Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Информация, которую можно считывать непосредственно с автомобильного регистратора, - это данные с регистраторов, которые обычно имеют память, расположенную на жестком диске или съемной карте флэш-памяти. Поэтому для считывания аудиовизуальной информации с видеорегистратора достаточно подключить ноутбук или другое устройство к видеомагнитофону с помощью соответствующего кабеля или считывать данные с карты флэш-памяти через кард-ридер.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ КОМПЬЮТЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Понятие и сущность судебной компьютерно-технической экспертизы транспортных средств
Судебная компьютерно-техническая экспертиза (далее – СКТЭ) - это независимая судебная экспертиза, относящаяся к категории инженерно-технической. Основные цели экспертизы:
- определение статуса объекта как компьютерного носителя;
- выявление и изучение его роли в расследуемом преступлении;
- получение информации об электронном носителе;
- тщательное расследование.
Общий объект - факты (обстоятельства), имеющие большое значение для уголовного или гражданского судопроизводства, которые устанавливаются на основе изучения закономерностей развития и функционирования компьютерных средств и систем, обеспечивающих осуществление информационного процесса [5].
Специализация СКТЭ включает в себя следующие научные области: автоматизация, информационные системы и процессы, электроника, электротехника, радиотехника и связь, компьютерная инженерия (включая программирование).
Классификация видов организована в соответствии с компонентами любого компьютерного оборудования (аппаратное обеспечение (технология), программное обеспечение и информация) и используется способом, подходящим для процесса разработки и эксплуатации компьютерных систем. Поэтому различают следующие виды экспертиз:
- аппаратно-компьютерный;
- программно-компьютерный;
- информационно-компьютерный (проверка данных).
Кроме того, вполне обоснованным представляется другое распределение, а именно проверка компьютерных сетей. Это разделение на виды более полно отражает технические характеристики и эксплуатационные характеристики объектов экспертизы, представленных для исследования. Данная классификация позволяет использовать различные подходы к разработке экспертных методов и технологий исследования на ранних этапах экспертизы и обучения [11].
Суть аппаратных и компьютерных обследований заключается в изучении (в основном, диагностике) технических средств компьютерных систем. Аппаратные средства включают в себя электрические, электронные и механические схемы, блоки, приборы и устройства, составляющие материальную часть компьютерной системы. Объектом такого рода проверки являются факты и обстоятельства, имеющие значение для уголовных или гражданских дел, и это определяется на основании закона о разработке и эксплуатации аппаратных средств компьютерных систем - материальных средств получения информации о фактах или событиях по уголовным или гражданским делам.
Для проведения экспертных исследований в области программного обеспечения этот тип экспертизы предназначен для программного обеспечения и компьютеров. Его конкретной целью является разработка (создание) и применение моделей программного обеспечения компьютерных систем, а также представление результатов исследований для установления истины по уголовным или гражданским делам. Задачей данного вида проверки является изучение функционального назначения и характеристик реализованного алгоритма, структурных характеристик и текущего состояния системы, а также прикладного программного обеспечения компьютерной системы.
1.2 Методы и возможности судебной компьютерно-технической экспертизы транспортных средств
Современные методы СКТЭ все еще находится в стадии формирования. Поэтому на данном этапе разработки экспертизы лучше всего рассмотреть систему методов в основных категориях экспертных предметов: аппаратные методы исследования, программные методы исследования и методы исследования информации (данных) [13].
Работа оборудования любой компьютерной системы основана на комплексе специальных методов в таких научных областях, как радиотехника, и связанных с ней: аудиовизуальное оборудование, радиоэлектронное оборудование, радиосвязь - следовательно, одним из таких комплексов являются методы проектирования и исследования цифрового оборудования и микропроцессоров. К ним относятся:
- методы алгебры логики и методы коммутативных функций;
- методы работы асинхронных и синхронных автоматов;
- метод синтеза цифровых узлов;
- метод построения архитектуры микропроцессора;
- метод построения БИС и бис-памяти;
- методы проектирования и анализа микропроцессоров и микроконтроллеров и т.д.
Другие комплексы широко используемых аппаратных методов, которые можно найти при решении задач диагностики СКТЭ, сосредоточены на анализе сигналов, их генерации и формировании, приеме и обработке, записи и воспроизведении и т.д.:
- методы проектирования схем для аналогового и цифрового электронного оборудования;
- сверхвысокочастотный метод;
- оптический метод;
- методы обработки аудио- и видеосигналов и т.д.
С помощью этих методов решаются такие задачи, как идентификация атрибутов оборудования, его технических характеристик, определение соответствия идентифицированных характеристик типичным характеристикам, определение фактического состояния и сервисного статуса, наличие физических дефектов, установление факта несоблюдения условий эксплуатации и использования недокументированного сервиса. Соответственно, эти методы являются основными (определяющими) специальными методами, изучаемыми экспертами по аппаратным объектам СКТЭ [1].
Методы исследования программных средств могут быть классифицированы в зависимости от типа представления исследуемого объекта:
- методы исследования исходного текста;
- методы изучения программных алгоритмов;
- методы исследования модуля загрузчика (исполняемого кода).
В свою очередь, опыт программного модуля использует в своей практике базовые методы, такие как дизассемблирование программ, их отладка и мониторинг, при котором отслеживаются все прерывания, вызванные изучаемой программой. Каждый из этих методов может быть представлен набором методов частного и прикладного характера, который представляет собой типичный тип решаемой экспертом задачи. Например, в методах мониторинга для решения исследовательских проблем вредоносные программы, ОЗУ мониторинг памяти (проверка контрольных сумм), мониторинга дисковой памяти (анализ подписи файла) и т. д.
2. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ СУДЕБНЫХ КОМПЬЮТЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ БОРТОВЫХ РЕГИСТРАТОРОВ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И УПРАВЛЕНИЯ ИМИ
2.1 Актуальные вопросы проведения судебных компьютерно-технических экспертиз бортовых регистраторов параметров движения транспортных средств в дорожно-транспортных преступлениях
Экспертиза дорожно-транспортного происшествия - это комплексное научно-техническое исследование всех аспектов каждого происшествия, проводимое людьми, обладающими специальными знаниями в области науки и техники [7].
В ходе проведения технического осмотра автомобиля между учеными-юристами и экспертами-практиками возникли некоторые проблемные вопросы, а именно, возможно ли использовать различные экспертные методики, неаутентифицированные технические средства и возможно ли привлечь к процессу исследования экспертов, работающих в офисе производителя автомобиля.
Прежде всего, необходимо рассмотреть классический метод автоматического технического осмотра. В большинстве случаев водители замечают опасные условия на дороге и прибегают к экстренному торможению до того, как произойдет дорожно-транспортное происшествие.
При таком торможении всегда остаются следы на дороге, что позволяет определить начальную скорость транспортного средства при транспортировке. В настоящее время этот вид контроля затруднен из-за работы системы ABS, которая изначально была разработана для более эффективной посадки самолетов, а затем интегрирована в автомобили.
Давление в тормозном контуре автомобиля можно регулировать 20 раз в течение 1 секунды, что не позволяет полностью заблокировать колеса, поэтому на дороге не остается видимых тормозных следов. Кроме того, изменениям подверглись система распределения тормозного усилия, качество дороги, состав шин и их протектор, а также другие электронные вспомогательные системы [2].
Следует отметить, что классический метод все еще имеет сторонников в экспертной среде, но описанная выше ситуация не позволяет полностью доверять методу, разработанному профессором Илларионовым почти 50 лет назад. Сложно говорить о достоверности результатов исследований, связанных с авариями в участии современных автомобилей.
Телешоу «Главная дорога» провело эксперимент с Hyundai Moderna, который включал в себя использование двух аварийных тормозов с включенной системой, а затем двух с выключенной. Все объяснения, протоколы и схемы были отправлены в центр судебной экспертизы, а погрешности в выводах экспертов достигали 20 км/ч, и только один из четырех результатов соответствует действительности.
Можно заметить, что целесообразность проведения исследований с такой точностью весьма сомнительна. Существуют альтернативы классическим методам технического осмотра автомобилей, например, для определения скорости повреждения транспортного средства. В этом случае транспортное средство выступает в роли «свидетеля», а повреждения на его кузове содержат ценную информацию для расследования.
Все автомобили проходят тесты в сертифицированной лаборатории. В рамках исследования автомобиль подвергается испытательному удару, данные о котором записываются и анализируются. Это дает информацию об энергии деформации транспортного средства и его отдельных элементов. Данный аспект не обходится без критики в научном сообществе, особенно из-за процессов коррозии или участия в других дорожно-транспортных происшествиях; в данном случае может быть утрачена жесткость передней части конструкции транспортного средства или часть оперения.
2.2 Возможности использования в расследовании и экспертизе информации компьютерно-технических систем транспортных средств и установленных на нем устройств параметров движения
Современный автомобиль - это фактически «компьютер на колесах». Сенсором оснащены все основные компоненты транспортного средства. В автомобилях даже самое дорогое оборудование оснащено датчиками парковки (в том числе датчиками, совмещенными с камерами), стационарным оборудованием, видеорегистраторами, бортовыми компьютерами и другим дополнительным оборудованием. Однако очевидно, что эта информация не была в полной мере использована в процессе расследования [13].
Хотя информация верна и полностью получена с датчиков автомобиля, она может позволить создать трехмерную модель даже тех событий, которые произошли. Отечественные и зарубежные авторы отмечают необходимость усиления криминалистических исследований автомобильных компьютеризированных систем.
В первую очередь криминалистически значимую информацию могут хранить:
- блок управления подушками безопасности;
- датчик аварийной сигнализации со спутниковой геолокацией;
- электронный блок управления впрыском топлива;
- антиблокировочная тормозная система (ABS), система противоскольжения (ESP);
- система стабилизации, «круиз-контроль»;
- блок управления двигателем или коробкой передач (ECM или PCM);
- система автоматической парковки (Toyota - интеллектуальная система помощи при парковке (IPAS); Volkswagen - система помощи при парковке; Mercedes-Benz и Ford - система активной помощи при парковке; BMW - система удаленной помощи при парковке);
- система удержания в полосе движения;
- система активного вмешательства для обнаружения опасных ситуаций и система экстренного торможения;
- электронное распределение тормозов (EBD или EBV);
- система контроля тяги на спуске (HDC-hill descent control) и система контроля реверса на подъеме (HHC-hill hold control).
Модули этих систем позволят восстанавливать изображения движения транспортного средства и определять динамику события.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По завершении работы приведем следующие выводы:
1. Судебная компьютерно-техническая экспертиза (далее – СКТЭ) - это независимая судебная экспертиза, относящаяся к категории инженерно-технической.