Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что защита прав ребенка - одна из важнейших задач Российского государства. Предусмотренные законодательством Российской Федерации права несовершеннолетних детей должны надлежащим образом осуществляться, что становится возможным благодаря установлению социальных и правовых гарантий прав ребенка.
Практическая реализация способов защиты детей является всегда актуальной. Важнейшим аспектом данного исследования представляется социальная защита детей. Основная задача государства состоит в том, что через различные органы оно должно выступать гарантом социально-правовой защиты ребенка (детей).
Степень разработанности темы исследования. Систему социальной защиты детей в Российской Федерации рассматривали в своих исследованиях В.П. Галаганов, В.С. Голубева, Г.Д. Долженкова, А. П. Иванова, А. П. Кауфман, С. Ф. Кобзева, А.Е. Крухмалев, Я.В. Лебедзевич, Т. Д. Одинкова, А. В. Рудченко, А. О. Синельникова, М. Э. Смоленский, Г. А. Сулейманова, Д. С. Танаева, О. В. Тарева, В. О. Шайхатдинов и т.д. Однако в условиях постоянно меняющегося законодательства, остается немало неисследованных вопросов в данной сфере.
Объект исследования: дети.
Предмет исследования: социальная поддержка детей.
Цель: выявить особенности социальной защиты детей и перспективы развития.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие социальной защиты детей.
2. Изучить дополнительные меры государственной социальной защиты детей.
3. Раскрыть меры поддержки детей из многодетных семей.
4. Проанализировать перспективы развития социальной защиты детей.
В работе используются следующие методы исследования:
Методы исследования:
метод сравнения и обобщения используется при сопоставлении старых законов и новых нормативно-правовых актов;
метод анализа и синтеза применяется при изучении различных нормативных актов, касающихся системы социальной поддержки;
формально-юридический метод используются в данном исследовании для определения юридических понятий, для толкования содержания правовых предписаний.
Правовую базу настоящего исследования составляют, Конституция РФ, а также следующие законы РФ: Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» , Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и другие.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
1.1 Понятие социальной защиты детей
Способы защиты прав несовершеннолетних регламентируются не только российским законодательством, но и международными правовыми актами.
Задача семейного права состоит в обеспечении соблюдения прав ребенка без какой-либо дискриминации в семейных отношениях.
В основе финансового механизма лежит обеспечение ребенка социальными пособиями и льготами, а также оказание натуральной помощи (в виде одежды, продуктов, медикаментов).
Административный механизм социально-правовой защиты детей реализуется в деятельности таких государственных органов как суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, и других уполномоченных на то государством органов по защите прав ребенка.
Статья 56 Семейного кодекса РФ устанавливает, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (т.е. усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях - органами опеки и попечительства, прокурором и судом.
Судебная защита признана главной формой защиты прав и интересов ребенка.
Психологический и педагогический механизм реализации защиты детства направлен, прежде всего, на обеспечение условий жизни ребенка, гарантирующих его гармоничное развитие и успешную социализацию в обществе в силу взросления и адаптации к процессам жизни.
Семья как социально-правовой механизм действует в интересах каждого ее члена.
Семья является основополагающим фактором в формировании социально благополучной личности, потенциал которого заключается в развитии как физического, так и духовного (нравственного) мира ребенка.
Среди мер защиты прав и законных интересов несовершеннолетних можно выделить установление происхождения ребенка; установление отцовства в судебном порядке; установление факта признания отцовства; оспаривание отцовства (материнства); определение места жительства ребенка; определение порядка осуществления родительских прав; ограничение родительских прав при отсутствии вины родителей; осуществление алиментных обязательств родителей в пользу детей; отмена усыновления при отсутствии вины усыновителей; освобождение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; прекращение договора о приемной и о патронатной семье при отсутствии вины приемных родителей.
Семья как социально-правовой механизм действует в интересах каждого ее члена. Сохранение, укрепление и модернизация семейных ценностей объективно требуют совершенствования семейного законодательства и, в частности, положений об интересах членов семьи при осуществлении семейных прав.
Охранительная функция защиты детей заключается в своевременном выявлении и предотвращении фактов возможного нарушения и посягательств на права ребенка, а также негативных факторов влияния на формирование социальной среды, в которой находится ребенок.
К вопросам реализации социально-правовой защиты детства в России относятся несовершенная связь, существующая между различными отраслями права и приводящая к возникновению коллизий в сфере правового регулирования, а также недостатки системы взаимодействия между органами государства, в чьи обязанности входит защита прав детей, в том числе и социальная защита данной группы населения.
При осуществлении, охране и защите личных неимущественных прав, нематериальных благ ребенка его интерес заключается в благополучном воспитании, интеллектуальном, физическом, психическом развитии, то есть в развитии его положительного человеческого капитала, в основном на этот период индивидуального, а в будущем, бесспорно, и национального.
В качестве социальных и правовых механизмов защиты детей можно назвать следующие: финансово-обеспечительный; психолого-педагогический; судебно-административный. Представленный перечень предлагается дополнить воспитательно-образовательным механизмом, основной функцией которого будет воспитательно-просветительская деятельность, направленная на ребенка как объекта социальной защиты.
В итоге можно сделать вывод в необходимости разработки концепции правового регулирования отношений с участием малолетних и несовершеннолетних детей; определения основной цели и основных направлений развития российского семейного и гражданского законодательства; искоренении образовавшихся в гражданском, семейном законодательстве плохо согласованных норм, касающихся прав, обязанностей и интересов малолетних и несовершеннолетних субъектов права.
1.2 Дополнительные меры государственной социальной защиты детей
Правовое положение семьи, ее права и обязанности, регулирование имущественных и неимущественных прав, в том числе на усыновление, устанавливаются Семейным кодексом Российской Федерации. К принципам государственной защиты семьи относятся создание условий для материнства и отцовства, укрепление семьи, оказание моральной и материальной поддержки родителям, приоритет семейного воспитания детей, забота о детях-сиротах.
Гражданский кодекс Российской Федерации обеспечивает защиту семьи и ее членов посредством законодательного регулирования норм опеки, попечительства и попечительства. Гражданский процессуальный кодекс РФ определяет порядок подачи исков и судебных разбирательств, которые защищают индивидуальные права граждан.
Социальная защита семей с детьми в Российской Федерации в первую очередь развивается на федеральном уровне посредством таких законов, как Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от 7 июля 1995 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а также другими подзаконные акты.
Конституционные положения о социальной защите определяют границы между федеральными и субъектами Российской Федерации. Совместное ведение требует издания федеральных законов и законов, принятых в соответствии с ними, наряду с иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Федеральные законы имеют преимущественную силу перед противоречащими им законами субъектов Российской Федерации.
С учетом индивидуальных особенностей в центрах социального обслуживания населения семьям с детьми и гражданам, имеющим детей, предоставляются следующие виды услуг:
социально-психологическая, направлена на оказание помощи при адаптации детей в социальной среде, а также оказание психологической помощи с использованием телефона доверия;
социально-педагогическая, направлена на профилактику отклонений в поведении и развитии детей, организация досуга детей;
социально-медицинская, направлена на проведение оздоровительных мероприятий, систематическое наблюдение за здоровьем детей для выявления отклонений;
социально-правовая, направлена на оказание юридической помощи родителям, защита прав и законных интересов граждан.
Все вышеперечисленные услуги предоставляются бесплатно.
Существующие проблемы семей с детьми и граждан имеющих детей обуславливают необходимость оказания им помощи. Материальная и моральная поддержка семьям с детьми и гражданам, имеющим детей, создание нормальных условий жизни в ней родителей и детей помогут решению демографической проблемы в нашей стране, поэтому очень важно осмыслить нынешнее положение семей с детьми, и пути улучшения их положения. Именно поэтому она нуждается в помощи, как со стороны государства, так и общества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая Декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 4. – Ст. 152.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
6. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
7. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 29.05.2024) "О государственной социальной помощи" // "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
8. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // "Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1929.
9. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года». "Собрание законодательства РФ", 01.09.2014, N 35, ст. 4811.
10. Ахметова Д.Р. Основные показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Академическая публицистика. 2022. № 3-2. С. 38.
11. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов. – М.: Изд-во МГУ, 2020. – 640 с.
12. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. – М: Проспект, 2020. –184 с.
13. Борисенков В.П., Гукаленко О.В. Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы // Интернет-журнал «Науковедение». - сентябрь-октябрь 2020. - выпуск 5(24). - 24с.
14. Баранов В.А. Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования / В.А. Баранов. – М.: Деловой двор, 2020. – 176 с.
15. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. – М: Юрайт, 2020. 428 с.
16. Григорьев И. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2020. 428 с.
17. Кобзенко А.М. Социальные пособия в Российской Федерации// Государство, общество, наука. – 2022. – № 1. – С. 42–43.
18. Хромова Н.М. Социальные пособия на детей // Черные дыры в Российском законодательстве. 2020. № 1. С. 56-58.
19. Чернорук С.В. Роль государственной финансовой поддержки семей с детьми в стимулировании рождаемости / С.В. Чернорук, С.А. Клещева, Н.Е. Германович // Молодой ученый, 2020. – №4. – С. 315-320.