Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последние десятилетия традиционно жесткое разделение между соматической и психической патологией было пересмотрено. Это связано с очень высокой распространенностью психоэмоциональных расстройств у соматических пациентов, в основном у пациентов с сахарным диабетом (СД), инсультом, раком и сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ). Была установлена особенно тесная коморбидность между психопатологическими состояниями и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Накопленные научные данные свидетельствуют о том, что некоторые заболевания, особенно депрессия и тревожность, являются независимыми факторами риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений: инфаркта миокарда, цереброваскулярного инсульта, а также предикторами сердечной смертности. Было показано, что нарушения в эмоциональной сфере в значительной степени влияют на клинический процесс сердечно-сосудистых заболеваний и являются одной из основных причин низкой приверженности пациентов фармакологическому лечению.
Степень научной разработанности. Проблему психосоматики исследовали многие отечественные и зарубежные ученые, такие как: З. Фрейд (основатель психоанализа), Ф. Александер (врач и психоаналитик, один из основателей психосоматической медицины), И. П. Павлов (русский учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности).
З. Фрейд считал, что многие физические заболевания могут быть вызваны психологическими факторами. Ф. Александер разработал теорию специфических для болезни психодинамических конфликтов, объясняющих возникновение психосоматических заболеваний. Работы И. П. Павлова также оказал большое влияние на развитие психосоматического подхода в медицине.
Цель исследования: проанализировать и охарактеризовать особенности диагностики эмоциональной сферы при психосоматических расстройствах сердечно-сосудистой системы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности расстройства сердечно-сосудистых заболеваний имеющих психосоматический генезис.
2. Рассмотреть клинико-психологическую диагностику в рамках мультидисциплинарной помощи при психосоматических расстройствах сердечно сосудистой системы.
3. Осуществить обзор психодиагностических методик эмоциональной сферы при психосоматических расстройствах сердечно-сосудистой системы.
4. Провести дифференциальный анализ симптомов и синдромов эмоциональной сферы при психосоматических расстройствах сердечно-сосудистой системы в психодиагностике.
Предмет исследования: диагностика эмоциональной сферы при психосоматических расстройствах сердечно-сосудистой системы.
Объект исследования: психосоматические расстройства сердечно-сосудистой системы.
Место проведения исследования: Кафедра психологии ЮУГМУ Минздрава России.
Методы исследования: сравнительный метод, метод дедукции, метод сопоставления, исторический метод.
Информационная база исследования. В работе использованы учебники по теме, учебные пособия, научные статьи, правовые акты, электронные ресурсы.
Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической, аналитической), заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Особенности расстройства сердечно-сосудистых заболеваний имеющих психосоматический генезис
Сердечно-сосудистые заболевания — это группа заболеваний, поражающих сердце и кровеносные сосуды. Они включают в себя широкий спектр проблем, связанных с атеросклерозом, гипертонией, ишемической болезнью сердца, инфарктом миокарда, инсультом и другими нарушениями. Заболеваемость населения болезнями сердечно-сосудистой системы является одной из наиболее значимых проблем, как во всем мире, так и в нашей стране [2]. Некоторые из наиболее распространенных:
Ишемическая болезнь сердца - нарушение кровоснабжения сердечной мышцы из-за блокировки коронарных артерий, что может привести к блокировке коронарных артерий и критическому снижению поступления кислорода, а также питательных веществ к сердечной мышце.
Инфаркт миокарда или сердечный приступ - постоянное нарушение кровотока, приводящее к повреждению или гибели участка сердечной мышцы.
Хроническая сердечная недостаточность - состояние, при котором сердце не может эффективно перекачивать кровь по всему телу.
Аритмия или нарушение ритма сердца - неправильные сердечные ритмы, которые могут быть опасными и привести к внезапной смерти.
Цереброваскулярные заболевания - заболевания, связанные с нарушением кровообращения в мозге, что может вызвать инсульту.
Глубокая венозная тромбоза и легочная эмболия - образование кровяных сгустков в венах ног, которые могут оторваться и переместиться в легочные артерии, вызывая эмболию.
В контексте психосоматического гнозиса, сердечно-сосудистые заболевания могут быть связаны с эмоциональным состоянием человека. Хронический стресс, депрессия и тревожные расстройства могут увеличивать риск развития или усугубления этих заболеваний [12]. Поэтому важно учитывать не только физические, но и психологические аспекты при диагностике и лечении.
Понимание взаимосвязи между психическим и физическим здоровьем помогает в разработке комплексных подходов к лечению, которые включают медикаментозное лечение, изменение образа жизни и психологическую поддержку.
Психосоматика — это направление в медицине, которое изучает взаимосвязь между психологическими факторами, поведением и физиологическими процессами в организме. Оно основывается на понимании того, что ум и тело тесно связаны, и психическое состояние человека может оказывать значительное влияние на его физическое здоровье [3].
Одной из самых главных единиц при исследовании, являются, соматоформные расстройства - состояния, при которых пациент испытывает физические симптомы, которые не имеют обнаруживаемой медицинской причины. Нельзя не отметить для нашего исследования и психогенную боль, которая возникает или усиливается из-за психологических факторов, таких как стресс или тревожность.
Конечно, самым главным являются психосоматические кардиологические расстройства, такие как: функциональная кардиомиопатия - гетерогенная группа заболеваний миокарда, связанных с механической или электрической дисфункцией, которая обычно проявляется неадекватной гипертрофией или дилатацией, которая может быть связана с эмоциональным стрессом (рис. 1).
Рисунок 1 – Патогенез ХСН в стадию срочной компенсации при ССС
В контексте сердечно-сосудистых заболеваний это может проявляться следующим образом: стресс, который как реакция может быть и полезным для организма поскольку начинает работать при угрозе и помогает справляться с краткосрочными задачами или улучшая работоспособность, однако хронический стресс может привести к ряду проблем, включая сердечно-сосудистые заболевания [15].
Вышеизложенная группа состояний характеризуется устойчивым снижением настроения и потерей интереса или удовольствия от обычно приятных занятий, что в дальнейшем может негативно сказаться на жизни самого человека. Они могут сопровождаться различными эмоциональными, когнитивными, физическими и поведенческими симптомами, что, в свою очередь, повторно будет влиять на сердце.
Основные виды лечения включает комбинацию психотерапии, медикаментозного лечения и изменений образа жизни, что может негативно влиять на мотивацию пациентов следовать медицинским рекомендациям и это будет замедлять процесс выздоровления.
Факторами затрудняющими реабилитацию, наряду с соматическими заболеваниями и осложнениями являются: когнитивные нарушения, эмоциональные расстройства, патологические реакции личности на болезнь [4].
Социальная изоляция и одиночество - часто связанные состояния, которые могут оказывать значительное влияние на психическое и физическое здоровье человека. Социальная изоляция относится к отсутствию социальных контактов или взаимодействий с другими людьми, может быть результатом физического удаления от общества. Одиночество, будучи субъективным ощущением, когда человек чувствует, что его социальные отношения не такие богатые или глубокие, как ему хотелось бы, может приводить к постепенному повышению стрессового расстройства и в свою очередь повлиять на самого человека.
Оба состояния могут привести к ухудшению психического здоровья, увеличению стресса, депрессии и тревожности. Также они связаны с повышенным риском развития сердечно-сосудистых заболеваний, ухудшением иммунной функции и даже сокращением продолжительности жизни. Преодоление социальной изоляции и одиночества может включать:
- участие в социальных группах или мероприятиях [20];
- волонтерская деятельность;
- развитие навыков общения;
- использование технологий для поддержания связи с семьей и друзьями;
- обращение за профессиональной помощью.
Таким образом, психосоматический подход подчеркивает взаимосвязь между психологическими факторами и физическим здоровьем. Стресс, тревожность, депрессивные расстройства, социальная изоляция и одиночество могут усугублять или способствовать развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Понимание этой связи критически важно для разработки эффективных стратегий лечения, которые должны включать как медикаментозное воздействие, так и психологическую поддержку.
Комплексный подход к лечению включает в себя не только фармакотерапию и хирургические вмешательства, но и изменение образа жизни, психотерапию. Это поможет улучшить общее состояние пациентов, будет способствовать их восстановлению и снижает риска рецидивов.
1.2 Клинико-психологическая диагностика в рамках мультидисциплинарной помощи при психосоматических расстройствах сердечно сосудистой системы
Клинико-психологическая диагностика — это процесс оценки психологического состояния человека, его когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей с целью выявления возможных психологических расстройств или проблем. Этот процесс включает в себя использование стандартизированных тестов, интервью, наблюдений и других методов оценки [6].
Клинико-психологическая диагностика включает в себя различные виды оценок, каждый из которых направлен на изучение определённых аспектов психического здоровья и поведения:
1. Психометрическое тестирование - использование стандартизированных психологических тестов для оценки интеллекта, личностных черт, способностей и наличия психопатологии.
2. Проективные тесты: Роршаховский тест, тематический апперцептивный тест, которые предполагают, что ответы человека на неструктурированные стимулы отражают его внутренние мысли, чувства и конфликты [16].
3. Нейропсихологическое тестирование – проведение оценки когнитивных функций, таких как: память, внимание, функции исполнительного контроля, языковые навыки и другие, для выявления возможных повреждений мозга.
4. Клиническое интервью - проведение структурированных или полу структурированных бесед с пациентами для сбора информации об их истории жизни, текущем состоянии и симптомах.
Основные цели клинико-психологической диагностики:
1. Идентификация расстройств - определение наличия и характера психологических расстройств, таких как депрессия, тревожные расстройства, психотические расстройства и другие.
2. Оценка тяжести - определение степени выраженности и влияния расстройства на повседневную жизнь человека.
3. Планирование лечения - помощь в разработке индивидуального плана лечения, включая психотерапию, медикаментозное лечение и другие вмешательства.
4. Мониторинг прогресса - оценка эффективности лечения и внесение корректировок в план лечения по мере необходимости.
Клинико-психологическая диагностика является важной частью комплексного подхода к лечению психических расстройств и помогает специалистам понять уникальные потребности каждого пациента для обеспечения наиболее эффективной помощи (рис. 2).
Мультидисциплинарная помощь — это подход в оказании медицинской и социальной помощи, при котором специалисты различных областей сотрудничают для предоставления комплексной поддержки пациенту. Этот подход может включать врачей, психологов, социальных работников, других специалистов, которые работают вместе, чтобы удовлетворить физические, эмоциональные и социальные потребности человека [11].
Принципы мультидисциплинарной помощи:
1. Целостный подход, во время которого происходит оценка и лечение пациента с учетом всех аспектов его жизни и здоровья.
2. Командная работа, при которой специалисты разных профилей объединяют свои знания и навыки для разработки и реализации индивидуального плана лечения.
3. Координация усилий, когда происходит эффективное взаимодействие и обмен информацией между членами команды для достижения лучших результатов в лечении.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александер Ф. Психосоматическая медицина: принципы и практическое применение/ Пер. с англ. С. Могилевского. – М.: ЭКСМО-Пресс 2022. – 122 с.
2. Алексеева А.В. Некоторые аспекты доступности медицинской помощи детскому населению // Детская медицина Северо-Запада. – 2018. - Т.1, № 7. - С. 18-24.
3. Воробьева С.С. Фобии: понятие, виды, причины и влияние семьи на формирование фобий // Системное исследование индивидуальности растущего человека как субъекта образования: Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Пермь, 2023. – С. 185-186.
4. Григорьева В.Н. Психосоматические аспекты нейрореабилитации. Хронические боли. - Н. Новгород : Изд-во НГМА, 2020. – 420 с.
5. Денисов, П.Р. Социальное расслоение общества: причины, последствия и меры по ограничению // Экономист. – 2020. – № 1. – С.73-89.
6. Захарова Е.В. Клинико-психологические и социально-психологические характеристики студентов медицинского вуза // Международный научно-исследовательский журнал. - 2019. - №7. – С. 85-120.
7. Королева Е.В. Факторы, влияющие на развитие структурно-функциональных нарушений сердца у больных сахарным диабетом 2 типа // Международный научно-исследовательский журнал. - 2022. - №4 – С. 120-154.
8. Матюлько И.С. Программы повышения эффективности командной работы медицинского персонала неэкстренной помощи // Международный научно-исследовательский журнал. - 2019. - №12 – С. 90-102.
9. Меерсон Ф.3. Патогенез и предупреждение стрессорных повреждений сердца в современных российских условиях. - М.: Медицина, 2021. – 268 с.
10. Менделевич В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина. – М.: МЕД пресс–информ, 2022. – 608 с.
11. Никитенко В.В. Методологические подходы к оказанию медицинской помощи пациентам с хроническими болями // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - №6 – С. 48-59.
12. Старшенбаум Г. В. Психосоматика и психотерапия: исцеление души и тела. – М. : АСТ, 2021. - 352 с.
13. Усанова О. Н. Межпрофессиональное взаимодействие специалистов как условие действенной помощи детям с проблемами развития // Специальное образование. – 2019. – Т.53, №1 – С. 124-136.
14. Харитонова, И.В. Специфика подготовки студентов к урегулированию конфликтов и формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2022. - Т.13, № 2. - С. 292-310.
15. Цейликман В.Э. Влияние окислительного стресса на организм человека // Международный научно-исследовательский журнал. - 2022. - №3 – С. – 117.
16. Челышев П. В. Философия науки от античности до наших дней // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2022. - № 2-4. - С. 613-614.
17. Юлександровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. - М.: «Медицина» 2020. - 241 с.
18. Januzzi JL, Stern TA, Pasternak RC, et al. The influence of anxiety and depression on outcomes of patients with coronary artery disease // Arch Intern Med. – 2020. – Р. 144-160.
19. Ustun TB, Sartorius N. Mental Illness in General Health Care: An International Study. – Chichester, 2020. – 578 р.
20. Brundtland GH. Mental health in the 21st century // Bulletin of the World Health Organization. – 2020. – Р. 387-411.
21. Kessler RC, Keller MB, Wittchen HU. The epidemiology of generalized anxiety disorder // Psychiatr Clin North Am. – 2021. – Р. 19-39.