Фрагмент для ознакомления
2
На современном этапе развития системы образования в Российской Федерации важной является проблема профилактики насилия в образовательных организациях. Это связано с тем, что участились случаи проявления жестокости и агрессивного поведения обучающихся – буллинга, который оказывает негативное влияние на формирование личности младшего школьника.
Данные статистических исследований свидетельствуют, что порядка 20-25% учеников младших школьников становятся жертвами постоянной или эпизодической школьной буллинга (травли). Поэтому проблема раннего выявления и профилактика буллинга является актуальной для психолого-педагогической науки и практики работы учителей начальной школы.
В научной литературе проблема буллинга рассматривается в работах зарубежных (В. Бесаг, Д. Лэй, Д. Олвеус, А. Пикас, Е. Роланд, Петер Пауль Хайнеманн и другие) и отечественных исследователей (М.Ю. Белякова, И.С. Бердышев, А.А. Бочавер, Н.С. Маслова, Н.Г. Янова, А.Н. и другие). Вопросы профилактики и преодоления буллинга поднимаются в исследованиях М.А. Беляевой, М.Н. Бессонова, М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаевой. В научных исследованиях подчеркивается, что буллинг оказывает негативное влияние на формирование личности, в том числе на эмоциональное состояние школьников.
В современных условиях становится очевидным, что успешное решение проблемы буллинга во многом зависит от совместных усилий педагогов, психологов, социальной службы школы, родителей. Возникла потребность обоснования путей и средств решения проблемы в рамках педагогической науки и накопленного практического опыта.
Проблема исследования: каковы особенности эмоционального состояния школьников, переживших буллинг? Актуальность исследования, выявленные противоречие и проблема позволили сформулировать тему нашего исследования: «Эмоциональное состояние учащихся, переживших буллинг».
Цель исследования: изучение особенностей эмоционального состояния учащихся, переживших буллинг.
Объект исследования: проявления буллинга у учащихся начальной школы.
Предмет исследования: особенности эмоционального состояния учащихся, переживших буллинг.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «буллинг» в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности проявлений буллинга у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить наличие проявлений буллинга у учащихся начальной школы и особенностей их эмоционального состояния.
4. Составить рекомендации для педагога по профилактике и преодолению буллинга у младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы в работе учителя начальных классов по диагностике и профилактике буллинга младших школьников.
База исследования: исследование проходило на базе одной из МБОУ «СОШ № 31». В исследовании принимали участие учащиеся 4 класса в количестве 21 человека.
Методы исследования:
теоретические (анализ психолого-педагогической литературы);
эмпирические (эксперимент, тестирование);
методы обработки и интерпретации результатов.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.
Глава 1 Теоретический анализ проблемы эмоционального состояния учащихся, переживших буллинг
1.1 Понятие «буллинг» в психолого-педагогической литературе
Понятие «буллинг», формы проявления буллинга, психологическая структура буллинга рассматривается в зарубежной и отечественной психологии. Значимый вклад в изучение понятия «буллинг» внесли такие зарубежные исследователи, как Э. Адамс, Э. Миллер, Д. Олвеус, Е. Роланд, Т. Фалд и другие. В отечественной психологии буллинг изучается в работах А.А. Бочавер, И.Г. Малкиной-Пых, А.Н. Ярминой и др.
Термин «буллинг» в научный оборот ввел Э. Адамс. Под этим понятием он подразумевал разные виды притеснения личности. В дальнейшем буллинг стал пониматься как форма издевательства, травли человека или группы лиц. С английского слово «bullying» переводится как «издевательство», слово bully – «хулиган, задира, грубиян».
Исследователь буллинга, один из первых авторов программ профилактики школьного буллинга Д. Олвеус отмечает, что буллинг относится к виду отклоняющегося поведения, такой форме взаимодействия с другими людьми, которая причиняет вред, дискомфорт. Буллинг может осуществляться в отношения одного человека или группы лиц. Посредством буллинга человек проявляет свою агрессию, властное отношение, унижение других людей [6].
Значимость проблемы буллинга в современном обществе признается в ряде зарубежных стран, где разрабатываются и внедряются программы противодействия буллингу. Например, в США, в странах Европы реализуются государственные программы профилактики школьной травли. Значимость таких программ широко признается всеми специалистами, занимающимися проблемой школьной дискриминации, травли, агрессивности в отношении сверстников. Статистика буллинга свидетельствует о многочисленных случаях школьной травли, частом проявлении агрессивности между детьми, а также о негативном влиянии буллинга на всех участников данного процесса. Это затрагивает как зачинщиков и их жертв, так и свидетелей травли. Актуальность проблемы профилактики буллинга, повсеместная распространенность случаев травли подчеркивает также признание Международного дня борьбы с буллингом (27 января).
В отечественной психологии проблема буллинга также является предметом исследования (М.Ю. Белякова, А.А. Бочавер, Е.В. Гребенкин, И.Г. Малкина-Пых, М.Ю. Миронова и др.). Разными авторами в понятие буллинга включаются различные категории – физическая и вербальная агрессия, прямая и косвенная травля, сплетни, хейтерство и другие случаи негативного отношения одного человека к другому.
И.С. Бердышев под буллингом понимается форму проявления насилия по отношению к другим людям или группам людей в виде сознательного выполнения действий агрессии или травли. При этом данные действия не носят характера самозащиты, а осуществляются с целью унижения другой личности. Буллинг может осуществляться как одним лицом, так и группой лиц. Травля может быть направлена как на одного человека, так и группу людей. Часто проявления буллинга встречаются в детских коллективах, особенно в школах [4].
М.Ю. Миронова считает, что буллингом может называться различные формы притеснения и травли. К ним относятся запугивание, физические акты агрессии, вербальные формы травли, подчинение своей воле других людей, желание вызвать у человек боязнь, страх, «психологические атаки и террор». При этом буллинг отличается от единичных актов агрессии тем, что он осуществляется постоянно, имеет длительный и стойкий характер, оказывает неблагоприятное воздействие на психологическое состояние всех участников буллинг-структуры [14].
И.Г. Малкина-Пых отмечает, что буллинг – это школьная травля, включающая различные действия агрессора (зачинщика) по отношению к другому ребенку (жертве). Данные действия направлены на: запугивание, унижение, насилие, подавление личности. Формами проявления агрессивности являются акты вербального насилия, физического насилия, которые в свою очередь разделяются на прямые и косвенные. Значительный вклад И.Г. Малкина-Пых внесла в изучение психологических особенностей поведения жертвы буллинга, а также особенностей поведения агрессора [12].
Н.С. Маслова выделяет следующие системы отношений в структуре буллинга: «обучающийся – обучающийся», «обучающийся – группа обучающихся», «обучающийся – педагог». Буллинг может встречаться не только в детском коллективе между собой, но и в отношениях между педагогами и учениками. Учителя также могут проявлять буллинг в виде косвенной вербальной агрессии по отношению к ученику, пренебрежения к его интересам и чувствам [13].
Е.В. Гребенкин придерживается сходной точки зрения и считает, что в школе буллинг имеет широкий спектр проявлений, как между учениками, так и между педагогами. Именно в школе, особенно в подростковой среде, случаи буллинга являются наиболее распространенными. Это обусловливает необходимость своевременного выявления буллинга и реализации мер по противодействию и профилактике буллинга среди школьников [8].
Буллинг имеет несколько видов и форм проявления. Д. Олвеус одним из первых разработал опросник для диагностики буллинга, в котором выделил следующие его формы:
прямой и косвенный буллинг;
активный и пассивный буллинг.
Прямой активный буллинг – это различные формы физической агрессии – удары, пинки, нанесение телесных повреждений, обидные жесты, порча вещей, кража вещей и др. Также к прямому активному буллингу относятся акты вербальной агрессии – обидные слова, прозвища, запугивание, оскорбления, угрозы.
Косвенный активный буллинг осуществляется не напрямую и выражается через различные сплетни о другом человеке, бойкоты, изолирование и другие формы социальной депривации личности.
Пассивный буллинг – это подверженность агрессии со стороны другого человека или группы людей. Прямой пассивный буллинг – это подверженность физической и вербальной агрессии, косвенный пассивный буллинг – это подверженность социальной депривации и социальной изоляции в коллективе.
И.Г. Малкина-Пых все виды буллинга разделяет на два вида – физический и вербальный [12].
Физический буллинг – это различные формы физической агрессии по отношению к другому лицу. К физическому буллингу относятся:
акты применения физической силы: удары, шлепки, избиения, подзатыльники;
использование подручных средств для ударов: палки, ножа, оружия и т.д.;
порча имущества другого человека: личных вещей, учебников, одежды;
различные формы физического унижения, например, поставить человека на колени и т.д.
В школьной среде также широко распространен вербальный буллинг, который включает:
слова-оскорбления в адрес жертвы, насмешки;
использование определенной интонации голоса;
присвоение прозвищ;
постоянные замечания, критика;
необъективная оценка личности;
игнорирование человека, отказ общаться с ним;
унизительные надписи на доске;
разные формы клеветы, сплетен.
А.И. Моисеева считает, что причина буллинга среди школьников являются внутренние и внешние факторы [15].
К внутренним факторам относятся психологические особенности личности агрессора и жертвы. Для агрессора характерны склонность к агрессивности, повышенная конфликтность, слабость самоконтроля, низкий уровень коммуникативных навыков. Для жертвы – трудности коммуникации со сверстниками, трудности адаптации в коллективе, неумение «постоять за себя», неблагоприятный социометрический статус в коллективе.
К внешним факторам буллинга относятся неправильный стиль семейного воспитания, которые формирует у школьников повышенную агрессивность, негативный опыт общения и взаимодействия со сверстниками в детских коллективах, трансляция конфликтного типа общения с окружающими людьми, особенности школьной среды, которые провоцируют проявления буллинга, например, авторитарный стиль общения педагогов, неблагоприятный психологический климат в классе.
В психологической структуре буллинга выделяются следующие психологические роли (треугольник Карпмана):
зачинщик конфликта, или преследователь, обидчик, который инициирует буллинг;
жертва, на которую направлена вербальная или физическая агрессия;
наблюдатели, или свидетели школьной травли, которые видят ситуацию со стороны.
С. Карпман считает, что независимо от того, какую роль выполняет участник буллинга, она негативно отражается на его психологическом состоянии. Поэтому работа должна проводиться со всеми школьниками, как с зачинщиками травли, так и с жертвой, а также с наблюдателями буллинга.
Таким образом, буллинг – это любая форма проявления длительного и систематического насилия (эмоционального, вербального, физического), направленного против человека или группы лиц, которые заведомо слабее психологически и физически. Буллинг может быть прямым и косвенным, активным и пассивным, вербальным и физическим.