Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Термин "проект" не является чем-то новым, во всяком случае, в технических вузах он является основой для итоговой оценки студента.
Методы проективной диагностики в системе образования, как и само проектное обучение, предполагают подготовку проектов, но эти проекты носят не педагогический характер, а вытекают из потребностей общественной и личной жизни и опыта учащегося, выбираются или формулируются самим учащимся и реализуются в рамках образовательной деятельности.
Образовательная деятельность - это всего лишь один этап в развитии метода проекта, который создается и реализуется учителем и обучающимся. Образование в целом является служебной ролью по отношению к проекту и называется проективным не потому, что оно использует проект как метод обучения, а потому, что само по себе является средством создания и реализации любого проекта, который имеет решающее значение для учащегося, а не имеет только образовательного значения.
Таким образом, проективные методы диагностики в образовании отличается от самого проекта в проективном образовании не только объемом (образовательная деятельность в проектном обучении и жизнедеятельность в проективном обучении), но и местом в структуре образовательной деятельности человека. В проектном методе проект - это средство обучения, средство усвоения определенного учебного материала.
Так, Килпатрик определил проектный метод как метод планирования целесообразной (целенаправленной) деятельности, связанной с решением образовательной и школьной задачи в реальных условиях жизни. То есть, даже если учащиеся сами планируют определенные практические задания (проекты), приобретая при этом знания и навыки, "они функционируют только в рамках образовательной системы, которая определяет преподавательские и школьные задачи.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия применения возможностей использования проективных методов диагностики в работе учителя.
Объектом исследования являются особенности применения возможностей использования проективных методов диагностики в работе учителя.
Предметом исследования являются проективные методы диагностики в работе учителя.
Цель исследования: выявить эффективные условия применения возможностей использования проективных методов диагностики в работе учителя.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть методы педагогической диагностики.
2. Описать основные положения проективных методов диагностики в работе учителя.
3. Дать оценку методике применения проективного метода диагностики
на уроках русского языка.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Методы педагогической диагностики
В педагогической теории и практике используются многочисленные методы педагогической диагностики. В зависимости от исследовательских задач используемые методы подразделяются на:
1. Неэкспериментальный (служит для выявления наличия или отсутствия какой-либо психологической особенности).
2. Диагностический (для количественного измерения).
3. Экспериментальный (для объяснения психических явлений).
4. Формирующий (для определения возможностей развития).
Не экспериментальные методы. Неэкспериментальные методы часто используются как средство первоначального "исследования", ориентации и знакомства со студентами. Они позволяют собрать много материала для подготовки предварительных данных. Их также можно использовать для долгосрочного мониторинга динамики изменений [12].
Анкетирование. Анкета - это методический метод получения психологической информации с использованием систем вопросов, составленных в соответствии с определенными правилами. С помощью анкет учитель получает материал для определения суждений и личностных качеств учащихся. Вопросы анкеты могут быть открытыми (они включают бесплатные ответы на ваше усмотрение) и закрытыми (даются готовые ответы для выражения согласия или несогласия, список ответов на выбор или ответы для определения вашего места в классификации).
Анкета должна соответствовать ряду требований:
1. Вы не должны задавать вопросы, требующие моральной оценки ваших качеств ("Чувствуете ли вы себя уверенно?"). Лучше сформулировать этот вопрос по-другому ("Вы склонны думать, что в критический момент ситуации вы сделали что-то не так?").
2. Вопросы должны быть краткими, четкими, понятными и конкретными.
3. Несколько вопросов должны быть направлены на выяснение характеристики, которая контролирует искренность ответов учащегося.
4. Желательно в начале анкеты (первая треть) предложить простые вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем сложные вопросы (для определения суждений, оценок), затем самые сложные вопросы (требующие решения) и, наконец, еще раз простые вопросы (последняя треть).
Наблюдение. Наблюдение - один из важнейших методов, используемых в педагогической практике. Это метод, основанный на их непосредственном восприятии, с обязательной систематизацией полученных данных и формулировкой возможных выводов, который долго и целенаправленно описывает психические особенности, проявляющиеся в деятельности и поведении учащихся [15].
Чтобы наблюдение было научным, оно должно соответствовать следующим требованиям:
1. Целесообразность - мониторинг проводится не за студентом в целом, а за проявлениями конкретных черт личности.
2. Планирование - перед началом наблюдения необходимо наметить конкретные задачи (что наблюдать), план (сроки и средства), показатели (что корректировать), возможные просчеты (ошибки) и способы их предотвращения, а также продумать ожидаемые результаты.
3. Независимость - мониторинг должен быть независимым, а не побочным. Например, посещение леса было бы не лучшим способом выяснить качества учащихся, поскольку информация, получаемая таким образом, носит случайный характер, поскольку основное внимание уделяется решению организационных проблем.
4. Естественность - наблюдение должно проводиться в естественных для ученика условиях.
5. Систематический - наблюдение не должно проводиться в индивидуальном порядке, а должно проводиться систематически в соответствии с планом.
6. Объективность - учитель должен записывать не то, что он хочет "увидеть" в подтверждение своего предположения, а объективные факты.
7. Фиксация - данные должны быть записаны во время или сразу после наблюдения.
Наблюдение - трудоемкий метод.
Недостатки наблюдения:
- почти невозможно исключить влияние случайных факторов.
- невозможно все исправить так, чтобы можно было упустить существенное и заметить несущественное.
- личных ситуаций не наблюдается.
- метод пассивный: учитель наблюдает за ситуациями, которые возникают независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий.
- наблюдение дает информацию, которую трудно определить количественно [13].
Дискуссия. Дискуссии - это метод выявления психических особенностей учащегося в процессе непосредственного общения, позволяющий получить интересующую информацию с помощью подготовленных вопросов.
Дискуссия может вестись не только с учащимися, но и с учителями или родителями. Например, в разговоре с преподавателями различных предметов вы можете не только проследить интересы конкретных учеников, но и определить специфику класса в целом.
Дискуссия также может проводиться с группой, когда учитель задает вопросы всей группе и следит за тем, чтобы ответы содержали мнения всех членов группы, а не только наиболее активных. Обычно такой разговор используется для первоначального знакомства с членами группы или для получения информации о социальных процессах в группе.
Разговор может быть как более стандартизированным, так и более свободным.
Фрагмент для ознакомления
3
Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57.
Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23
Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24.
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.
Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996. - 294 с.
Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998. - 256 с.
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996. - 173 с.
Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
Дубровина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форма соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Управление современной школой. Завуч. – 2013. - № 4. – С. 13-18.
Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.
Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2001. — С. 121—140.
Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 18 - 23.
Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41.
Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3 – 7.
Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33.
Ильин, Г. Л. О компетенции выпускников педагогических учреждений [Текст] / Г. Л. Ильин // Преподаватель XXI век. – 2009. – № 3. – С. 40–48.
Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно- исследовательской деятельностью учащихся // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. - № 5. – С. 14-22
Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С. 59-65.
Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005. - 249 с.
Комиссарова, О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. – 2013. - № 2. – С. 15-18.
Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006. - 325 с.
Кострикина, И. С., Порядина Е. Д. Проектная деятельность профессионализации старшеклассников // Психология обучения. – 2013. - № 5. – С. 130-140.
Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6.
Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998. - 174 с.
Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992. - 326 с.
Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84.
Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.- 295 с.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004. - 261 с.
Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в диагностировании в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. - 127 с.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
Попова, Е. Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий // Управление школой (ПС). – 2013. - № 4. – С. 35-38
Пчелинцева, Т. А., Львова А. Г. Сетевой проект как средство формирования у учащихся целостной картины мира // Математика в школе. – 2013. - № 1. – С. 64-69
Сауренко, Н. Е. Проектный подход: интеграция теории и практики // Профессиональное образование. – 2014. - № 1. – С. 44-47.