Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная социально-экономическая, политическая и духовно-нравственная ситуация в стране и в мире актуализирует научный интерес исследователей и практиков к проблеме физической культуры и физическому воспитанию молодежи. В современных социокультурных реалиях физическая культура и спорт в последние годы упоминаются не только как автономный социальный факт, но и в большей степени как значимая и устойчивая структура, обладающая всеми необходимыми инструментами для формирования и развития духовно-нравственных качеств личности.
На сегодняшний день люди все больше времени и сил уделяют развитию чувства прекрасного, стремятся работать над своим ментальным состоянием, которое играет довольно важную роль в жизни каждого.
К тому же, в настоящее время наблюдается тенденция здорового образа жизни, отчего в обществе повышается роль физической культуры. В связи с этим, многие люди объединяют эти два понятия в одно. Красота тела, пластичность и ритмика движений, привлекающие внимание упражнения не только красиво смотрятся со стороны, но и положительно влияют на здоровье занимающегося человека[ См. Дружинина В.Р., Яковлева Т.С. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ // Вестник науки. 2023. №5 (62). С. 11].
Еще со школьной скамьи известно, что физическая культура является неотъемлемой частью образования и воспитания. Помимо развития физических данных, регулярные занятия физической культурой содействуют формированию правильных ценностных ориентаций, бережного отношения к своему здоровью, а также способствуют формированию высокой эстетической культуры у школьников. Если говорит о взаимосвязи физического воспитания и эстетической культуры человека, то следует сказать, что она заключается в том, что, с одной стороны, физическая культура расширяет сферу эстетического воздействия на человека, а с другой – эстетическая составляющая повышает эффективность физического воспитания за счет внесения в него ноты неординарности, положительного эмоционального фона и создания дополнительных стимулов к занятиям физическими упражнениями, раскрывая ее с совершенно иной стороны.
Целью данной работы является рассмотрение эстетического воспитания в процессе физического воспитания.
Задачи:
- рассмотреть роль физического воспитания в современной системе формирования личности;
- описать сущность и средства эстетического воспитания;
- изучить аспекты эстетического воспитания на уроках физической культуры;
- проанализировать влияние эстетической составляющей спорта на мотивацию общества;
- описать артистизм в эстетических видах спорта.
Объект исследования – эстетическое воспитание.
Предмет исследования – эстетическое воспитание в процессе физического воспитания.
Глава 1 Сущность и особенности эстетического воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
1.1 Роль физического воспитания в современной системе формирования личности
Такой тип воспитания, который отвечает за формирование здоровой, физически совершенной, социально-активной личности, представляет из себя физическое воспитание[ См. Севодин Сергей Васильевич, Тагаев Егор Сергеевич Физическое воспитание как часть физической культуры // Вестник науки и образования. 2019. №13-1 (67). С. 15].
В 2018 г. в качестве одной из глобальных целей Всемирная ассамблея здравоохранения провозгласили снижение уровня недостаточной физической активности на 10% к 2030 г. и выполнение Целей в области устойчивого развития. Принятые мировыми лидерами обязательства по разработке амбициозных национальных планов действий, направленных на достижение ЦУР, открывают возможности для переориентации и обновления деятельности по повышению уровней физической активности
Выстраивание социальных и культурных отношений внутри общества лучше всего осуществляется через спорт и спортивную деятельность, потому что это создает чувство идентичности в соревновании, в котором они могут относиться друг к другу с доверием и дружбой, что недвусмысленно выражается в построении отношений и миростроительстве.
Однако в ряде случаев социально-экономические и межэтнические отношения не дадут ожидаемых результатов. Были случаи, когда спорт играл важную роль в формальной поддержке разрешения конфликтов и миростроительства. альтернатива спортивной деятельности как мост выстраивания межэтнических отношений.
Программы, созданные различными организациями, могут сыграть ключевую роль в содействии процессу построения отношений через спортивные программы, создавая возможности для контактов между сообществами, занимающимися спортом, которые затем создают социальные связи, которые помогают им строить мир и стабильность.
Развитие общества и миростроительство через спортивные мероприятия играют важную роль в межэтнических отношениях, создавая доверие друг к другу, обеспечивая основные потребности населения, укрепляя гражданское общество и создавая институты с демократическим и прозрачным управлением, сокращая бедность путем создания необходимая инфраструктура и социальная сплоченность, чтобы разрушить барьеры между политикой и гражданами.
Осуществление инициатив, направленных на построение мира и развитие посредством спорта, может помочь маргинализированным людям или группам обрести достаточную уверенность в себе, чтобы устранить личные или социальные барьеры перед детьми, молодежью, девушками и женщинами, а также людьми с ограниченными возможностями. Такие программы могут интегрировать сообщества могут помочь в этом процессе, например: услуги в сфере образования, здравоохранения, возможности трудоустройства для открытия бизнеса, продвижение в социальных сетях.
Случай Колумбии имеет особое значение уже потому, что в конкретных программах спорт использовался как инструмент для развития мира посредством стратегии, разработанной ЮНИСЕФ, в связи с чем некоторые страны продвинули эту программу с местного, муниципального на государственный уровень.
Во всем мире есть такие примеры, где в настоящее время идут десятки войн или конфликтов в самых разных странах, конфликты происходят по политическим, экономическим или даже межэтническим причинам, чтобы остановить насилие и строить мир и развивать его, такие примеры доказывают, что спорт и спортивные мероприятия являются самыми надежными инструментами в построении и развитии мира.
На основе отношений, которые были разработаны для наведения мостов между сообществами и достижения мира, основной вклад был сделан спортивными мероприятиями посредством качественного и совместного участия одного или нескольких сообществ в спортивных мероприятиях. Спорт включает в себя межкультурное и межэтническое расширение, где через него преодолеваются многие препятствия и барьеры, такие как: географические, социальные и экономические барьеры, поэтому он является одним из основных компонентов в построении мира и терпимости, главная цель - передать это сообщение молодежи и дети.
Физическое воспитание отвечает за формирование у общества физической культуры, здорового образа жизни и развития их физических качеств. Физическая культура является одним из главных компонентов здорового образа жизни и позволяет сохранять и укреплять здоровье на протяжении всей жизни.
Физическое воспитание включает в себя такие задачи, как:
1)всестороннее развитие личности;
2)обучение движениям;
3)воспитание физических навыков;
4)овладение знаниями в области физкультуры и спорта;
5)формирование осознанной потребности в физической активности.
Физическая культура, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития всего на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями – это нравственный долг человека.
Роль физического воспитания распространяется на различные уровни, такие как:
1. Моральное воспитание. Воля является важной составляющей морального воспитания, которая формируется за счет усиленных физических тренировок. Помимо воли, спорт влияет на развитие таких качеств, как смелость, честность, самообладание, дисциплинированность и уверенность в себе.
2. Умственное воспитание. Физкультура имеет большое влияние на умственную работоспособность, так как помогает переключаться с одного вида деятельности на другой, что в итоге снижает нагрузку на психику людей и помогает повысить внимание и улучшить память.
3. Трудовое воспитание. Для достижение поставленных целей в спорте необходимо работать в первую очередь над собой, так как не всем хватает силы воли для систематических занятий и повторяющихся упражнений. Это все большой труд. В итоге формирование трудолюбия в спорте затрагивает не только физическую сферу жизни, но и в целом всю жизнь человека.
4. Эстетическое воспитание. Физиологическое и психологическое состояния очень взаимосвязаны, поэтому люди довольные своей физической формой чувствуют себя уверенными в себе, в своей эстетической красоте. Связь между физической культурой и эстетическим воспитанием позволяет сформировать, как внешне красивую, так и внутренне здоровую личность, внезависимости от изначальной цели пришедшего в спорт человека.
Также данная связь позволяет влиять на формирование моральных качеств человека: терпение, эстетический вкус, самоконтроль и правильные манеры поведения[ См. Михеева Дарья Алексеевна ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ // Вестник Науки и Творчества. 2018. №11 (35). С. 56].
Из этого следует, что верно выстроенный процесс физического воспитания в современной системе формирования личности позволит нам сформировать поколение здоровых, стойких, умных, счастливых, трудолюбивых и культурных людей, которые будут готовы собственным трудом и честностью добиваться поставленных целей.
Физическое воспитание является частью культуры, направленной на укрепление и поддержание здоровья. Оно представляет собой конкретные ценности, знания и нормы, используемые обществом для
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1)Богомолова, М.И. Эстетическое воспитание в истории зарубежной и отечественной педагогики: монография / М.И. Богомолова. — Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2017. URL: https://e.lanbook.com/book/112079 (дата обращения: 22.09.2024).
2)Большая советская энциклопедия. в 30-ти т. – 3-е изд. – М.: Совет. энцикл. 1969 – 1986
3)Вавилова А. В. Понятие «эстетическое воспитание» и его развитие в советской педагогике// На пути в педагогическую науку : сб. материалов студенч. науч.-практ. конф. 3 − 4 апр. 2024 г. Вып. 12 / Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Пед. ин-т, Каф. пед. ; под общ. ред. канд. психол. наук, доц. Л. В. Левицкой. ‒ Владимир : Изд-во ВлГУ, 2024. С. 149-150
4)Дружинина В.Р., Яковлева Т.С. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ // Вестник науки. 2023. №5 (62). С. 11-13
5)Зайцев, В.С. Артистизм – компонент творческой индивидуальности педагога /В.С. Зайцев. – Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. – 9 с.
6)Иконникова, Л.Н. Артистизм как средство раскрытия музыкального образа/Л.Н. Иконникова // – 2021. – С. 3-4
7)Кузнецова Ю.Н., Гильванова А.А. Артистизм в эстетических видах спорта// Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Казань, 17 февраля 2023 года. В 2 т. – Казань : ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ», 2023. С. 366-368
8)Куршакова И.Е. Влияние эстетической составляющей спорта на мотивацию общества// ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Омск, 2023. С. 131-135
9)Лабковская, Г.С., Каган, М.С., Киященко, Н.И. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / Г. С. Лабковская, М. С. Каган, Н. И. Киященко. Сост. Г. С. Лабковская. – М.: Просвещение, 1983.— 301 с
10)Луначарский, А.В. О народном образовании / А. В. Луначарский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 467 с.
11)Михеева Дарья Алексеевна ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ // Вестник Науки и Творчества. 2018. №11 (35). С. 56-59
12)Никитская Е. А., Сучков С. Л. Основные тенденции физического воспитания в системе высшего образования России // Прикладная психология и педагогика. 2019. Т. 4. № 3. С. 9–19.
13)Письменский, И. А. Физическая культура: учебник для вузов / И. А. Письменский, Ю. Н. Аллянов. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 450 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14056-9.
14)Рябова А.А, Чайникова Т.Н. Эстетическое воспитание обучающихся в сфере физической культуры// Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов высших и средних учебных заведений с международным участием. Казань, 5 апреля 2024 года. С. 444-446
15)Севодин Сергей Васильевич, Тагаев Егор Сергеевич Физическое воспитание как часть физической культуры // Вестник науки и образования. 2019. №13-1 (67). С. 15-19
16)Сибгатуллина А.А., Панченко А.В., Тарбеев Н.Н. Роль физического воспитания в современной системе формирования личности// Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] : материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. (15 июня 2023 г., Красноярск) / под общ. ред. Т. Г. Арутюняна, отв. Секретарь А. Шакиров ; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. – Красноярск, 2023. С. 99-102
17)Хузина Г. К., Валиуллина И. О. Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности // Актуальные исследования. 2020. № 4 (7). С. 62–64.
18)Шацкая, В.Н. Эстетическое воспитание детей в семье: стенограмма публичной лекции, прочитанной в Центральном лектории Общества в Москве / В. Н. Шацкая. – М.: Знание, 1954. — 24 c.
19)Ягодин, В. В. Основы спортивной этики: учебное пособие для вузов / В. В. Ягодин ; под научной редакцией З. В. Сенук. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 113 с.