Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная ситуация изменяется быстрыми темпами под влиянием таких факторов, как глобализация, технологические перемены, быстрое распространение торговых марок, новые формы торговли, увеличение цен на товары, изменение роли рекламы и т.д.
Актуальность данной темы исследования связана с тем, что разработка товарных стратегий необходима организации для улучшения своих позиций на рынке. Ассортиментная политика – это ключевое звено системы маркетинга предприятия, заключающаяся в создании, производстве товаров для потребления. Основная ее цель заключается в получении максимальной стоимости, вложенной в производство товаров. Если ассортимент предприятия будет пользоваться спросом, то компания сможет обеспечить себе прибыль.
Предметом работы выступает коммерческая работа оптового предприятия по формированию товарного ассортимента и пути ее совершенствования.
Объект исследования – коммерческая работа оптового предприятия по формированию товарного ассортимента ООО «Металлинвест Плюс».
Целью работы является коммерческая работа оптового предприятия по формированию товарного ассортимента и пути ее совершенствования.
В связи с этой целью ставятся задачи:
изучение сущности разработки ассортимента
анализ ассортиментной политики оптового предприятия
разработка новой ассортиментной политики.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области маркетинга, данные, материалы специализированных порталов и ресурсы Интернет.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1.СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА
Ассортимент продукции — это совокупность продуктов, которые предприятие предлагает на целевом рынке.
Основные причины формирования ассортимента представлены в Таблице 1.
Таблица 1 - Причины формирования ассортимента [6, c.54]
Причина Понятие
Получение прибыли В современных условиях рынка предприятие приходит к необходимости соблюдения требований к своим товарам, которые должны хорошо продаваться
Рационализация производства Существует необходимость в рационализации процессов сортировки, фасовки, упаковки товаров предприятия
Эффективность поведения предприятия на рынке Необходим учет факторов рынка (требований покупателей, конкуренции, государства), чтобы сформировать модель поведения в сбыте продукции
Ассортимент продукции — это относительно легкий плод для бизнеса, который уже занял нишу для определенного типа продукта.
Тщательное совершенствование ассортимента продукции обеспечивает основу для целевых корректировок для увеличения продаж с учетом бизнес-целей, каналов продаж и требований. Основные усилия направлены на переоценку и оптимизацию ассортимента продукции с точки зрения рентабельности и потребительского спроса.
По мере того, как ассортимент продукции увеличивается в ширину и в глубину, анализ определенных разделов портфолио вплоть до уровня продукта становится все более сложной задачей. Чтобы справиться с этой задачей, используется ряд специализированных методов и приемов для систематических оценок.
Успех товарного маркетинга в любом бизнесе, маленьком или большом, является прямым результатом наличия достаточного ассортимента товаров. Компании создают и продают эти продукты клиентам разного возраста, дохода, покупательского поведения и симпатий и антипатий к продуктам. Обеспечение правильного ассортимента продукции является главным приоритетом для компаний.
Даже такие крупные компании, как Coca-Cola, постоянно оценивают свою маркетинговую стратегию, чтобы стимулировать дальнейший рост, как показано в Marketing Week. Взглянув на обсуждение ассортимента продуктов и линейки продуктов, можно увидеть два типа ассортимента продуктов. К ним относятся «ассортимент продукции» (или линейка продуктов) и «ассортимент продукции».
Компания может иметь сильный ассортимент продукции в нескольких категориях и сопоставимый ассортимент продукции в этих категориях [8, c.137].
Когда компания разрабатывает сильный ассортимент основной продукции, ассортимент продукции позволяет компании сосредоточиться на этих продуктовых линейках, при этом предлагая достаточное разнообразие по размеру, цвету, вкусу или функциональности, чтобы привлечь широкий круг потенциальных клиентов.
Основное преимущество качественного ассортимента продукции состоит в том, чтобы предоставить компании больше возможностей для привлечения клиентов. и расширить существующие продукты, как показано в маркетинговых планах для малого бизнеса. Многие продукты в ассортименте связаны между собой, поэтому клиенты могут чувствовать близость к бренду и покупать аналогичные продукты. Потребители могут хорошо отреагировать на вводные купоны, чтобы попробовать продукт близкой марки.
В рамках ассортимента принимаются различные решения по товарам, включающие в себя реализацию продукции, марочную политику и присутствие на рынке (Рис.1).
Рисунок 1 - Основные направления формирования товарной стратегии фирмы [6]
Характеристики товарного ассортимента включают:
1. Широта ассортимента. Количество товарных групп всего.
2. Глубина ассортимента. Количество товаров в одной группе.
3. Полнота ассортимента. Наличие разных видов товаров.
4. Устойчивость ассортимента. Постоянное наличие товара.
5. Новизна ассортимента. Появление новых товаров.
6. Гармоничность ассортимента. Связь между товарами в ассортименте по разным свойствам.
Таким образом, предприятие прилагает усилия для эффективной организации работы с товарной номенклатурой, но часто появляется и необходимость разработки новых продуктов. Это связано с тем быстрыми переменами во вкусах людей, технологиями и конкурен¬цией. В рамках разработки ассортиментной политики компания решает вопросы определения марки.
1.2.СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
Ассортиментная политика – это совокупность определенных действий компании, которые направлены на определение товаров, предпочтительных для эффективного функционирования на рынке и обеспечивающих рост прибыли.
В рамках организации ассортиментной политики предприятия формируют и совершенствуют свой ассортимент. Наличие ассортимента значительно расширяет рынок, и легко определяет, какие продукты будут наиболее успешными.
Ассортиментная политика – это ключевое звено системы маркетинга предприятия, заключающаяся в создании, производстве товаров для потребления. Основная ее цель заключается в получении максимальной стоимости, вложенной в производство товаров. Если ассортимент предприятия будет пользоваться спросом, то компания сможет обеспечить себе прибыль [4, c.76].
Ассортиментная политика связана с разработкой линейки продуктов и определения тех, которые более предпочтительны для потребителей, чтобы получить прибыль.
Ассортиментная политика решает принципиальные задачи, связанные с [8, c.65]:
- оптимизация структуры предлагаемых товаров;
- разработка и внедрение на рынок новых продуктов.
Основные цели улучшения ассортиментной политики заключаются в следующем:
- формирование оптимального ассортимента;
- поддержание конкурентоспособности товара;
- целенаправленная адаптация товарного ассортимента к требованиям рынка (покупателей);
- определение перспективных сегментов и ниш, разработка нового товара;
- разработка товарных марок, сервиса, упаковки.
Улучшение ассортиментной политики компаний требует учета следующих моментов [2, c.107]:
- вид товара или услуги, который компания может предложить покупателям, получающим выгоду от их использования
- качество товара или услуги, их основные характеристики
- уровень сервиса
- необходимость модификации предлагаемого товара или услуги
- направление развития ассортимента
- развитие марки товара.
Также ассортиментная политика должна учитывать возможности для обеспечения дополнитель¬ных свойств товаров, а именно сервиса (обязательного предпродажного и послепродажного обслуживания: наличия инструкций к товару, гарантий безотказной работы в течение определенного време¬ни, дополнительного оборудования и запасных частей, продажи сопут¬ствующих товаров, монтажа изделия, ремонта и т.д.).
Таким образом, основной целью улучшения ассортиментной политики является определение конкретного вида товара, его свойств, который был бы востребован на рынке и обеспечивал бы предприятию высокую прибыль.
Планирование ассортимента также важно для предприятий для роста рыночной доли.
Рассмотрим этапы планирования ассортимента.
1. принятие решений о соответствии имеющегося торгового ассортимента спросу на рынке. Глубокое изучение покупательского спроса и ассортимента.
2. анализ позиционирования товаров. Он включает определение зон размещения товара, продуманную последовательность выкладки. При этом необходимо учитывать основы потребительского поведения, спрос на товары.
3. выявление потенциального спроса на товары. Данный этап включает оценку потребителями ассортимента предприятия, что реализуется в форме опроса и интервьюирования.
4. формирование потребностей потребителей. Для этого используют рекламу, программы лояльности. Для организации важно приобретение стимулирующей рекламы, которая используется в любых подходах снижения цен.
5. анализ полученных результатов и разработка корректирующих мероприятий.
Таким образом, разработка ассортимента включает в себя несколько основных стадий, связанных с изучением спроса на рынке, улучшения возможности компании работать на рынке, оценкой ее товарного ассортимента, финансовым анализом. После этого ассортимент может расшириться, что увеличивает экономические показатели деятельности компании.
Рассмотрим основные аспекты реализации ассортиментной стратегии компании.
Рисунок 2 – Схема реализации ассортиментной стратегии [8, c.144]
Разработка ассортиментной политики является сложным и трудоемким процессом, учитывающим текущую рыночную ситуацию, тенденции и стратегии.
При этом важно формирование путем разработки и внедрения в линейку новых товаров.
Речь идет о модификации существующих на рынке товаров или о предложении новых товаров, что показано на схеме жизненного цикла товаров.
Первоначальное появление определенных товаров на рынке и прекращение их реализации отражается в данной схеме:
объем
продаж
Внедрение Рост Зрелость Спад время
Рисунок 3 - Модель жизненного цикла товара [10]
При внедрении товара есть низкий объем продаж и низкий уровень спроса. Он приносит фирме большие убытки из-за высоких затрат на маркетинг, продвижение товаров, исследование.
Этап роста характеризует быстрый темп роста объема продаж, когда у потребителей появляется интерес к товару, это приводит к росту прибыли и снижению затрат.
Стадия зрелости – это замедление и прекращение роста объема продаж, что связано с ростом конкуренции, увеличением затрат на маркетинг.
Стадия спада отражает резкое снижение объема продаж товаров и прибыли [9, c.114].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулов В.Б. Теория организаций [Текст]/В.Б.Акулов. – М.: Юнити Дана, 2022. – 337 с.
2. Бланк И.А. Торговый менеджмент [Текст]/И.А.Бланк. – М.: Юнити-Дана, 2021. – 782 с.
3. Бланк И.А. Управление торговым предприятием [Текст]/И.А.Бланк. – М.: Инфра-М, 2022. – 601 с.
4. Бердников В. Основы бизнес – анализа [Текст]/ В.Бердников. – М.: КНОРУС, 2021. – 495 с.
5. Бобров Ю.Г. Розничная торговля [Текст]/Ю.Г.Бобров. – М.: Лаборатория книги, 2022. – 226 с.
6. Голова А.Г. Управление продажами [Текст]/ А.Г.Голова. – М.: Дашков и К, 2023. – 277 с.
7. Глинн Дж. Стратегия бизнеса [Текст]/Д.Глинн. – Новосибирск: РАН, 2021. – 313 с.
8. Голов Р.С. Экономика и управление на предприятии [Текст]/ Р.С.Голов. – М.: Дашков и К, 2021. – 400 с.
9. Дашков Л.П. Организация, технология и проектирование предприятий в торговле [Текст]/Л.П.Дашков. – М.: Дашков и К, 2020. – 456 с.
10. Золотогоров В. Г. Товарное проектирование [Текст]/В.Г.Золотогоров. – Мн.: Книжный Дом, 2021. – 288 с.
11. Ларионова И.К. Стратегическое управление [Текст]/ И.К.Ларионова. – М.: Дашков и К, 2021. – 274 с.
12. Памбухчианц О.В. Организация торговли [Текст]/ О.В.Памбухчианц. – М.: Дашков и К, 2022. – 294 с.
13. Сергеев И. Экономика организаций (предприятий): Учебник для ВУЗов [Текст]/ И.Сергеев. – М.: Проспект, 2021. – 343 с.
14. Тугускина Г.Н. Торговый менеджмент [Текст]/ Г.Н.Тугускина. – Ростов на Дону: Феникс, 2023. – 220 с.
15. Шеленг Н.С. Экономика торговли [Текст]/ Н.С.Шеленг. – Вышейская школа, 2022. – 560 с.