Фрагмент для ознакомления
2
Одной из важных задач дошкольного образования является создание условий для разностороннего рзавития детей, формирования личности, познавательных процессов. Психическое развитие детей в дошкольном возрасте в условиях целенаправленного воспитания и обучения.
На сегодняшний день проблема психического развития детей дошкольного возраста отражена в трудах Л. И. Божович, Л. C. Выготского, В. В. Давыдова, Л. Ф. Обуховой, Г. А. Цукерман, Г. А. Урунтаевой, Д. Б. Эльконина и др.
В научных исследованиях подчеркивается, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Важность игровой деятельности в формировании личности детей подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
Проблема игры в психологии и педагогике рассматривается в работах Р.И. Жуковской, О.А. Карабановой, Д.Б. Эльконина и других. Различные аспекты методики обучения детей сюжетно-ролевым, дидактическим играм раскрываются в работах В.П. Арсентьевой, З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, Н.Ф. Губановой, Н.В. Краснощековой и других. Игра выступает как средство познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Важность рассматриваемой проблемы, ее значимость обусловили выбор темы исследования: «Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольников».
Цель исследования – изучить роль игры в психическом развитии дошкольников.
Объект исследования – психическое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психического развития дошкольников.
2. Рассмотреть понятие игровой деятельности и виды игр детей дошкольного возраста.
3. Выявить уровень психического развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить направления коррекционной работы по развитию дошкольников с помощью игр.
Методы исследования: теоретические (анализ литературных источников по исследуемой проблеме, обобщение, классификация), эмпирические (констатирующий эксперимент), методы обработки результатов исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1 Теоретические основы проблемы изучения роли игровой деятельности в психическом развитии дошкольников
1.1 Особенности психического развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период от трех до семи лет. На данном этапе онтогенеза происходит личностное, эмоциональное, коммуникативное развитие детей, формирование познавательных процессов. Рассмотрим особенности развития познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, речи, воображения, мышления дошкольников.
Восприятие в дошкольном возрасте совершенствуется и обеспечивает получение информации об окружающем мире посредством различных органов чувств. Для познавательной деятельности необходимы все виды восприятия – зрительное, слуховое, осязательное, пространственное. У дошкольников закрепляются и расширяются представления о сенсорных эталонах, формируются новые представления о явлениях и объектах окружающей действительности. Л.В. Коломийченко отмечает, что благодаря различным видам восприятия у дошкольников накапливаются представления об окружающем мире, что создает основу для развития логического мышления, которое оперирует различными понятиями, дает возможность их сравнивать, обобщать, группировать .
Значительную роль в формировании личности детей дошкольного возраста играет внимание. Благодаря тому, что оно становится более произвольным, дети осваивают навыки управления вниманием. Особенно это актуально при организации развивающих занятий с детьми. На протяжении дошкольного возраста совершенствуются все характеристики внимания – увеличивается его объем, устойчивость, переключаемость и другие свойства. В старшем дошкольном возрасте развивается способность выполнять задания по словесной инструкции, осуществлять самоконтроль действий, корректировать их. При этом важную роль играет речь, которая выполняет функцию планирования и регуляции деятельности. В удержании внимания также важны волевые процессы, а также свойства характера, такие как инициативность, настойчивость, самостоятельность и другие. Развитие логического мышления невозможно без внимания, так как внимание – это сквозной познавательный процесс, который лежит в основе любых видов деятельности человека.
Память в дошкольном возрасте способствует накоплению представлений об окружающем мире. Особенно у детей развита зрительная память, которая опирается на наглядно-образное мышление детей. В то же время у старших дошкольников начинает формироваться словесно-логическая память, которая опирается на речь и логическое мышление. В.С. Мухина считает, что дети не просто механически заучивают тексты, но и способны запоминать с опорой на различные приемы – ассоциации, мнемотехнику, моделирование. Их освоение невозможно без процессов мышления, без логических операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, а также без знаково-символической деятельности .
Особенностью детей дошкольного возраста является развитие воображения, стремления детей реализовать свои познавательные потребности, склонности в различных видах творческой деятельности – рисовании, лепке, конструировании. Это также следует учитывать в работе по развитию эмоциональной сферы и предлагать детям различные виды работ, в которых задействуется воображение. Развитие воображения в дошкольном возрасте осуществляется в процессе различных видов игр, а также в изобразительной деятельности, в трудовой деятельности. Воображение способствует развитию мышления, дает возможность в умственном, воображаемом плане осуществлять мыслительные операции – сравнивать, проводить аналогии, группировать, делать выводы .
В дошкольном возрасте активно формируется речь, совершенствуется словарный запас, усваиваются грамматические категории, что дает возможность связно выражать свои мысли в процессе общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности. Произвольность познавательных процессов, обогащение представлений об окружающей действительности позволяет расширять словарный запас. Речь имеет тесную связь с логическим мышлением, что было доказано в исследованиях Л. С. Выготского, который показал взаимное влияние речи и мышления. Именно поэтому в научных исследованиях часто встречается термин «словесно-логическое» мышление .
В младшем дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. От ситуативной речи ребенок постепенно переходит к контекстной речи. По мнению Д.Р. Алеевой, появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими, необходимостью организации совместной деятельности, например, в процессе сюжетно-ролевой игры, в изобразительной деятельности .
В младшем дошкольном возрасте развивается также общение со взрослыми. По мере взросления речь детей становится всё более инициативной. Расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи дает возможность дошкольникам строить фразы, сложные предложения в процессе диалога со взрослым. А.Г. Гогоберидзе отмечает, что младшие дошкольники учатся задавать вопросы, что способствует формированию умения запроса информации. Вопросы, обращенные к взрослому, имеют познавательный характер. При этом дети младшего дошкольного возраста в процессе беседы используют преимущественно реплики-реакции, краткие эллиптичные реплики .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраухова В.В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В.В. Абраухова. – М.: Директ-Медиа, 2020. – 117 с.
2. Алеева Д.Р. Психологическая готовность детей дошкольного возраста к школьному обучению / Д.Р. Алеева, О.В. Чернова // Психология и социальная педагогика : современное состояние и перспективы развития : сборник научных статей. – Чебоксары, 2023. – С. 7-11.
3. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие / В.П. Арсентьева. – М.: ФОРУМ, 2009. – 144 с.
4. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О.А. Бизикова. – М.: Скрипторий 2003, 2008. – 136 с.
5. Болотина Л.Р. Теоретические основы дошкольного образования: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 218 с.
6. Буслаева М.Е. Основы развития связной речи в процессе онтогенеза / М.Е. Буслаева // Научное значение трудов К.Э. Циолковского: история и современность: материалы 55-х Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. – Калуга, 2020. – С. 284-286.
7. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2023. – 1008 с.
8. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: Питер, 2019. – 464 с.
9. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 121 с.
10. Ежкова Н.С. Теоретические основы дошкольного образования: учебное пособие / Н.С. Ежкова. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 183 с.
11. Зорина Л.Г. Использование современных дидактических игр как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста / Л.Г. Зорина // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 16-2. – С. 134-136.
12. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет / О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
13. Коломийченко Л.В. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник и практикум для вузов / Л.В. Коломийченко. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 212 с.
14. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 250 с.
15. Кукишева Н.Н. Психологическая готовность к обучению в школе / Н.Н. Кукишева, Е.В. Положевец // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2023. – № 25. – С. 27-28.
16. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М.И. Лисина. – М.: Академия, 2012. – 270 с.
17. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2021. – 352 с.
18. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика синтез, 2023. – 368 с.
19. Павлова Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений / Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. – М.: Генезис, 2008. – 80 с.
20. Совершенствование образовательной деятельности в ДОО на основе требований ФГОС ДО: методический конструктор для старшего воспитателя / Ю.А. Афонькина, Т.В. Кузьмичева, Д.А. Морозова. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2020. – 174 с.
21. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в редакции 2023 года). – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.
23. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2008. – 390 с.
24. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 2007. – 360 с.