Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня в педагогике появилось много имен исследователей, чьи исследования также представляют существенный вклад в развитие российской гуманитарной науки. Так, важно обратить внимание на научное творчество Андрея Наумовича Иоффе.
Андрей Наумович Иоффе – кандидат исторических наук, доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета. Андрей Иоффе на протяжении 15 лет работал учителем истории и обществознания в школе. Разрабатывал собственные курсы по истории религии и политологии. Участвовал в написании нескольких учебников по обществознанию. Также является автором монографических работ и научных статей, касающихся как вопросов методики, так и проблем современного образования и места обществознания как учебной дисциплины в контексте современной образовательной системы. Более 20 лет работает в системе повышения квалификации педагогов. С 1996 года (с перерывами) – член жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России».
Так, объект исследования – личность А.Н. Иоффе.
Предмет исследования – личность А.Н. Иоффе как педагога – организатор.
Цель работы – рассмотреть особенности личности А.Н. Иоффе как педагога-организатора.
Задачи исследования:
-рассмотреть жизненный и творческий путь педагога ;
-описать современные вызовы и риски развития гражданского образования в России;
- рассмотреть методики А.Н. Иоффе, в частности, педагогический дизайн: блоки и модули.
Методы исследования: анализ и обобщение материалов исследования, соответствующих теме исследования.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения материалов исследования в рамках преподавания дисциплины «Педагогика» для студентов педагогических специальностей.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА А.Н. ИОФФЕ
1.1. Жизненный и творческий путь педагога
Сегодня Андрей Наумович Иоффе получил известность как российский педагог, историк, ученый. Также он доктор педагогических наук, кандидат исторических наук.
Местом работы длительное время Андрея Наумовича является Московский городской педагогический университет, где она занимает должность заведующего лабораторией развития личностного потенциала в образовании [18].
Область научных интересов Андрея Наумовича составляет: педагогическое мастерство и общая культура педагога; технологии и методики обучения и воспитания школьников; проектная деятельность в образовании и проектное мышление; гражданское образование и социальное проектирование; вопросы преподавания истории и обществознания; коммуникация и стратегии взаимодействия всех участников образовательных отношений; оценивание педагогической деятельности; конструирование и планирование современного занятия; мотивация в образовательном процессе.
Андрей Наумович вырос в городе Пушкино, Московской области. В 1991 году окончил с красным дипломом Московский областной педагогический университет им. Н.К. Крупской [18].
В 1997 году Андрей Наумович защитил кандидатскую диссертацию «Социально-политические проблемы образования 1920-х годов (на примере Москвы), в 2010-м презентовал докторскую диссертацию «Теория и практика подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников».
Также Андрей Наумович работал учителем истории и обществознания в школах Московской области, позже преподавателем в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Российской Академии образования, Московском институте развития образования, Московском институте открытого образования.
С 2016 года был принят на должность преподавателя Московского городского педагогического университета.
Андрей Наумович является автором 140 научных работ, в том числе 5 монографий, 14 учебных пособий, 5 учебников [18].
Андрей Наумович за свой длительный труд был неоднократно представлен награждению. Так, в его портфолио можно увидеть Почетную грамоту Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного процесса, в подготовке и повышении педагогической и научной квалификации научно-педагогических кадров (2006 г.); Грамоту Правительства Москвы и Департамента образования города Москвы за проведение экспертизы проектов и участие в жюри VIII Городского конкурса социальных проектов обучающихся «Я – гражданин России» (2009 г.); Диплом Министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова «За большой вклад в подготовку и проведение Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014» (2014 г.).
Научная деятельность Андрея Наумовича многогранна и затрагивает разные аспекта преподавания.
1.2. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России
Рассмотрим основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Анализ существующих исследований и концепций в области гражданского образования свидетельствует о необходимости дальнейшего обоснования роли учителя в создании условий для гражданского воспитания школьников и разработки комплексной модели подготовки учителя, направленной на отказ от позиции лидерского влияния, толерантность к альтернативным позициям и взглядам, открытость и дискуссионность преподавания.
2. Необходимость разработки инклюзивной модели подготовки учителей, направленной на открытость и дискуссионность преподавания, стандартов и показателей готовности учителя к поддержке процесса гражданского становления школьников ориентированы на результаты образовательной деятельности по повышению гражданской осведомленности, формированию гражданских навыков, поддержке гражданской активности и выработке гражданской позиции.
3. Готовность педагогов к поддержке процесса гражданского воспитания школьников проявляется в их способности находить адекватные ответы на различные вызовы времени и учитывать потенциальные риски в своей образовательной деятельности, что отражает динамизм педагогической позиции и рефлексивную направленность образовательной деятельности.
4. В образовательной среде важно учитывать пространство гражданского становления, которое можно охарактеризовать набором факторов и условий, включающих ценностно-мировоззренческие, оценочно-рефлексивные, информационные, предметно-дидактические, технологические, смысло-деятельностные, мотивационные, методические, коммуникативные, организационные и креативные.
5. Использование активных и интерактивных стратегий взаимодействия в образовании, творческие подходы к передаче информации и установление равноправных партнерских отношений являются основой для создания пространства гражданского становления в образовательном процессе, организации диалога и взаимодействия, создания условий для гражданского самосознания, содействия формированию гражданских навыков и мотивировать и помогать учащимся развивать собственные гражданские навыки, что предполагает изменение роли учителя.
6. Социальное проектирование в образовательном процессе является необходимым условием формирования гражданственности школьников и требует понимания его теоретических основ, анализа социальной ситуации, построения целеполагания, формулирования проблем, предложения задач и ожидаемых результатов, выбора путей решения проблем, планов действий на планируемом уровне реализации, отслеживания промежуточных и конечных результатов и т.д. В области подготовки педагогов необходимы целенаправленные усилия по использованию практических рекомендаций, в том числе подходов.
7. Модель подготовки учителей по трем уровням (ценностный, созидательный и практический) и четырем направлениям (гражданское сознание, гражданские навыки, гражданское действие и гражданская позиция) является эффективным способом создания пространства для гражданского становления учащихся в образовательном процессе, где учителя приобретают опыт активного взаимодействия, сотворчества, социального проектирования, ценностей в современном образовании ориентированные дискуссии, предполагается ориентация на плановое образование [5, с. 7].
Поэтому, согласно научно-публицистическим материалам Андрея Наумовича, под гражданским образованием следует понимать школьное образование различной направленности, направленное на формирование гражданских качеств и развитие гражданских позиций у подрастающего поколения граждан. Гражданственность здесь носит социокультурный и нравственный, а не правовой характер и не отождествляется с гражданством государства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл; Академия, 2007. 528 с.
2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем Ю / Дениел Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой, б-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 544 с.
3. Иоффе А.Н., Бычкова Л.В. Развитие личностного потенциала на занятиях. Учебное пособие // М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее». 2021. 280 с.
4. Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ / В.Л. Бенин. – Уфа: Изд-во БГПИ, 1997. – 160 с.
5. Бычкова Л.В., Иоффе А.Н., Маркова В.К. Блочно-модульный конструктор как инструмент обучающегося сообщества педагогов для проектирования образовательных событий // Вестник педагогических инноваций. 2021. № 1 (61). С. 5−25.
6. Бычкова Л.В., Иоффе А.Н., Битюцких Е.В. Кейс-технология в проведении комплексного межмодульного экзамена в магистратуре // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2023. № 3 (70). С. 120−132.
7. Иоффе А.Н., Бычкова Л.В., Данилина А.А., Бородкина Н.В. Рефлексивные практики для развития личностного потенциала обучающихся в системе повышения квалификации педагогов // Психология одаренности и творчества: Сборник научных трудов V международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 14−15 ноября 2023 года. М.: Известия института педагогики и психологии образования. 2023. С. 318−325.
8. Иоффе А.Н., Данилина А.А. Исследование занятия как основа комплексного анализа педагогической деятельности // Преподавание истории и обществознания в школе. 2024. № 1. С. 30−41.
9. Иоффе А. Н., Комаров Р. В. Педагогический дизайн: блоки и модули //Образовательная политика. – 2019. – №. 3 (79). – С. 88-99.
10. Иоффе А. Н. Подготовка учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьника. – ООО ДиректМедиа, 2021.
11. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / под ред. Я. И. Кузьминова и др. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 288 с.
12. Коджаспирова Г М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2001. С. 18.
13. Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / сост., пре-дисл., коммент. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2016. С. 8.
14. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 679 с
15. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя / В.А. Сластенин. – М.: Прометей, 1993. – 177 с.
16. Современный словарь по общественным наукам / под ред. 0. Г. Дани-льяна, Н. И. Панова. М.: Эксмо, 2005.
17. Ямбург Е.А. Ищу учителя, или как нам модернизировать систему педагогического образования // Народное образование. - No 2. – 2013. – С. 100-108.
18. Сайт Университетская библиотека «Online» «Андрей Наумович Иоффе - российский педагог, историк, ученый» Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=author_red&id=103106 [Электронный ресурс] Дата обращения: 18.10.2024
19. Aelterman N., Vansteenkiste M., Haerens L., Soenens B., Fontaine J. R. J., Reeve J. (2019) Toward an integrative and fine-grained insight in motivating and demotivating teaching styles: The merits of a circumplex approach. Journal of Educational Psychology. Vol. 111(3). P. 497–521.
20. Seligman M., Ernst R., Gillham J., Reivich K., Linkin M. (2009) Positive Education: Positive Psychology and Classroom Interventions. Oxford Review of Education. Vol. 35. № 3. P. 293–311.