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, травля, запугивание) в зависимости от личностных особенностей собеседника.
5. Духовное межличностное общение между людьми, в котором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение характеризуется взаимопониманием между людьми и основано на доверии к личности собеседника.
6.Деловое общение направлено на гармонизацию и объединение усилий людей с целью установления отношений и достижения общего результата.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов, Т. А. Сравнение стилей руководства / Т. А. Азимов, Л. Ю. Безнощук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 590-593.
2. Артюгина, О. Н. Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик» / О. Н. Артюгина, И. Р. Кофлер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.3 (102.3). — С. 1-4.
3. Волобуева, Е. В. Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника / Е. В. Волобуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 8 (194). — С. 111-115.
4. Висторобская, В. Д. К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом взаимодействии участников образовательного процесса / В. Д. Висторобская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 556-560.
5. Гасанова, Г. А. Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе / Г. А. Гасанова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 5-8.
6. Данилова, А. В. Конфликт в педагогическом общении / А. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 939-942.
7. Етерская, Н. А. Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства современного учителя / Н. А. Етерская. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 139-141.
8. Казарян, А. В. Особенности стилей педагогической деятельности / А. В. Казарян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 695-697.
9. Кудимова, Т. В. Модели педагогического общения в воспитательно-образовательном процессе / Т. В. Кудимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 494-496.
10. Рассказова, А. Л. Развитие коммуникативных навыков будущих учителей как фактор снижения стрессогенности педагогической деятельности / А. Л. Рассказова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 728-732.
11. Сарбалаева, А. Д. Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся / А. Д. Сарбалаева, О. А. Белянкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 92-95.
12. Сорокина, И. Р. Наиболее эффективные способы общения в педагогической деятельности / И. Р. Сорокина, Е. М. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1294-1297.
13. Токпаева, М. А. Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса / М. А. Токпаева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 110-112.
14. Урутина, Т. М. Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения / Т. М. Урутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 496-499.