Фрагмент для ознакомления
2
Современный урок истории занимает одно из ключевых мест в системе образования Российской Федерации (РФ), способствуя формированию у личности чувства гражданской идентичности, толерантности, патриотизма, а также любви и уважения к Родине. Именно на уроках истории у учащихся формируются яркие, эмоционально насыщенные образы различных исторических эпох, создается представление о выдающихся личностях и значимых событиях прошлого, а также о процессе становления и развития государственности, культурно-национальных традициях и историческом пути народов.
Все это имеет значение не только для формирования знаний о прошлом, но и для осознания современных общественных процессов. Урок представляет собой ключевую форму организации учебного занятия, и учителю необходимо использовать разнообразные методы для повышения его эффективности.
Изучение истории помогает ученикам понять, как развивались различные общества, культуры и цивилизации. Это способствует формированию критического мышления и понимания места человека в истории. Знание истории помогает понимать основы таких общественно-политических явлений как демократия, права и свободы, что является важным для формирования активной и ответственной гражданской позиции.
В современном мире важно понимать не только свою историю, но и историю других народов и стран. Это способствует более глубокому пониманию международных отношений и культурного многообразия.
Целью исследования является анализ актуальных вызовов и проблем современного исторического образования в 5-11 классах.
Достижению поставленной цели служат следующие задачи:
- рассмотреть обучение истории учеников 5-11 классов как педагогическую проблему;
- обозначить методы развития познавательного интереса на уроках истории в 5-11 классах;
- дать характеристику вызовам историческому образованию в условиях новых глобальных тенденций;
- проанализировать проблемы методики преподавания истории.
Объектом исследования является историческое образование в средней школе.
Предметом исследования являются вызовы и проблемы современного исторического образования в 5-11 классах.
Степень разработанности темы. Комплексное исследование научных проблем, поднятых в исследовании, вызвало необходимость обратиться к трудам российских ученых, занимавшихся анализом вызовов и проблем современного исторического образования в средней школе: А.Е. Цыцулин, И.С. Гаврилина, Л.А. Кацва, В.А. Антонцева, Е.Е. Вяземский и др.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания объективной действительности. Применялись также основанные на нем основные общелогические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые включают в себя четыре параграфа, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 5-11 КЛАССАХ
1.1. Обучение истории учеников 5-11 классов как педагогическая проблема
Проблема готовности к обучению при переходе из начальной школы в среднее звено остается малоизученной в педагогической психологии. Однако этот вопрос имеет очень большое значение для учителей разных предметов, включая историю. Так, А.Е. Цыцулин отмечал, что основными психологическими условиями формирования готовности учащихся к переходу из начальной школы в основную, являются: во-первых, учет психологических закономерностей развития детей 9-11 лет; во-вторых, обязательная преемственность в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников; в-третьих, реализация личностно-ориентированного обучения. К.Д. Ушинский одним из первых писал о необходимости систематической подготовки детей к средней школе, через грамотно организованное обучение в начальной школе. Он считал, что «дети, поступая в средние учебные заведения, оказываются по большей части совершенно не приготовленными к правильному и сознательному учению». Отсутствие подготовки у учащихся начальных классов к средней школе негативно отражается на всем учебном процессе, включая обучение истории.
Однако, необходимо отметить, что изучение истории играет важную роль в системе среднего школьного образования. Это связано с познавательными и мировоззренческими аспектами курсов истории, их значением для духовно-нравственного развития личности, а также их влиянием на общественную и культурную жизнь российского общества. Например, курс истории древнего мира включает большое количество понятий, которые требуют высокого уровня развития абстрактного мышления. Это такие сложные понятия как цивилизация, государство, а также формы государственного правления. Уже на данном этапе история помогает учащимся понять, как и почему произошли важнейшие события, что позволило сформировать современный мир. Это знание способствует осознанному восприятию окружающей действительности.
При этом перед учителями-историками возникает множество серьезных вопросов, прежде всего касающихся целей исторического образования. В зависимости от того, чему и зачем мы стремимся обучать, должны по-разному формироваться как структура исторического образования, так и средства обучения и методические подходы. Для «школьной» истории вопрос «зачем?» является наиболее сложным — этот предмет, в отличие от других, сильно оторван от повседневной практики и практически лишен прикладного значения. В отличие от физиков, географов или преподавателей иностранных языков, мы не можем сказать ученику: если не овладеешь знаниями, окажешься в затруднительном положении в определенной бытовой или производственной ситуации. К сожалению, интерес к познанию прошлого ради самого познания не всегда присутствует у учеников 5-11 классов. Однако занятия историей призваны решать гораздо более важные задачи, чем просто удовлетворение человеческого любопытства. История является ключевой дисциплиной среди школьных предметов, исследующих человеческое общество.